СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Здоровье человека и безопасность жизни»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая крата урока биологии в 5 классе по теме "Здоровье человека и безопасность жизни".  Цель  урока: Сформировать представление о взаимосвязи здоровья и образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Здоровье человека и безопасность жизни»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2

г. Сургут ХМАО-Югра







Направление: развитие общего образования

Номинация: технологическая карта урока

Тема: технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Здоровье человека и безопасность жизни»

Авторы: Орлова Надежда Трофимовна, Рябова Екатерина Васильевна



































2018

Пояснительная записка

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Учитель: Орлова Надежда Трофимовна (учитель биологии и химии МБОУ гимназия №2 г. Сургут; Рябова Екатерина Васильевна (учитель биологии и экологии МБОУ гимназия №2 г. Сургут)

Тема урока: «Здоровье человека и безопасность жизни»

Цель урока:Сформировать представление о взаимосвязи здоровья и образа жизни.

Задачи урока: Образовательная: рассмотреть вопросы о здоровье человека и безопасности жизни.

Развивающая: продолжить развитие навыков самостоятельности, работы с учебным материалом.

Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью в целом

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- Научиться вести здоровый образ жизни и отучать от вредных привычек своих товарищей;

- Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожоге, обморожении и др.

Метапредметные:

- Регулятивные – научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получить возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

- Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться ориентироваться а возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

- Коммуникативные – научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятые для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получить возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Личностные:

- сформировать навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; стремление к здоровому образу жизни.

Тип, вид урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; комбинированный.

Понятия и термины: Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные.

УМК: «Сфера жизни» Н.И. Сонин, А.А. Плешаков «Введение в биологию»

Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Позитивный настрой учащихся по отношению друг к другу в предстоящей совместной учебной деятельности. (Если впервые использовать в классе, то следует устно объяснить или вывести на экран условие метода. Важно учитывать настроение учащихся с предыдущего урока или взаимоотношения между учащимися. Если, есть ученик без пары, учителю - стать его парой).

Приветствуют учителя.

Приветствуют друг друга.

Правила приветствия:

  • повернуться друг к другу, ладонями поздороваться, начиная с мизинца

  • мизинец – желаю,

  • безымянный – успеха

  • средний - большого

  • указательный – везде

  • большой – и во всём

  • вся ладонь - здравствуй!

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: взаимоуважение. Коммуникативные: установление связей, способствующих взаимодействию. Регулятивные: слушать в соответствии с целевой установкой.

2. Актуализация знаний и формирование темы урока.

Учитель организует работу в парах по предложенному тексту:

Для здоровья, не для смеха
Нас подняли в пять утра,
Чтоб добились мы успеха,-
Так сказали доктора.
Начинаем тренировку -
Бег трусцой доступен всем,
Без уменья и сноровки
И без опыта совсем.
Добежали? Продолжаем,
Нету времени стоять,
Нормативы выполняем -
Нужно гири нам поднять,
На асфальт упасть, отжаться
Сорок восемь раз подряд,
И при этом улыбаться,
Физкультуре каждый рад.
После этих упражнений
Глубже воздуха вдохнуть,
И без страха и сомнений
В речку или в пруд нырнуть.
Тем, кто плавать не умеет,
Не орать по пустякам! –
Не спасет и не согреет,
Лучше волю дать рукам.
После этих упражнений
Нас уже не одолеть,
И микробы, без сомнений,
Не заставят нас болеть.
Автор Элени Керра

-О чем идет речь в стихотворении?

-Что мы знаем о здоровье?

-Зачем нам нужны знания о здоровом образе жизни?

- Для чего нужно вести здоровый образ жизни?

Определяют цели урока.

Работа в парах с текстом.

Учащиеся по очереди дают свои ответы и комментируют их.


Регулятивные: умение контролировать ответы учащихся и свои ответы. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.






3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Изучение нового материала.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Чего вы в первую очередь желаете себе?

- Чего вы в первую очередь желаете своим близким?

  • Тема нашего сегодняшнего урока?

«Здоровье и здоровый образ жизни».



Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры,

делают запись темы урока в тетради.


Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: Оценивать правильность ответов и корректировать свои ответы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: Усвоение новых знаний.

Учитель предлагает сформулировать определение термина «здоровье»: -Что такое здоровье? (сам.стр.146).

По определению ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

  • Многие из вас считают, что забота о здоровье – дело рук ваших родителей и врачей, обязанных лечить вас и оберегать от заболеваний. Но это не совсем верно! Каждый из вас хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. Но что на ваш взгляд необходимо делать для сохранения своего здоровья?

Давайте сейчас посмотрим - из чего складывается ЗОЖ? (ЗОЖ - это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний, повреждений и обеспечению благополучия).

Учитель организует работу в группах по изучению материала по формированию здорового образа жизни:

1 группа – «Вредные привычки»

2 группа – «Рациональное питание»

3 группа – «Двигательная активность»

4 группа – «Гигиена человека».

Самостоятельно работают с текстом электронного учебника § 31, стр. 146, называют составляющие понятия здоровья («ромашка» на доске).









Работа с электронным учебником § 31, стр. 146.



Учащиеся в группах изучают материал по темам, используя электронный учебник и источники Internet.

Отчет учащихся о проделанной работе.

Личностные: понимание важности собственного «Режима дня», «ЗОЖ».

Регулятивные: умение действовать по инструкции учителя; удерживать учебную задачу. Познавательные: работать с текстовой информацией учебника, мультимедийной презентацией, схемой. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
















5.Физкультурная пауза

Во время паузы подготавливают свои учебные места для групповой формы работы.

Слушают музыку и выполняют движения, которые видят на интерактивной доске.


Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений на экране.

6. Первичная проверка понимания

Цель: проверка понимания изучаемой темы.

Учитель организует работу учащихся в группах по теме: «Правила безопасного поведения в природе».







На основе полученных знаний (текст электронного учебника § 31 стр. 150-152) учащиеся самостоятельно формулируют и обосновывают правила безопасного поведения человека в природе.

Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: планировать и контролировать ход выполнения задания, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Познавательные: анализ и синтез информации; построение логической цепи рассуждений; оформление табличных записей. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися, и с учителем в поиске необходимой информации, принимают чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

7.Первичное закрепление

Цель: Научиться распознавать виды опасных воздействий и применять знания о правилах оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задание 1. Распределите последовательность действий при оказании первой помощи при кровотечении:

А) наложим давящую повязку

Б) обработаем края раны настойкой йода

В) обработаем рану перекисью водорода

Г) закроем рану стерильной повязкой

Д) обратимся за помощью в медицинское учреждение

Задание 2. Выберите из текста правильные действия оказания первой помощи при растяжении связок:

А) наложим стерильную повязку на сустав

Б) приложим холод на поврежденный сустав

В) наложим жгут на область выше места повреждения

Г) отправим больного пешком в ближайший медицинский пункт

Д) вызовем «скорую помощь»

Е) наложим фиксирующую повязку на сустав

Самостоятельно выполняют задания 1,2 и озвучивают результат своей работы.



Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные: создание индивидуального «Режима дня учащегося» (заполнение таблицы) с использованием образца на основе личного опыта.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися в поиске необходимой информации.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Задание на период летних каникул: во время летнего пребывания в различных регионах найти информацию о ядовитых животных и растениях данной местности, способах оказания помощи при укусах ядовитыми животными и воздействии ядовитых растений.

Записывают задание в дневник.


9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: Выявить понимание и закрепление целей урока.

Учитель задает вопросы:

- что нового вы узнали сегодня на уроке?

- пригодятся ли эти знания на практике?

- что для вас показалось трудным?

- как можете отметить свое настроение?

На этом мы свой урок заканчиваем. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок. Будьте здоровы.

Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.


Личностные: Формируем умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные: Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Литература

  1. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию 5 класс (электронный учебник).

  2. http://festival.1september.ru/articles/211037/

  3. http://standart.edu.ru/

  4. Примерная программа по  биологии  в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», - М.: Просвещение, 2010;

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!