Для того, чтобы определить АД существуют специальный прибор – барометр. Запишите в МЛ Первый барометр был ртутный, придумал его итальянский математик и физик Эванжелиста Торричелли в 1644 году. Мы его рассмотрим в учебнике на с.110 -Из чего он состоит? (стеклянная колба, на колбе шкала, внутри ртуть). Торричелли ходил с этим прибором по разной местности и везде уровень ртути был разным. -Почему ртутный барометр мы рассматриваем на рисунке? (большой, неудобный, опасный) Он используется на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой. - Поэтому был придуман безртутный барометр-анероид, который вы видите у меня в руках, его используют в домашних условиях. -Как устроен? Форма? Шкала? Стрелка? Очень просто: внутри металлическая коробочка, к которой присоединена стрелка. По указанию стрелки на шкале можно узнать, чему равно АД в данный момент. Единица измерения АД – мм.рт.ст. Сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Для этого мне нужен помощник. -Что мы видим? Как это связано с АД? Где оно больше, а где меньше? Сделаем вывод: АД изменяется с высотой. -Ребята, всё внимание на доску. Зная закономерность, расставьте значение АД по пунктам А, Б, В, Г. Работаем в парах. -Кто всё сделал, поднимите руку! Выходим к доске, расставляем значение АД. Дополнительные вопросы команде: Чему равно АД на уровне моря? 760 Сравни, пожалуйста давление в пункте В и пункте Г. Почему такая разница? Сверяем свои ответы. Кто справился заданием – ставит себе 1 балл в лист самооценки, если нет – 0. Итак, ребята. 760 мм.рт.ст. – это нормальное АД. Эту величину нужно запомнить. На каждые 10,5м АД изменяется на 1 мм.рт.ст. -Ребята, давайте подумаем, сказывается ли АД на самочувствии человека? - Как себя будет чувствовать человек в горах? В шахте? - АД влияет на самочувствие человека -Ребята, а кто видел ветер? Конечно, никто. - А кто ощущал? Конечно, все мы. - Почему мы его ощущаем? (движение воздуха) -Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему дует ветер? Откуда он дует? (сверху, снизу, сбоку?) -Как ветер связан с АД? -Что же такое ветер? Ветер – это горизонтальное движение воздуха из области повышенного АД в область пониженного. Ветер дует нам в лицо (вращение руками), Закачалось деревцо (наклоны). Ветерок всё тише, тише (приседания), Деревце всё выше, выше (подтягивание вверх) -Ребята, скажите пожалуйста, какой бывает ветер? (тёплый и холодный, сильный и слабый, быстрый и медленный) -Давайте выделим основные характеристики ветра: Скорость Сила Направление -Как определить направление ветра? (по сторонам горизонта) -Когда мы говорим ветер северный, значит, откуда он дует? В каком направлении? Направление – это то, откуда, с какой стороны дует ветер. -Ребята, кто из вас знает, как называется прибор для определения направления ветра? Прибор – флюгер! Сейчас я вас попрошу выполнить очередное задание в МЛ. Вам необходимо определить направление ветра и заполнить пустые ячейки в таблице. Северный | Западный | Северо-Западный | Юго-Восточный | | | | | Дополнительные вопросы: В каком направлении дует восточный ветер Какой ветер дует на северо-запад Сверяем ответы. Ставим баллы -Как можно определить направление ветра без флюгера? (деревья, облака, флаг, дым) Последнее задание: Вам даны цепочки АД, в каждой цепочке вы должны стрелкой показать направление ветра. 750 770 сильный (20) 760 750 слабый (10) 755 770 средний (15) -Отвечаем у доски. Сверяем. Ставим баллы в лист самооценки Подумайте, в каком случае ветер будет сильнее? Почему? (больше разность) От разности АД зависит скорость ветра, которая измеряется в м/с. Чем выше скорость, тем сильнее будет ветер. Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложит британский адмирал Бофорт в 1805 году. Эту шкалу одобрил международный метеорологический комитет. Во всем мире применяется 12-бальная шкала Боффорта. В США – своя 17-бальная шкала. |