.
Этап, цель, УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне УУД. Л: самоопределение. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь. Прозвенел звонок веселый. Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем. Мы работать начинаем. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. 1-2 ми |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в инд. деят-ти каждого обучающегося УУД. Р: целеполагание; К: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. | -Открываем тетради, записываем число, классная работа. Слайд2 -А Сейчас у нас чистописание. -Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание Ь,верхнее и нижнее соединение, соединение с другими буквами. 1.Минутка чистописания: ь, ью, ья, ьм, ьн - Где верхнее соединение? А где нижнее? -Прочитайте слова: Шьют, письмо, девичья, сильный. -В каких словах верхнее соединение (шьют,сильный) а в каких нижнее соединение (девичья, письмо)? -Выполните чистописание. 2. Повторение известных сведений о ь (разделительном и показателе мягкости): -Какую роль выполняет ь в написанных словах. ( Буква ь разделяет согласную букву от гласной в словах: девичья и шьют и обозначает мягкость согласного в словах: сильный и письмо) -Давайте проверим. Слайд 3 -Самостоятельно напишите по 1 слову на каждую орфограмму. Слайд 4 3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?» -Прочитайте слова на доске: тишь, грач, пляж, вещь, нож, мелочь, борщ, ложь. -Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные) - Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук). -В чем различие? (В одних словах есть ь, а в других нет). - А вы можете сказать, почему в одних словах на конце пишется ь, а у других не пишется? - Нет. - Так в чем же проблема? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих букв, а в других не пишется). - Значит, у буквы ь есть новая работа. Слайд 5 | Дети читают. Отрабатывают каллиграфический навык. Сравнивают слова, определяют их грамматические признаки. |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?») УУД. К: постановка вопросов; П: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы | - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих) -Правильно! -Давайте прочитаем. Слайд 6 - Назовите цель урока. (Научиться писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих). -Давайте прочитаем цель . Слайд 7 | Участвуют в диалоге Ученик читает. Ответы учащихся. Ученик читает. |
«Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель этапа: Устранение возникшего затруднения УУД. Р: планирование, прогнозирование; П: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; К – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Слайд 8 -А сейчас вам предстоит поработать в парах, нужно разбить эти слова на 2 группы и записать. -Давайте послушаем и сверим с доской. Слайд 9. -Что вы заметили в записи имен существительных? (У одних имен существительных после шипящих на конце пишется ь, а у других имен существительных ь нет ). Слайд 10 Подводящий диалог - Сейчас вам предстоит составить алгоритм написания имен существительных с шипящей на конце. Пункты алгоритма перепутались. Вам нужно восстановить последовательность. Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе. Слайд 11 | Работают в парах. (Дети записывают: рожь нож глушь камыш ночь врач вещь плащ Проверка по образцу. Составляют алгоритм. Работа в группах. |
Составление алгоритма (план действий). 1.Определи часть речи. 2. Если существительное, определи звук на конце слова. Зачем??? 3. Если слышу на конце шипящий звук, определяю род имени существительного. 4. Если существительное женского рода, пишу ь. Если существительное мужского рода, ь не пишу. Проверка задания. - Молодцы! Составленный вами план действий должен привести к положительному результату. |
Физминутка УУД. Р:волевая саморегуляция. К:слушать и понимать речь и выполнять требования учителя. | | Выполняют физминутку 1 мин |
VI.Первичное закрепление. | Работа по учебнику. Открываем учебник на стр. 74. 1.Упражнение 506. 2.Прочитайте задание. 3.Выполнение упражнения с комментированием. 4.Выполнение звуко-буквенного разбора слова лещ. Лещ-1 слог. [л']- cогл., сонорн., мягк. - л [э]-гл., ударн. - е [щ']- согл., глух., непарн., мягк. - щ 3 зв. 3 б. Выставление оценки. | 4-5 мин Выполняют задание на интерактивной доске, проговаривая новые понятия. Выполнение звуко-буквенного разбора. |
VII .Самостоятельная работа с проверкой по образцу Цель этапа: Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для сам.работы по новому материалу. УУД. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение. | Слайд 12 -Запишите слова, поставьте мягкий знак, где это нужно, в конце слов с шипящими на конце. Чиж., врач., глуш., доч., плащ. Проверка образцу. Слайд 13 -Поднимите руки у кого нет ошибок? -Молодцы! -Кто допустил 1-2 ошибки? | 4-5 мин Выполняют задание письменно Убеждаются в наличии орфограммы на конце существительных после шипящих, фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их при записи слов. |
VIII.Включение нового знания в систему знаний Цель: Установление правильности осознанности изучения темы. УУД. П-понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; Л-адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности. | Слайд 14 -Составьте и запишите предложения из данных слов . по, малыш(?), берегу, бегал, реки. на, веселилась, площадке, молодёж(?). - У кого другой вариант? -Есть ли слова на наше правило? -Почему ь не пишется? 1.Подчеркнуть главные члены предложения. 2.Определить части речи. | 4 мин Запись предложений на маркерной доске. |
I X .Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог ) Цель этапа: Самооценка результатов своей деятельности и всего класса УУД. К-принимать участие в учебном диалоге, высказывать своё мнение корректно в доступной для других форме; -слушать и слышать друг друга. Л-адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности; -обосновывать личностную значимость нового знания. | -Какова роль мягкого знака в словах? ( Буква ь разделяет и служит для обозначения мягкости). Слайд 16 -На что указывает ь на конце существительных после шипящих? (Он указывает, что существительное женского рода). Слайд 16 Рефлексия Наш урок подходит к концу. Закончите предложение -Сегодня на уроке мы: -узнали … -научились… -повторили… | |
Домашнее задание Объясняет домашнее задание | Слайд 18 -Я подготовила для вас задания в трех уровнях, Все они разные по трудности. Выберите один из уровней и выполните задание. | Записывают домашнее задание в дневник. 1 мин |
Выставление оценок. УУД. Л- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев; Р-умение контролировать и оценивать свою работу. | -Покажите на смайлике настроение, с которым вы уходите с урока. Я работал с отличным настроением. Я доволен собой. Я испытывал затруднения. -Поднимите руки со смайликами. | Самооценка урока. |