СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока истории России 9 класс ФГОС

Автор учитель истории и обществознания

МБОУ «Октябрьская СОШ»

Казакова Галина Александровна

Тема урока: « Отечественная война 1812 года».



Дата урока



Цели урока:

Создание условий для изучения основных событий Отечественной войны 1812 года через самостоятельную, парную, коллективную работу;

Совершенствование умений учащихся сравнивать, обобщать понятия и факты, работать в парах;

Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

План урока

1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Битва под Смоленском.

3. Бородинское сражение.

4. Совет в Филях и оставление Москвы.

5. Отступление и гибель «Великой армии».

Образовательные

На основе работы с текстом учебника, историческими источниками и исторической картой выяснить основные причины войны 1812 г. установить логические связи между причинами войны и основными событиями.

В ходе коллективного обсуждения определить основные битвы и сражения войны 1812 года: битвы под Смоленском, Бородинского сражения.

Определить причины отступления русской армии и причины оставления Москвы.

Рассмотреть героическую оборону российского населения, партизанское движение, выяснить, в чем заключался народный характер войны (роль личности в истории).

Развивающие

формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов.

Развивать навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять исторические события, понятия и сравнивать их.

Воспитательные

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Тип урока

урок открытия нового знания

Форма урока

Урок- исследование

Образовательные

ресурсы

Учебник, исторические источники, историческая карта, проектор, презентация, контурные карты

УМК

УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2019

Личностно значимая

проблема

«Любая работа должна приносить удовлетворение» (народная мудрость)

Опорные понятия,

термины

Флеши, редут, партизан, ополчение

Формы контроля

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Знать смысл понятий и терминов: флеши, редут, партизан, ополчение;

Знать основные события: Смоленское сражение, Бородинская битва, совет в Филях, битва под Малоярославцем, Тарутинский маневр, битва при Березине;

Уметь работать с исторической картой, самостоятельно извлекать информацию из разнообразных источников, составлять схемы, конспекты и тезисы.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач, находят необходимую информацию, используя материал учебника; получают информацию, работая с легендой исторической карты

Коммуникативные: развивают умение групповой и парной работы; умение формулировать и доказывать свою ,точку зрения, уважать противоположное мнение;

Регулятивные :формируют навыки планирования ответа; определяют последовательность промежуточных целей ,с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; развивают навыки критического мышления; умения анализировать и обобщать ставят учебную задачу;

Личностные УУД

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, уважение к историческому наследию России; проявляют чувства взаимопомощи при работе в парах; применяют исторический материал для осмысление современных событий.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Каково было значение Отечественной войны?»





Технология

проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты











Предметные

УУД



1.Орг момент



Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся

к уроку.















Приветствуют учителя.Организация рабочего места.













Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности







2.Мотивация учебной деятельности











Для определения

темы читает отрывок

из стихотворения

М.Ю.Лермонтова

«Бородино»













Ребята, скажите, о каком событии М.Ю Лермонтов написал эти строки:

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

К какой войне относится это сражение?

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными

событиями

Отечественной войны

1812 года.



Подготовка учащихся к уроку

Отвечают (о Бородинском сражении)

Отвечают (к Отечественной войне 1812 года)

Записывают тему урока



Самостоятельно

Преобразуют

один вид

информации в

другую





Л:построение личностных планов во временной перспективе

Р: постановка учебной задачи на основе того, что туже известно и того, что предстоит

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками



3.Актуализация знаний



Обоснование актуальности изучаемого события

Организует работу над проблемным вопросом «Почему война 1812 года названа

отечественной?»

Озвучивает цель

урока. Выдвигает

проблему









Выдвижение

гипотезы





Ребята, как вы

думаете, почему войну

1812 года называют

Отечественной? Мы с вами должны познакомиться с

основными событиями

Отечественной войны

1812 года и на

протяжении всего

урока мы работаем над

проблемой «Почему

война 1812 года

называется

Отечественной?»

Мы с вами ещё не знакомы с основными событиями войны, но давайте предположим возможный итог этого

события.

Изучая Всеобщую историю, мы узнали, что Отечественная

война 1812 года - это

война между Россией и

Францией.

Высказывают свои предположения и формулируют цель и задачи урока совместно с учителем.

Совместно с

учителем

формулируют

проблемный

вопрос

П: самостоятельное

формулирование цели,

обозначение проблемы урока

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем

одноклассниками

Р: целеполагание



4.Первичное усвоение новых знаний

Нацеливает

учащихся на работу с

текстом учебника,

историческими документами,

исторической картой, иллюстрациями

Распределяет

задания по группам,

определяет время работы, помогает составить план работы:

1) Изучить

документы;

2) Проана

лизировать,

изобразить

схематически;

3) Поработать с

картой

Мы с вами сегодня побудем в роли исследователей. Вы разделены на группы, каждая из которых получит своё задание. Но один ученик класса согласился побыть в роли «Фомы неверующего», он очень недоверчивый, поэтому каждое своё утверждение вы должны аргументировать и подтвердить выдержкой из

документа и убедить

«Фому» в правильности своих высказываний.«Фома» тоже будет изучать исторические документы, поэтому ввести в заблуждение его будет сложно.

1 группа – причины и

начало Отечественной

войны 1812 года;

Задание:

1. Назовите причины

войны.

2. Определите

характер войны.

3. Запишите данные о

численности армий

России и Франции.

4.Отметьте на карте

расположение русских

армий и их

численность накануне

войны.

2 группа – охарактеризуйте

основные сражения

Отечественной войны

Задание:

1.Назовите и

охарактеризуйте

основные сражения

Отечественной войны.

2. Составьте план

рассказа о

Бородинском

сражении. Кто, на ваш

взгляд, победил в этом

сражении? Запишите

итог Бородинской

битвы.

3. Докажите

обоснованность

решения Кутузова в

Филях.

4.Отметьте на карте

Бородино, города

Смоленск, Москва, с.

Фили

3 группа –

охарактеризовать

завершающий этап

войны.

Задание:

1.Почему русская

армия оставила

Москву?

2.В чём замысел

Тарутинского

манёвра?

3.Укажите дату и значение битвы под

Малоярославцем.

4. Оцените роль

партизанского

движения в годы

Отечественной войны.

5. Отметьте на карте

Тарутино,

Малоярославец.



Слушают правила организации учебного занятия

Самостоятельно

работают с текстом

учебника, с

документом,с

иллюстрациями, с

атласом и контурной

картой, отвечают на

вопросы, формулируют

и записывают причины

ОВ

Осуществляют

смысловое чтение,

работают с

исторической картой, с

контурной картой,

работают с

информацией,

фиксируют в тетрадях

основные события и их

результаты в

хронологической

таблице

Самостоятельно

работают с

историческими

документами, с

учебным текстом с

атласом и контурной

картой, отвечают на

вопросы, составляют

опорные схемы.

Проводить поиск

и анализ

информации об

ОВ в нескольких

источниках:

историческая

карта, учебный

текст,

исторические документы, иллюстрации





К:инициативное

сотрудничество в поиске и

выборе информации

П:моделирование, построение

логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их

обоснование.

Р:составление плана и

последовательности действий П: умение структурировать

знания, выбор оптимальных

решений, умение осознанно и

произвольно строить

высказывания, выбирать

вариант решения

К: инициативное

сотрудничество в выборе

варианта решения

Р:соотнесение результата с

заданием

5. Первичная

Проверка понимания



Устанавливает

регламент и условия

защиты

исследований

каждой группы



Каждая группа,

представляет результат

исследования, убеждает

«Фому неверующего» в

правоте своих точек

зрения.

Делают выводы







6. Первичное закрепление



Устанавливает

осознанность

восприятия,

первичное

обобщение,

побуждает

высказывать свое

мнение.

Ребята, мы выслушали

доклады групп,

сделали определённые

выводы, теперь

ответьте на вопрос:

«Почему же война

1812 года называется

Отечественной?»

В начале урока мы

предположили, что

война закончилась

победой России.

Можем ли мы

подтвердить свою

гипотезу?

Отвечают, приводят

свои доводы о том, что

война называется

Отечественной, потому

что весь народ

объединился и встал на

защиту своего

Отечества (Родины).

Отвечают, приводят

аргументы.

Решают задания с

проговариванием ответа

вслух

Дают оценку

выступлений

П: умение осознанно строить

высказывания, приводить

доказательства; группировать

факты

К:оценка действий партнера

Р: Контроль в форме сличения способа

действия и его

результатов



Контролирует

выполнение работы

осуществляет

взаимопроверку

Организует беседу,

связывая результаты

урока с его целями

Выполните мини-тест

Ребята, как вы

думаете, мы достигли

поставленных в начале

урока целей?

Выполняют мини-тест; Выполняют

взаимопроверку

Осуществляют

предварительную

оценку

Отвечают,

аргументируют

Систематизируют

Историческую

информацию

Выполняют

тестовые задания

Р: контроль, коррекция

выделение и

осознание

уровня

усвоения

Л: личностное,

профессиональное, жизненное

самоопределение и построение

жизненных планов во

временной перспективе





7. Информация о домашнем задании











Конкретизирует

домашнее задание











Сегодня мы изучили основные события Отечественной войны 1812 года, поэтому

мне хотелось бы

узнать ваше отношение к изученному

материалу. Домашним

заданием будет

написать сочинение-

рассуждение «Каково было значение Отечественной

войны?»





научиться?

Записывают домашнее

задание













Л:

Понимание

поставленной

задачи.

Р: прогнозиро

вание

результатов

уровня

усвоения

изучаемого материала.







8. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Применяет приём

незаконченного

предложения;

Приём приращения

знаний.

Для планирования

дальнейшей

деятельности,

ребятам предлагается

дать ответы на. вопросы:

Для оценки

собственного участия

в работе на уроке

отнеси себя к одной из

предложенных групп.

«Сегодня на уроке я

был, скорее всего, …»

А) новобранец;

Б) бывалый солдат;

В) командир

1. Чего мне не

хватило, что бы стать

бывалым

солдатом/командиром?

2. Чему мне надо



«Сегодня я узнал(а) …»,

«Теперь мне понятно

…».

«Я не знал (а) … -

теперь я знаю Заполнить оценочный

лист по всем пунктам

плана урока

Отвечают, делают

выводы

Анализируют

личностные

достижения на

уроке,

сопоставляют их

с оценкой,

данной

товарищем

К: умение работать в паре,

выражать и отстаивать свое

мнение

П: рефлексия способов и

Условий

действия, их контроль

и оценка, критичность

Л: понимание учащимися

значения результатов

своей

деятельности

для

удовлетворения

своих

потребностей и мотивов



Источники информации

1. УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,

А.А.Левандовский, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2019;

2. карта «Отечественная война 1812 года»;

3. Детская энциклопедия по истории;

4. М.Ю.Лермонтов «Бородино»;

5. В.Н.Белязин «1000 занимательных сюжетов из русской истории».

6. Презентация, подготовленная учителем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!