ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для учащихся 5 класса по ФГОС
Тема:Обучение техническим действиям приём и передачи мяча двумя руками сверху.
Цель:Овладение техническими действиями приёма и передачи мяча двумя руками сверху.
Задачи:
Образовательная:формирование навыков владения мячом при приёме и передачи мяча сверху.
Оздоровительная: воспитание чувство ответственности, коллективизма, упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями.
Воспитательная: развитие физических качеств необходимых для овладения техническими приёмами волейбола.
Тип урока: образовательно - обучающий.
Вид урока: волейбол.
Дата проведения :«___» ______ 2015 г
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность урока:45мин.
Инвентарь и оборудование:волейбольные мячи - 10 шт, волейбольная сетка -1шт, волейбольные стойки – 2шт; секундомер - 1; свисток - 1. лист А4 с вопросами для обсуждения ( по количеству учащихся),мультимедийная установка в спортзале,
В в о д н о - п о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь 10 - 12 мин. | № п/п | Этапы урока | Частная задача этапа | Универсальные учебные действия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные |
1.1. | Построение в одну шеренгу, приветствие. Создание проблемной ситуации: проблемные вопросы (см. приложение № 1)Слайды2.3.4 | Активное участие в диалоге с преподавателем | Мотивировать деятельность учащихся на предстоящий урок Организовать учащихся к уроку, проверить готовность, нацелить их внимание на решение поставленных задач. | Формирование интереса Дети высказывают варианты. | Активное участие в диалоге с учителем | Ведут обсуждение по теме с учителем |
1.2. | Постановка проблемы:Слайд5.6. Сможем ли мы играть в волейбол не овладев техническими навыками? | Активное участие в диалоге с преподавателем | Узнают историю волейбола. Дети формируют тему и цель урока. | | Обобщение полученной информации |
2. | Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока |
| | Подготовка организма к выполнению технических действий с мячом и без мяча, активизация психических процессов | | | |
2.1. | Сообщение учащимся задачи этапа, средств и методики оценивания. Самоконтроль за состоянием учащихся (измерение пульса) | Восприятие объяснения учителя Самоконтроль (Пульсометрия – 10 сек) | | Контроль за дыханием. | |
2.2. | Проведение ОРУ в движении(играет музыка «Лаурита -новое поколение» ходьба на носках, руки перед грудью с упором пальцев рук; ходьба на носках, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, вращение в лучезапястном суставе вперед и назад; то же, но вращение в локтевых суставах; ходьба перекатом с пятки на носок, с вращением прямых рук вперед и назад; ходьба, пальцы рук в замке перед грудью, выпрямление рук вверх, и.п., выпрямление рук вперед, и.п. бег в медленном темпе; передвижение приставными шагами левым и правым боком в стойке волейболиста; скрестные шаги левым (пр.) боком; бег спиной вперед. выполнение имитации блокирования. Самоконтроль за состоянием учащихся (измерение пульса) | Выполнение ОРУ в движении под музыку. | Выполняют упражнения под музыку, развивают чувство ритма. Развитие физических качеств. | Самоконтроль Умение воспринимать на слух и выполнять упражнение. | Уметь находиться в строю и держать строй. . |
| 3. | Обучение техническим действиям |
О с н о в н а я ч а с т ь 25-30 мин. | 3.1. | Подготовить учащихся в освоении техники владения мячом. Перестроение в две шеренги. Проведение краткого инструктажа по Т/Б . Передача мяча в парах с ударом о пол двумя руками. передача мяча в парах с ударом о пол правой и левой рукой.; передача мяча в парах в прыжке с ударом о пол; | Слайд7,8,9 Концентрация внимания на приёме мяча сверху Правильное расположение фалангов пальцев на мяче . Выполнения стойки игрока. Своевременное касание мяча. | Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности . 5 -6 передач | Проявление поддержки и уважение друг к другу во время выполнения упражнений | | Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем. |
3.2. | Рассказ и показ техники приёма и передачи мяча сверху учителем. сверху. | Овладение техникой получения информации И/К Задание №1 Правильное движение рук вверх-вперёд. | Умение взаимодействовать с партнёром | Умение добросовестно выполнять учебное задание. | Осуществляют контроль. | Не дать мячу упасть. |
| 3.3. | | Выполнения заданного двигательного действия | Развивают мышление. Внимательно относится собственным допущенным ошибкам. | 5-6 раз Контролируют движение мяча. | Анализ синхронизации рук и ног во время упражнений | Взаимодействия,уважение и доброжелательность друг к другу во время выполнения упражнения |
3.4. | Набросмяча партнёру- партнёр выполняет прём мяча , передачу над собой и передаёт мяч уx-cя. | Взаимооценивание. Партнёр выполняет прём мяча , передачу над собой и передаёт мяч уx-cя. |
| 3.5. | Наброс мяча партнёру –выполняет приём и передачу над собой, приседает с касанием рукой о пол и выполняет передачу. | Выполняет приём и передачу над собой, приседает с касанием рукой о пол и выполняет передачу. | Умение работать в группе. Развитие координационных способностей. | Исправляют друг друга |
| 3.6. | Подбросить мяч впереди себя, сделать шаг и выполнить передачу партнёру. | самооценивания: стойка волейболиста; правильная ловля мяча; точная передача | Синхронизация последнего шага с передачей мяча . | Взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи |
| 3.7. | | |
| 3.8. | Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м. | И/К Задание №2 Уч – ся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте. |
| 3.9. | Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м.. коснуться рукой пола | И/К Задание №3 Уч – ся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте. | Следить за стойкой волейболиста, приёмом и передачей мяча. | |
| 3.10. | | И/КЗадание№4 Учащийся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте. |
З а к л ю ч и т е л ь н а я | 4. | Эстафета. Две команды стоят в колонну по одному. …….. . …….. . Один учащийся стоит на расстоянии 2м. лицом в колонне. По команде он набрасывает мяч первому стоящему в колонне, уч-ся отбивает мяч и становиться в конец колонны, как только он снова выходит вперёд то заменяет набрасывающего игрока. Побеждает та команда, когда первый набрасывающий займёт своё место. Самоконтроль (Пульсометрия – 10 сек) | И/К Задание №5 Игра направлена на совершенствование техники умение приёма и передачи мяча сверху и её усвоения. Обратить внимание на технику выполнения. Оценивание: •победа (3 балла); •2-е место (2 балла); •3-е место (1 балл) | | Умение поддержать сверстников в преодолении трудностей в усвоении упражнений, создание ситуации успеха. | Внимательно относится к собственным переживаниям при допущении ошибок. | Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников |
ч а с т ь | 4.1. | Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху. | И/К Задание №6 Учащиеся оценивают технику приёма и передачу мяча в инструктивной карте. | Проверяют степень усвоения и самооценка. | Умение ответственно относится к порученному делу, отвечать за результаты собственнойдеятельности. | | |
3-5 мин. | 5. | РефлексияСлайд10 - Комфортно ли чувствовали себя на уроке? - Не велика ли нагрузка? - Что понравилось? - Чему научились? - Что узнали нового? - Что получается, что нет, почему? | Предложить свои варианты решения проблемы. Формирование общего вывода по решению проблемы. | | Умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. | Умение логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения . |
| | Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их | Предлагают: - варианты решения проблемы на основе анализа своей работы на предшествующих этапах урока | складывают баллы, полученные за все этапы работы и переводят их в отметку: 33-45 баллов – «5» 22 б – 32 б – «4» Ниже 22 б – «3» | Обсуждение своих ошибок во время занятий | Умение получить информацию. Умение видеть собственные проблемы и адекватно оценивать результаты собственной деятельности . | Умение слушать и вступать в диалог. Выражают свое мнение об итогах работы. Выбирают рисунок – соответствиесвоему настроению. |
| 6. | Подведение итогов урока Оцените процесс и результаты своей деятельности, а также определите свое эмоциональное состояние на уроке. Слайд 11 (Выбирите рисунок – соответствие твоему настроению в конце урока) |
| 7. | Домашнее задание: Имитация техники приёма и передачи мяча сверху у зеркала. | | | |
3.Список используемой литературы.
Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд.
Москва: Физкультура и спорт, 2005.
Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. – Иркутск, 2000.
Официальные правила волейбола 2001-2004гг. – М.: ВФВ,
Терра-Спорт, 2001.
Ю.Д.Железняк. 120 уроков по волейболу, Москва, ФиС, 2000.
Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. – М:
Просвещение, 1989.
Мацудайра Я., Эйнгорн А. Так побеждать. Размышления о волейболе
бывших тренеров сборных команд Японии и СССР. Издательство: МП РИЦ Культ-информ-пресс Санкт-Питербург, 1994.
Методические рекомендации.
Овладение техникой приёма и передачи мяча является одним из главных действий для игры в волейбол.
Дети сталкиваются с определёнными трудностями, и задача педагога в том,чтобы найти оптимальные решения данной проблемы ,подобрать подходящие методики и средства обучения.
Первоочерёдная задача – показать учащимся что простые удары по мячу не могут добиться каких либо успешных действий,что не имея практического навыка приёма и передачи мяча не возможно добиться каких либо успехов для овладения техники игры . Использование нестандартных заданий позволяет активировать школьника расширить его познавательную деятельность , ставит определённые задачи , заставляет найти пути их решения.
Представляемый урок закладывает фундамент знаний и навыков, для овладения приёмов игры в волейбол, этому подчинены методы и приёмы, выбранные для реализации представленной цели и формирования УУД. Урок разработан с применением системно-деятельного подхода, соблюдены все части урока.
Для мотивации учащихся к учебной деятельности и создания доброжелательной атмосферы проводиться разминка, которая настраивает детей на активную работу на уроке.
Далее учащимся предлагается принять участие в диалоге (ответить на вопросы) и оценить свои знания в инструктивной карте, выставить себе балл и оценить свои знания, при этом создаётся проблемная ситуация, детям предлагается самим определить как и какое решение влияют на правила игры.
Учащимся предлагается выполнить упражнения без объяснения учителя и оценить себя в инструктивной карте, затем выполнить упражнения после объяснения учителя и совершенства приёма и передачи мяча, далее выполнить все подводящие упражнения направленные на правильное выполнение техники приёма и передачи мяча и вновь оценить свои действия.
На последнем этапе рефлексии учебной деятельности соотносится полученный результат с поставленной целью.
После эстафеты хорошо видно как учащиеся освоили материал предложенный на уроке и оценили его в инструктивной карте. Затем сделав подсчёт своих баллов и оценив свою результативность ученик делает вывод и видит над чем ему работать.
Домашее задание носит дифференцированный и творческий характер.
Приложение к уроку
Приложение №1
Информационные и проблемные вопросы:
-Что означает слово «волейбол?»
-Какие технические действия применяют для игры в волейбол?
-Какие жесты использует судья при осуществлении судейства в волейбол?
-Назовите различия между волейболом и баскетболом? ( вес мяча, размер площадки, высота сетки, кольца).
- Зависит ли результативность освоения тактических действий от знания правил игры в волейбол?( Приведите пример – ключевой вопрос.)
Приложение №2.
Инструктивная карта
Ф.И.О. _______________________________________________________________________
№ п/п | Этапы работы | Результат | Оценка в баллах |
1. | Организационный момент |
1.1 | Участие в диалоге с учителем и товарищами по классу по теме урока. | 1.Поднимал(а) руку для ответов на вопросы. 2Отвечал(а) на вопросы 3. Отвечал(а) правильно, аргументировано 4.Внимательно слушал(а) других 5.Задавал(а) вопросы. 6.Приводил(а) примеры 7Делал(а) выводы | 1балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл |
2. | Разминка |
2.1 | Выполнения подготовительных упражнений с мячом. | 1.Концентрация внимания на мяче 2.Своевременное касание мяча 3.Соглассованность действий с партнёром 4.Правильное расположение фаланговпальцев на мяче 5.Выполнения стойки игрока | 1 балл 1балл 1 балл 1 балл 1 балл |
|
3. | Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху. |
3.1 | Задание №1 | Выполнено правильно ____передач | 5 пер-5б 4 пер-4б 3 пер-3б 2 пер-2б 1 пер-1б. |
4 | Стоя в кругу выполнить передачу на высоте 1,5 -2м. |
4.1 | Задание №2 | Выполнено правильно ____передач | 5 пер-5б 4 пер-4б 3 пер-3б 2 пер-2б 1 пер-1б. |
5. | Стоя в кругу выполнить.передачу на высоте 1,5- 2м и коснуться рукой пола. |
5.1 | Задание №3 | Выполнено правильно ____передач | 5 пер-5б 4 пер-4б 3 пер-3б 2 пер-2б 1 пер-1б. |
6. | Стоя у стены выполнить приём и передачу мяча. |
6.1 | Задание №4 | Выполнено правильно ____передач | 5 пер-5б 4 пер-4б 3 пер-3б 2 пер-2б 1 пер-1б. |
7. | Эстафета |
7.1 | Задание №5 | | победа – 3б; 2 место-2 б; 3место -1 б. |
8. | Самостоятельно выполнить приём и передачу мяча сверху |
8.1 | Задание №6 | Выполнено правильно ____передач | 5 пер-5б 4 пер-4б 3 пер-3б 2 пер-2б 1 пер-1б. |
9 | Решение проблемы |
9.1 | Формирование вывода. | 1.Вывод написан в инструктивной карте 2.Вывод подтверждён примером 3.вывод озвучен и одобрен преподавателем и классом | 1 балл 1 балл 1 балл |
10 | Определите свое эмоциональное состояние на уроке (выберите рисунок – соответствие твоему настроению ) |
| | |
Вывод по решению проблемы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок: ______________________________________
33 – 45 баллов - «5» (отлично)
22 –32 баллов – «4» (хорошо)
менее 22 баллов – «3» (удовлетворительно).