| ФИО (полностью) | ГАВРКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА |
| Место работы | МБОУ «ЦО №2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением иностранного языка» |
| Должность | Учитель истории и обществознания |
| Предмет | История |
| Класс | 5 «а», 5»б» |
| Тема и номер урока в теме | Библейские сказания – 4 урок в теме: «Западная Азия в древности» - 7 часов, но первый урок о древнееврейских племенах. |
| Предметная программа и её автор | Авторской рабочая программа Н. И. Шевченко по предмету Всеобщая история. История Древнего мира. к учебнику Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс под ред. А.А. Искендерова. |
| Цель урока | Формирование новых знаний о древнееврейских племенах, их месте проживания, занятиях, религиозных верованиях в единого Бога Яхве, преданиях, впоследствии вошедших в Библию, и ценностного отношения к ним |
| Тип урока | Изучение нового материала |
| Модель организации УПД учащихся | Автономное место учителя – 1 ноутбук, экран. |
| Необходимое оборудование | Карта «Западная Азия в древности» |
| Структура и ход урока | |
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания (кейс) на формирование функциональной грамотности |
1 | I. Адаптационный этап. | 1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке | Ученики вспоминают как это писать по-финикийски (особенности финикийского алфавита, что это 22 буквы, выражающие определенный звук, не имеет гласных букв, его позаимствовали греки, потом он стал основой почти всех алфавитов в мире). Выходя к доске пишут особенности природы, занятий финикийцев, остальные догадываются. | Предлагает задание: перенеслись на машине времени в Древнюю Финикию и пробуем писать по-финикийски - без пробелов и гласных букв)все, что видим вокруг (Срдзмнмр. – Средиземное море, прпрнйцвт – пурпурный цвет и т.дт) | |
2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы | Отвечают на поставленные вопросы, привлекая карту на доске. | Фронтальный опрос домашнего задания с привлечением работы с картой на доске. Сравнение и выявление особенностей и различий изученных государств (Египет, Древнее Междуречье, Финикия) | |
2 | II. Основной этап. | 1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта | 1. Предлагается подойти к карте 1 ученику, остальные работают с картами атласа. Самостоятельно определяют по карте место расселения древнееврейских племен. | Учитель объясняет (зачитывает) место расселения древнееврейских племен… «В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря….) | Задание по словесному описанию работа с картой, изучая рельеф, предполагается основное занятие древнееврейских племен |
2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос | Работа с текстом Мифа о первых людях. В процессе беседы приходят к выводу о вере в ЕДИНОГО Бога древних евреев (ЯХВЕ), религии иудаизм, сравнивают с многобожием (язычеством, политеизмом) древних египтян, финикийцев, шумеров, записывают новое понятие (единобожие – монотеизм). | Наводящие вопросы учителя – о скольких Богах идет речь. В процессе беседы объяснение понятия единобожие (монотеизм) Беседа о том, что такое Библия, Ветхий Завет, время появления этого источника. (Учащимся в начальной школе а рамках предметов по православной культуре или курса по мировым религиям эта информация знакома) | В предыдущем параграфе «Финикийские мореплаватели» - стр.76 – Боги финикийцев. Считают количество Богов, в том числе покровителей городов. |
3 | III. Творческий этап. | 1. Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения | Ученики работают с текстом параграфа (п.4 Бог даёт законы), записывают термины. Вспоминают информацию о содержании заповедей. | Учитель обращает внимание на непонятные термины – скрижали, завет. Предлагает их записать. Обращает внимание на содержание заповедей. | На доске «Моисей со скрижалями Завета» Картина Рени Гвидо |
2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий | Учащиеся читают миф, учатся выдвигать гипотезы и подбирать факты в качестве доказательств. Учащиеся читают миф, учатся выдвигать гипотезы, пытаются аргументированно доказать своё согласие или несогласие с предложенными теориями. Учащиеся вспоминают законы Хаммурапи, находят их в предыдущем материале, сравнивают, делают выводы (повышенный уровень сложности) Учащиеся задают вопросы, оценивают полученные знания и записывают д/з | Учитель предлагает познакомиться с Мифом сотворении мира предлагает вспомнить о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны путем эволюции (дарвиновская теория) Учитель предлагает познакомиться с Мифом о всемирном потопе, предлагает вспомнить: встречали ли учащиеся уже похожий миф? Где? У кого? Что у мифов общего? Чем различаются? 3.С помощью наводящих вопросов учитель подводи учащихся к выводу о том, что Заповеди – это скорее нормы морали, в заповедях не прописаны наказания за нарушения конкретных заповедей, хотя некоторые из них впоследствии становятся нормами обычного права ( и законодательными нормами). А вот в законах Хаммурапи – уже четко прослеживаются наказания за противоправные деяния – это уже ЗАКОНЫ. (повышенный уровень сложности) Рефлексия Учитель задаёт разноуровневое домашнее задание | Знакомятся с 1. Мифом о сотворении мира, по заданию учителя размышляют о знакомой уже им теории происхождения человека от человекообразной обезьяны путем эволюции (дарвиновская теория). На экран выводятся образы эволюции человека (чтобы учащиеся наглядно вспомнили теорию эволюции) 2. Миф о всемирном потопе из Ветхого Завета( привести общие черты и различия с мифом о потопе по клинописному тексту на глиняной табличке. Выводятся на доску – данные материалов из периодической печати – (об исследовании египетского Сфинкса японским археологами и гидрологами обнаружившими следы эррозии от большого потока воды, не о разлива Нила а, возможно, от библейской катастрофы, произошедшей около 8-12 тыс. лет до нашей эры. 3.Можно предложить сравнение заповедей Яхве с евреями с уже известным учащимся источником законодательства Древнего Вавилона «Законами Хаммурапи». (повышенный уровень сложности) |