ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Тема урока | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника |
Тип урока | Изучение новой темы |
Цель | Сформировать представление о понятии всасывания, изучить роль печени в организме и функции толстого кишечника. |
Задачи | обучающие: формировать знания о строении кишечных ворсинок, о строении, функциях печени и её значении, и значении толстого кишечника; развивающие: развивать умения работать с учебником, находить необходимую информацию, анализировать её: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; воспитывающие: формировать научное мировоззрение. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Познакомить учащихся с понятием всасывания, со строением кишечных ворсинок, с функциями печени и ролью толстого кишечника. Метапредметные -А) регулятивные: -учить ставить цель и намечать план действий; - развивать внимание; - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Б) коммуникативные: -формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; -формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; В) познавательные: -развитие умения работать с информацией; -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); -развитие умения использовать различные способы поиска информации; В) Личностные: - формировать умение осознанно трудиться над поставленной целью. -формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -воспитывать интерес к химии, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей. |
Основные понятия и термины, изучаемые на уроке | Всасывание, Кишечные ворсинки Функции печени Роль толстого кишечника |
Ресурсы | Учебник Колесов Д.В и др. Биология, 8 класс., доска, проектор, экран, пособие по биологии 8 класс. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этап урока. | Содержание учебного материала. Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Форма организации учебной деятельности | Формирование УУД. |
1 этап. Организационный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя | | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности |
2 этап. Актуализация знаний | Итак, ребята, на прошлом уроке мы свами изучили тему пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действии ферментов, и давайте вспомним, что представляет собой желудок? И где располагается желудок? (желудок- это самая широкая часть пищеварительного канала, он располагается под диафрагмой, в левой части живота) Как пищевой комок попадает в желудок? (через глотку попадает в пищевод, попадает измельченной и пропитанной слюной) Что представляет собой двенадцатиперстная кишка? (начальная часть тонкой кишки) Из скольки отделов состоит тонкий кишечник? (из трех: двенадцатиперстной кишки, тощей кишки и подвздошной кишки) Итак мы с вами сказали, что пища проходит по тонкому кишечнику, а что же происходит с пищей в тонком кишечнике? (всасывание продуктов расщепления питательных веществ) | Повторяют прошлый материал, отвечают на вопросы учителя. | Работа с текстом, понятиями, учебником, групповая работа | Регулятивные: освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты, делать выводы); |
4 этап. Целеполагания | Запись даты и темы урока учащимися в тетради. Цели урока обсуждаются с учащимися. Задачи сегодняшнего урока – узнать, что представляет собой всасывание, изучить функции печени и роль толстого кишечника. Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | Записывают дату и тему урока в тетради. Слушают учителя. | Беседа | Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно) |
5 этап. Осмысление (изучение нового материала) | Итак, тема нашего сегодняшнего урока Всасывание, Роль печени. Функции толстого кишечника., Что же такое всасывание? откройте учебник на странице 212, прочитайте и запишите это понятие себе в тетрадь, Итак, а теперь своими словами. Вопрос, а в разных частях пищеварительного тракта везде одинаково происходит всасывание или нет? (работа с учебником, находят как происходит всасывание в разных частях пищеварительного тракта) Всасывание происходит в кишечных ворсинках, зарисуйте схематично строение ворсинки и подпишите. Итак, обратите внимание, что представляют собой эти ворсинки? (выросты кишечной стенки) отметьте это себе в тетрадь. Обратите внимание, вы выяснили что в желудке в небольшом количестве всасываются так же аминокислоты и глюкоза, но поступив в кровь, куда они направляются? (к печени) Печень и её роль в организме. Зарисуйте схематично печень и подпишите. Запишем и сформулируем её функции в организме. (работа с учебником) Толстый кишечник. Схема строения на экране. Главная функция толстой кишки? (отделение оставшейся воды от непереваренных остатков пищи), работа с учебником. Мы с вами отметили что толстый кишечник состоит из нескольких отделов: слепой, ободочной, сигмовидной и прямой кишки. А что же такое аппендикс? (червеобразный отросток отходящий от слепой кишки) зарисуйте схематично себе в тетрадь (рис 101) Воспалением аппендикса называют аппендицитом! Запишите себе в тетрадь. Функции аппендикса (защитная функция) | Ученики записывают необходимую информацию в тетрадь, слушают учителя, работают с текстом. Выполняют задания. | Работа с текстом, понятиями, учебником, групповая работа | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - поиск и выделение необходимой информации Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять. внимание, желание узнать больше. |
6 этап. Закрепление и обобщение | Итак ребята, ещё раз проговорим: Что такое всасывание? (это поступление различных веществ в кровь и лимфу) Где происходит всасывание? (в кишечных ворсинках, в разных частях пищеварительного тракта: в ротовой полости, в желудке, тонком и толстом кишечнике) Функции печени, перечислим: - активирует ферменты кишечного сока - стимулирует моторику тонкого кишечника - обладает бактерицидным действием - участвует в поддержании постоянства содержания глюкозы в крови - Задерживает разрушенные эритроциты. - в печени синтезируются незаменимые аминокислоты. Главная роль толстой кишки? (отделение оставшейся воды от непереваренных остатков пищи) | Слушают учителя, отвечают на вопросы и формулируют выводы, оценивают работу друг друга а уроке. | Фронтальный вопрос | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - умение адекватно воспринимать оценки; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
8 этап. Домашнее задание | § 33 - читать, выполнить задание 1 (в виде таблицы),2 (с. 216) | Записывают домашнее задание под диктовку учителя. | Инструктаж учащихся | Регулятивные: Планировать деятельность при подготовке домашнего задания |