Урок «Арифметическая прогрессия» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам алгебры! – Я сегодня постараюсь вам помочь продолжить познавать алгебру! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся рассказать, какие новые понятия они уже изучили на уроках алгебры. Способствует выделению учащимися своих достижений и успехов в изучении алгебры. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятии «арифметическая прогрессия»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятие «арифметическая прогрессия» | Выступают перед классом или в группах. – Мы изучали… – Я разобрался с… – Я могу объяснить… – Я выполнял… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятия «арифметическая прогрессия»; – научиться приводить примеры арифметических прогрессий; – научиться анализировать арифметические прогрессии | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что меня заинтересовало в теме урока? – Почему учиться никогда не поздно? – Каких результатов моей работы на уроке ожидают мои родители? – Какова моя цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Какова особенность таких последовательностей: 2, 7, 12, 17, 22, 27, …; 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; …; 3, 1, –1, –3, –5, –7, …? Предлагает проанализировать определение понятия «арифметическая прогрессия». Объясняет обучающимся, что число, равное разности последующего и предыдущего членов последовательности, называют разностью арифметической прогрессии и обозначают буквой d. Организует исследование формул: 1) формула n-го члена арифметической прогрессии; 2) Поясняет, что любой член арифметической прогрессии, кроме первого (и последнего, если прогрессия конечна), равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов. Организует анализ решенного задания. Отвечает на вопросы обучающихся. Задание. Докажите, что последовательность ( , заданная формулой n-го члена является арифметической прогрессией | Принимают участие в обсуждении решения задачи. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала. Проводят исследования. Выясняют, что приведенные последовательности обладают некоей характерной особенностью: каждый следующий член последовательности получен в результате прибавления к предыдущему одного и того же числа. Для первой последовательности это число равно 5, для второй это число равно 0,5, для третьей это число равно –2. Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Заполняют таблицу. Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Арифметической прогрессией называют последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом | Последовательность, второй член, предыдущий член | Почему…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. Проводят исследование. Работают с источниками информации. Объекты исследования | Мне нужно узнать… Необходимо понять… | | | | | Анализируют предложенное решение задания. Формулируют вопросы учителю для уточнения логики решения задания. Решение | Комментарий ученика. Вопросы учителю | Рассмотрим разность двух произвольных последовательных членов последовательности: = | Зачем…? | Следовательно, при любом натуральном выполняется равенство , т.е. каждый член последовательности, начиная со второго, равен предыдущему члену, к которому прибавлено одно и то же число 9. Таким образом, данная последовательность является арифметической прогрессией | Каким образом…? | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Какую последовательность называют арифметической прогрессией? | | | Что надо указать, чтобы задать арифметическую прогрессию? | | | Как можно задать арифметическую прогрессию рекуррентно? | | | Какой вид имеет формула n-го члена арифметической прогрессии? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 713) Среди данных последовательностей укажите арифметические прогрессии: 1) 3, –6, 12, –24; 2) 4, 8, 12, 16; 3) 5, 10, 5, 10; 4) 42, 39, 36, 33; 5) –5, –3, –1, 1; 6) 1,2; 1,3; 1,5; 1,6. 2. (№ 715) Найдите четыре первых члена арифметической прогрессии, первый член которой равен 1,2, а разность равна | Решения. 1. 1) не является; 2) является, 3) не является; 4) является, 5) является, 6) не является. 2. | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Каковы мои достижения на уроке? – С какими трудностями я столкнулся при изучении нового материала? – Что у меня получилось лучше всего? – Какой информацией мне хочется поделиться с друзьями? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности обучающихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |