Предметные: применять биологические термины и понятия; различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; проводить простейшие исследования и объяснять их результаты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием
Метапредметные: формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный биологический эксперимент; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи.
Личностные: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; принятие решения в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.
Здоровьесберегающая технология.
Дидактическая структура урока Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Мотивация 1 мин | Кто такие альпинисты? Какая связь между вами и альпинистами? Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами пойдем в вверх, в горы. И я уверена покорим новую высоту. Для покорения вершин нужна сноровка, Уменье, выдержка, бесстрашие и труд. Ведь только сильных, смелых и отважных горы допускают и к себе зовут. | Слушают, настраиваются на деятельность Ответ: альпинисты-люди, которые покоряют вершины гор. Связь в том, что и альпинисты и мы стараемся идти вверх к вершинам знаний. | готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры | | |
Актуализация учебной деятельности 5 мин | Ребята, послушайте одну информацию из истории мореплавания. Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай. Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий». Недостаток каких веществ спровоцировал тяжёлое заболевание у моряков? Тема нашего сегодняшнего урока… Что мы сегодня узнаем о витаминах? Мы часто слишим о витаминах разную информацию: -Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. -В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. -Витамины нужно принимать только зимой и весной. -Их недостаток может привести к серьезным заболеваниям. Постановка проблемного вопроса: - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. | Отвечают (витамины) Ученики отвечают, используя свои знания.(учитель не корректирует их ответы) | устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки. | высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; | применять биологические термины и понятия; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать |
Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний 5 мин | -Что такое витамины? - Давайте познакомимся с историей открытия этих веществ. -Витамины – это различные органические соединения, которые поступают в организм человека с пищей. Значение витаминов для жизнедеятельности организма чрезвычайно велико. Они влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, иммунитет. В настоящее время известно несколько десятков витаминов. Большинство их не синтезируется в организме человека. Возможно, что в процессе эволюции человек утратил необходимые для синтеза витаминов ферментные системы, поскольку, находясь в тесном контакте с природой, получал огромные дозы витаминов с пищей. | Сообщение обучающихся о витаминах | Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки. | | знать определение понятия витамины; - находить информацию, используя различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о роли витаминов в жизнедеятельности организма - убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ. |
Освоение новых знаний 17 мин | 1. Работа с кейсами (Приложение 1) | Заполняют в тетрадях таблицу, предварительно прочитав текст. | Убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ | высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; | Уметь выявлять важную информацию из данных источников; учатся анализировать, сравнивать, обобщать |
Пробное учебное действие 5 мин | Предлагаю сравнить картины Джузеппе Арчимбальдо. (Приложение 2) Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз? | Сравнивают изображение, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. Делают рисунки в тетради. | выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество | высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное. | подбирать критерии для сравнения объектов; установления причинно-следственных связей, моделирование, поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Пробное учебное действие 5 мин | Только ли в продуктах растительного происхождения содержатся витамины? Предлагаю вам провести эксперименты, доказывающие или опровергающие наличие витаминов в продуктах. (Приложение 3) Задание: «Корзина здоровья». Перед вами «корзина здоровья» распределите продукты, фрукты, овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке. | Ответ: также витамины есть в продуктах животного происхождения. В аптеках можно приобрести готовые препараты разных витаминов. Проводят эксперименты в группах, делают выводы (Витамины содержатся не только в растительной, но и животной пище). Ученики по одному выбирают себе продукт с содержанием того витамина, который они изучили (работа в группе). | выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; выделять главное. | построение логической цепи рассуждения |
Самопроверка 5мин | Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Что вы узнали на уроке? Слайд Итак, сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. Итак, каким должен быть состав полноценной пищи? (кластер) | Витамины содержатся как в растительной, так и животной пище. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. 5.При недостатке витаминов могут развиться заболевания. Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь. -Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной. -Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов. -Больше времени бывать на улице. -Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе. -Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача. -Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача. -Не злоупотреблять витаминами. Составляют кластер | оценивание усваиваемого содержания; умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; выделять главное. | построение логической цепи рассуждения, учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Рефлексия учебной деятельности 2 мин | Ребята, можете ли вы с уверенностью сказать: -Я могу дать определение… - Теперь я знаю, что… -Что тебе показалось самым удачным, интересным? - Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса. -Что вам показалось сложным? Мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма. | Дети дают ответы | формирование личностного самоопределения | учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя. | |
Домашнее задание | п.3; решите задачи (Приложение 4) | | | | |