СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Атмосферное давление и ветер"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии в 6 классе на тему "Атмосферное давление и ветер". Маршрутный лист рекомендуется распечатать отдельным файлом, разделить на 2 столбика, сложить пополам, как буклетик.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Атмосферное давление и ветер"»









Технологическая карта урока по географии в 6 классе

на тему «Атмосферное давление и ветер»

с учетом требований ФГОС







Автор: учитель географии

МОУ «СОШ №4» г. Луга

Фомина Анастасия Алексеевна

(первая квалификационная категория)







2020-2021 учебный год

Тема: «Атмосферное давление и ветер»

Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах.

Методы проведения: беседа, работа с различными источниками информации, эксперимент, самостоятельная работа, проверочная работа

Оборудование: мультимедийный проектор, бутылка с водой для постановки эксперимента, энциклопедии, маршрутные листы, барометр, учебник по географии 5-6 класс под ред. А. А. Лобжанидзе изд. «Просвещение»

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять значение понятий: атмосферное давление, ветер; объяснять причину возникновения ветра; измерять атмосферное давление и направление ветра;

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом и приборами; устанавливать причинно-слественные связи;

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету.

Ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, положительный настрой. Загадка:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится (улыбка)

Давайте подарим друг другу улыбку и приступим к работе!



Отгадывают загадку








Слайд 1.






Слайд 2

  1. Определение темы урока.


Постановка целей и задач.




-Ребята, скажите пожалуйста, о какой оболочке Земли вы узнали на предыдущих уроках?

(об атмосфере)

- Что такое атмосфера?

- Какими свойствами обладает воздух?

- Всё верно. А сейчас вытяните руки вперёд ладонями вверх и на левую руку положите учебник. Что вы чувствуете? На какой руке ощущаете тяжесть?

- Странно, а на вашей правой ладони сейчас лежит около 100 кг воздуха.

- Почему мы его не чувствуем - мы узнаем чуть позже.


Теперь знаем, что воздух имеет вес. А раз он имеет вес, то он давит на земную поверхность. Как это явление называется в природе? (АД).


-Ребята, а воздух неподвижен или может находиться в движении? Как это явление называется? (ветер)

-Как мы определим тему нашего урока?

Правильно! Тема сегодняшнего урока «Атмосферное давление и ветер».


Работать сегодня мы будем в парах. Каждому из вас выданы маршрутные листы, подпишите их, запишите тему в МЛ и сегодняшнюю дату.


Определите цель и задачи урока.

Отвечают на вопросы



















Определяют тему урока


Записывают тему урока





Определяют цель и задачу урока




















Слайд 3

  1. Актуализация знаний

- Что же такое АД? Давайте обратимся за помощью к энциклопедии.

- Вы умеете пользоваться словарями? Если нет, тогда я вам подскажу: поиск нужно начинать с оглавления.

- Кто нашел? Прочитайте. У всех такое определение? Прочитайте.

- Ребята, определения разные, а смысл один!!!


АД – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность! Запишите определение в МЛ


- Почему существует АД?

(воздух имеет вес. 1м3 весит 1кг 300гр)


Ребята, мы не ощущаем тяжесть воздуха на себе, так как внутри живых организмов тоже существуем давление. Эти два давления: внутренне и внешнее атмосферное уравновешивают друг друга.

АД – это еще и физический процесс, поэтому вы его будите изучать на уроках физики.

Работа в группах со словарями энциклопедиями







Записывают определение в МЛ


Отвечают на вопросы









Слайд 3

  1. Усвоение нового знания


Ртутный барометр










Барометр- анероид









Эксперимент с бутылкой и водой.
















№1



























«Ветер»











Физкульт-минутка


























№2















№3

Для того, чтобы определить АД существуют специальный прибор – барометр. Запишите в МЛ


Первый барометр был ртутный, придумал его итальянский математик и физик Эванжелиста Торричелли в 1644 году.

Мы его рассмотрим в учебнике на с.110

-Из чего он состоит? (стеклянная колба, на колбе шкала, внутри ртуть).

Торричелли ходил с этим прибором по разной местности и везде уровень ртути был разным.

-Почему ртутный барометр мы рассматриваем на рисунке? (большой, неудобный, опасный)

Он используется на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой.

- Поэтому был придуман безртутный барометр-анероид, который вы видите у меня в руках, его используют в домашних условиях.

-Как устроен? Форма? Шкала? Стрелка?

Очень просто: внутри металлическая коробочка, к которой присоединена стрелка. По указанию стрелки на шкале можно узнать, чему равно АД в данный момент.

Единица измерения АД – мм.рт.ст.


Сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Для этого мне нужен помощник.

-Что мы видим? Как это связано с АД? Где оно больше, а где меньше? Сделаем вывод: АД изменяется с высотой.

-Ребята, всё внимание на доску. Зная закономерность, расставьте значение АД по пунктам А, Б, В, Г. Работаем в парах.


-Кто всё сделал, поднимите руку! Выходим к доске, расставляем значение АД.


Дополнительные вопросы команде:

  • Чему равно АД на уровне моря? 760

  • Сравни, пожалуйста давление в пункте В и пункте Г. Почему такая разница?

Сверяем свои ответы. Кто справился заданием – ставит себе 1 балл в лист самооценки, если нет – 0.


Итак, ребята. 760 мм.рт.ст. – это нормальное АД.

Эту величину нужно запомнить. На каждые 10,5м АД изменяется на 1 мм.рт.ст.


-Ребята, давайте подумаем, сказывается ли АД на самочувствии человека?

- Как себя будет чувствовать человек в горах? В шахте?

- АД влияет на самочувствие человека


-Ребята, а кто видел ветер? Конечно, никто.

- А кто ощущал? Конечно, все мы.

- Почему мы его ощущаем? (движение воздуха)

-Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: почему дует ветер? Откуда он дует? (сверху, снизу, сбоку?)

-Как ветер связан с АД?


-Что же такое ветер?

Ветер – это горизонтальное движение воздуха из области повышенного АД в область пониженного.


Ветер дует нам в лицо (вращение руками),

Закачалось деревцо (наклоны).

Ветерок всё тише, тише (приседания),

Деревце всё выше, выше (подтягивание вверх)


-Ребята, скажите пожалуйста, какой бывает ветер? (тёплый и холодный, сильный и слабый, быстрый и медленный)

-Давайте выделим основные характеристики ветра:

  • Скорость

  • Сила

  • Направление

-Как определить направление ветра? (по сторонам горизонта)

-Когда мы говорим ветер северный, значит, откуда он дует? В каком направлении?


Направление – это то, откуда, с какой стороны дует ветер.

-Ребята, кто из вас знает, как называется прибор для определения направления ветра? Прибор – флюгер!


Сейчас я вас попрошу выполнить очередное задание в МЛ. Вам необходимо определить направление ветра и заполнить пустые ячейки в таблице.


Северный

Западный

Северо-Западный

Юго-Восточный







Дополнительные вопросы:

  • В каком направлении дует восточный ветер

  • Какой ветер дует на северо-запад

Сверяем ответы. Ставим баллы


-Как можно определить направление ветра без флюгера? (деревья, облака, флаг, дым)


Последнее задание: Вам даны цепочки АД, в каждой цепочке вы должны стрелкой показать направление ветра.

  1. 750 770 сильный (20)

  2. 760 750 слабый (10)

  3. 755 770 средний (15)

-Отвечаем у доски. Сверяем. Ставим баллы в лист самооценки


  • Подумайте, в каком случае ветер будет сильнее? Почему? (больше разность)


От разности АД зависит скорость ветра, которая измеряется в м/с. Чем выше скорость, тем сильнее будет ветер.

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложит британский адмирал Бофорт в 1805 году. Эту шкалу одобрил международный метеорологический комитет. Во всем мире применяется 12-бальная шкала Боффорта. В США – своя 17-бальная шкала.


Записывают в МЛ



Рассматривают ртутный барометр в учебнике

Отвечают на вопросы










Рассматривают барометр-анероид







Записывают


Смотрят эксперимент

Делаем выводы
















Выполняют задание №1 в МЛ











Ответ у доски.




Проверяют, оценивают




Записывают



Отвечают на вопросы














Записывают определение











Записывают










Записывают в МЛ









Выполняют задание №2 в МЛ








Проверяют, выставляют баллы





Выполняют задание №3 в МЛ






Проверяют, выставляют баллы





Слайд 4



Учебник с.110












Барометр-анероид









Эксперимент (бутылка с водой)



Слайд 5


























Лист самооценки



Слайд 5

















Слайд 6











Слайд 6










Слайд 7

















Лист самооценки











Лист самооценки






Слайд 8







  1. Домашнее задание

Наш урок подошел к концу.

Запишите домашнее задание в дневники: параграф 43, пересказ. Особое внимание уделите тем вопросам, за которые на уроке вы получили 0 баллов.


Записывают ДЗ в дневник


Слайд 9

  1. Рефлексия

Проверьте, чтобы все ячейки в МЛ были заполнены.

  • Если вы на уроке всё усвоили, всё было понятно поставьте себе в еще +2 балла.

  • Если усвоили не весь материал, а частично – поставьте 1 балл.

  • Если вы ничего не поняли и не усвоили – 0.

  • Посчитайте общее количество баллов, которое будет равняться вашей оценке за сегодняшний урок.


В МЛ на последней странице напишите отзыв о сегодняшнем уроке. Затем МЛ сдаём на проверку, учту вашу работу у доски, поставлю оценки за урок и верну вам! Вы их вклеите себе в тетради.


Всем большое спасибо за урок! С вами было очень приятно поработать!

Заполняют маршрутные листы и сдают на проверку.




Маршрутный лист

Ученик: …………………………

Тема урока: …………………………….

Дата: …………..



Основные понятия

Атмосферное давление




…………………………………..........….. …………………………………………… …………………………………………… ……………………………………………. …………………………………………….


Барометр


…………………………………………… ……………………………………………

Единица измерения АД

………………….

Нормальное АД

…………………..

Закономерность изменения АД с высотой


…………………………………

…………………………………

…………………………………





Задание №1. Расставьте значение атмосферного давления по пунктам

  • 790

  • 650

  • 760

  • 650



Задание №2. Заполнить пустые ячейки, стрелками показать направление ветра.

Северный

Западный

Северо-Западный

Юго-Восточный
















Основные понятия

Ветер

……………………………………….. ……………………………………….. ………………………………………..

………………………………………..


Основные характеристики ветра

  • …………….

  • …………….

  • …………….


Флюгер

……………………………………… ………………………………………




Задание №3. В каждой цепочке стрелкой покажите направление ветра. Определите, в какой из цепочек ветер будет сильнее, в какой слабее.

  1. 750 770

  2. 760 750

  3. 755 770



  • Материал усвоил полностью, всё было понятно +2

  • Частично не понятно, есть моменты, в которых нужно разобраться +1

  • Материал не усвоен, ничего не понятно – 0

  • Общее количество баллов за урок






Сегодня на уроке я узнал (а)





Мне понравилось





Затруднение вызвали





Впечатление от урока одним смайликом




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!