СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины и их роль в организме человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ-технология, здоровьесберегающая.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Витамины и их роль в организме человека"»

Предмет Биология

Класс 8в

Тема урока «Витамины»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и видов учебных действий с элементами проблемного обучения и практической работы.

Цель: создать условия для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний о витаминах и их биологической роли в жизни человека через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. Способствовать формированию  сознательного отношения учащихся к собственному здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: применять биологические термины и понятия; различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии; использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа жизни; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; проводить простейшие исследования и объяснять их результаты; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием

Метапредметные: формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный биологический эксперимент; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи.

Личностные: ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; принятие решения в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации.

Технологии:

ИКТ технология;

Технология проблемного обучения;

Технология развития критического мышления;

Здоровьесберегающая технология.


Методы и приемы:

словесный (сообщения учащихся)

Проблемный

Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы

Исследовательский- проведение эксперимента





Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Этапы урока (время)


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивация

1 мин

Кто такие альпинисты? Какая связь между вами и альпинистами?


Да, вы на каждом уроке покоряете новые вершины. Сегодня мы с вами пойдем в вверх, в горы. И я уверена покорим новую высоту. Для покорения вершин нужна сноровка, Уменье, выдержка, бесстрашие и труд. Ведь только сильных, смелых и отважных горы допускают и к себе зовут.


Слушают, настраиваются на деятельность


Ответ: альпинисты-люди, которые покоряют вершины гор. Связь в том, что и альпинисты и мы стараемся идти вверх к вершинам знаний.

готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры



Актуализация учебной деятельности

5 мин

Ребята, послушайте одну информацию из истории мореплавания. Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай. Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий».

Недостаток каких веществ спровоцировал тяжёлое заболевание у моряков?


Тема нашего сегодняшнего урока…

Что мы сегодня узнаем о витаминах?

Мы часто слишим о витаминах разную информацию:

-Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

-В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

-Витамины нужно принимать только зимой и весной.

-Их недостаток может привести к серьезным заболеваниям. 


Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.


















































Отвечают (витамины)





















Ученики отвечают, используя свои знания.(учитель не корректирует их ответы)


устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки.






























































































































высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;


применять биологические термины и понятия; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний

5 мин

-Что такое витамины?

- Давайте познакомимся с историей открытия этих веществ.


-Витамины – это различные органические соединения, которые поступают в организм человека с пищей.

Значение витаминов для жизнедеятельности организма чрезвычайно велико. Они влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, иммунитет.

В настоящее время известно несколько десятков витаминов. Большинство их не синтезируется в организме человека. Возможно, что в процессе эволюции человек утратил необходимые для синтеза витаминов ферментные системы, поскольку, находясь в тесном контакте с природой, получал огромные дозы витаминов с пищей.


Сообщение обучающихся о витаминах




















Ученик определяет значимость данного материала для себя и отечественной науки.




























знать определение понятия витамины;

находить информацию, используя

различные ресурсы, и подготавливать учебные проекты, сообщения о

роли витаминов в жизнедеятельности организма

- убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ.

Освоение новых знаний 17 мин

1. Работа с кейсами (Приложение 1)









Заполняют в тетрадях таблицу, предварительно прочитав текст.

Убедиться, что витамины — незаменимые компоненты пищи, играют значимую роль в обмене веществ


высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;


Уметь выявлять важную информацию из данных источников; учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Пробное учебное действие 5 мин


Предлагаю сравнить картины Джузеппе Арчимбальдо. (Приложение 2)

Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз?





Сравнивают изображение, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. Делают рисунки в тетради.

выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество




высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

выделять главное.


подбирать критерии для сравнения объектов;

установления причинно-следственных связей, моделирование,

поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

Пробное учебное действие 5 мин


Только ли в продуктах растительного происхождения содержатся витамины? Предлагаю вам провести эксперименты, доказывающие или опровергающие наличие витаминов в продуктах. (Приложение 3)





Задание: «Корзина здоровья».

Перед вами «корзина здоровья» распределите продукты, фрукты, овощи по содержанию витаминов, с которыми вы познакомились на уроке.


Ответ: также витамины есть в продуктах животного происхождения. В аптеках можно приобрести готовые препараты разных витаминов.


Проводят эксперименты в группах, делают выводы (Витамины содержатся не только в растительной, но и животной пище).


Ученики по одному выбирают себе продукт с содержанием того витамина, который они изучили (работа в группе).

выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество




вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять главное.


построение логической цепи рассуждения

Самопроверка 5мин

Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока.

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Что вы узнали на уроке? Слайд

































Итак, сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.



































Итак, каким должен быть состав полноценной пищи?

(кластер)


  1. Витамины содержатся как в растительной, так и животной пище.

  2. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

  3. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

  4. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

5.При недостатке витаминов могут развиться заболевания.



Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь.

-Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

-Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

-Больше времени бывать на улице.

-Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

-Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

-Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

-Не злоупотреблять витаминами.




Составляют кластер

оценивание усваиваемого содержания;


умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

выделять главное.


построение логической цепи рассуждения, учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   

































Рефлексия учебной деятельности 2 мин

Ребята, можете ли вы с уверенностью сказать:

-Я могу дать определение…

- Теперь я знаю, что…

-Что тебе показалось самым удачным, интересным?

- Оцените, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

-Что вам показалось сложным?

Мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма.


Дети дают ответы













формирование личностного самоопределения


учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя.



Домашнее задание

п.3; решите задачи (Приложение 4)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!