I.Мотивационно – целевой. 1).Организационный момент | - Хочется урок начать с китайской мудрости, которая гласит так Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я запомню; Вовлеки меня, и я научусь. Сл 2 - Как Вы понимаете эти слова? - Зачем эти слова даны в начале урока? - Конечно, в первую очередь необходимо самому освоить деятельность, тогда легко будет вам добывать знания, чем мы и займемся на уроке. | | Чтобы научиться чему - нибудь, необходимо не только слушать, смотреть, а надо самому выполнять деятельность, которая позволит достичь результата. Чтобы мы чему то научились, нам надо активно работать на уроке |
2).Синтаксическая разминка. Проблемная ситуация | Игра «Ответь правильно и передай ход другому». - Тема игры – объяснение знаков препинания в предложении. Внимание на экран. Игру начинает Ира. Петя никогда не забудет праздника, устроенного летом на даче. Сл 3 - Ребята, вы согласны с ответом Иры? Когда Гек проснулся утром, солнечные лучи ярко освещали комнату. СЛ.4 - Ребята, вы согласны с ответом Марьям? 3)Привыкнув к темноте, Павлик увидел в углу столик с подарками. СЛ. 5 - Ребята, вы согласны с ответом Кристины? 4)Свищет ветер под крутым забором, прячется в траве. СЛ.6 - Ребята, вы согласны с ответом Анжелы? 5)Жду, весна, твоих тёплых дней. СЛ. 7 - Ребята, вы согласны с ответом Жени? 6) Возможно, наша команда сегодня победит. СЛ.8 - Ребята, кто может помочь Кристине? - Можете ли вы ответить на вопрос: -Почему слово ВОЗМОЖНО выделено запятой? - А с какой целью это слово употреблено в предложении? - Тогда давайте все прочитаем ещё одно предложение и попробуем объяснить знаки препинания в нём. 7) Наша команда, к удивлению, сегодня победила. СЛ. 9 - Почему обособляется К УДИВЛЕНИЮ? - А с какой целью оно употреблено в предложении? - Как вы думаете, почему вам были даны два таких предложения? -Прочитайте тему урока «Предложения с вводными конструкциями» СЛ.10 - Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. -Сегодня у нас урок открытия новых знаний. - Скажите, можем ли мы сразу приступить к их открытию? - А что нам для этого надо? - Попробуйте их сформулировать. СЛ.11 | | 1)В этом предложении причастный оборот стоит после определяемого слова: праздника (какого?) устроенного летом на даче. Оборот находится в конце предложения, поэтому ставим одну запятую. Я передаю ход Марьям. 2)Это предложение сложноподчинённое: первая основа ГЕК ПРОСНУЛСЯ, вторая – ЛУЧИ ОСВЕЩАЛИ. На письме мы отделяем части сложного предложения запятой. Я передаю ход Скляр Кристине. 3)В этом предложении есть деепричастный оборот. Он находится в начале предложения. Я передаю ход Анжеле. 4)В этом предложении однородные – сказуемые СВИЩЕТ, ПРЯЧЕТСЯ. Между ними нет союзов, значит, ставим запятую. Я передаю ход Жене. 5)В этом предложении есть обращение. Оно стоит в середине предложения, с обеих сторон мы отделяем его запятыми. Я передаю ход Быковой Кристине. Я не могу объяснить, почему в этом предложении стоит запятая. Нет В этом предложении высказывается предположение, неуверенность Мы не знаем. В этом предложении показаны чувства (удивление). Это новая тема нашего урока. С такими предложениями мы познакомимся сегодня на уроке. Мы не можем сразу приступить к открытию новых знаний. Нам надо определить цели урока. объяснять понятие «вводные конструкции», определять их смысловое значение, находить вводные конструкции в предложении и расставлять знаками препинания. |
II.Поисково - исследовательский | - Наш урок будет построен в виде исследования, в процессе которого мы определим, что такое вводные конструкции и с какой цель они употребляются в предложении. 1. Работа с термином (Работа со словарём по группам) Определим содержание терминов. вводное – ВВОДИТЬ 1. заставить войти, привести куда-нибудь. 2. кого-то во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим, КОНСТРУКЦИЯ 1. строение, сооружение. 2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение). - Вывод:Мы сделали для себя первое открытие. (Следовательно, мы объяснили термин «вводные конструкции» – это слова, сочетания слов, предложений, которые вводятся в предложение с какой-либо целью). СЛ, 12 2. Составление предложения. Составьте предложение, записывая его постепенно, по мере выполнения заданий. - Возьмите из предложения «Ребятам понравилось представление» дополнение, поставьте его в форму И.п. (ребята) - Мы любим свою Родину. Возьмите глагол, поставьте его в форму 3 лица множественного числа. (любят) - В цирке выступали воздушные акробаты. Возьмите из этого предложения обстоятельство, поставьте его в форму В.п. без предлога. (цирк) СЛ. 13 Ребята любят цирк. СЛ,14 3.Исследовательская работа А) - Докажите, что это действительно предложение. - Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов бесспорно, наверное, к счастью, к радости СЛ.15 так, чтобы показать вашу неуверенность. - Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? - Попробуем поставить его в середину. Ребята, наверное, любят цирк. СЛ, 16 - Спишите его в тетрадь. - Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? -Давайте, теперь вернёмся к нашим предложениям, в которых вы не смогли объяснить знаки препинания. Возможно, наша команда сегодня победит. Наша команда, к нашему удивлению, сегодня победила. СЛ. 17 - Какой вывод можно сделать о постановке знаков препинания в предложении с вводными конструкциями? - Мы сделали ещё одно открытие: узнали, что вводные конструкции выделяются в письменной речи знаками препинания. – Продолжаем работу с предложением, записанным в тетрадях. - Разберём его по членам предложения. - Что мы выяснили? - Мы сделали ещё одно открытие: вводные конструкции не являются членами предложения. - Итак, ребята, мы выяснили, что вводные слова не являются членами предложения. - В таком случае нужно определить роль вводного слова в предложении. - Попробуем определить, с какой целью используются вводные слова в предложении. СЛ.18 - Что принесло в наше предложение слово наверное? - А если уверенность? (бесспорно) - А если сильные чувства? (к радости, к счастью). - Какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (выводы учащихся) - Вводные слова имеют, на самом деле, больше значений, чем вы сейчас назвали. Их классификацию мы изучим на следующем уроке. - Мы выяснили еще одну особенность вводных слов. У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка. | | Первая группа объясняет значение слова «вводить», которое подходит к нашему уроку. Вторая группа объясняет значение слова «конструкция». Вывод: Следовательно, вводные конструкции – это слова, сочетания слов, предложений, которые вводятся в предложение с какой-либо целью. Записывают слово РЕБЯТА. Записывают слово ЛЮБЯТ. Записывают слово ЦИРК. Содержит законченную мысль. Интонационно оформлено. Есть грамматическая основа. Здесь можно использовать слово НАВЕРНОЕ. В середину предложения. Это слово в письменной речи обособляется запятыми. Эти предложения с вводными конструкциями. Если вводная конструкция употребляется внутри предложения, она обособляется с обеих сторон запятыми. Если вводная конструкция употребляется в начале предложения, тогда она обособляется с одной стороны. Грамматическая основа: дети – подлежащее, выражено именем существительным, любят – сказуемое, выражено глаголом. Любят (что?) цирк - прямое дополнение. Дети (какие?) все – это несогласованное определение. Слово НАВЕРНОЕ не имеет грамматической связи ни с одним членом предложения. Оно членом предложения не является. Подчёркивают слово НАВЕРНОЕ Оно принесло чувство неуверенности. (бесспорно) (к радости, к счастью). Вводные слова меняют смысл высказывания, так как выражают разные значения: неуверенности, уверенности, различные чувства. |
| Работа с учебником - Мы провели исследования и сделали несколько открытий о вводных конструкциях. Сейчас сравним наши открытия с теоретическим материалом учебника. - Прочитаем 35 параграф на странице 148 - Какие конструкции называются вводными? - Как вводные слова ведут себя в предложении? -Как вы поняли выражение «интонация водности»? - Прочитайте предложения Пожалуй, пора возвращаться домой. Пора, пожалуй, возвращаться домой. СЛ. 19 - Сформулируйте правило постановки знаков препинания при вводных конструкциях, опираясь на схему. 1. ВВ., _______________. 2. ______, ВВ., ________. 3. ________________, ВВ. СЛ. 20 | | В к – это слова, сочетания слов. предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные конструкции не являются членами предложения, в устной речи выделяются интонацией водности, а в письменной - отделяются запятой. Сравнительно быстрое прочтение и пауза. Если вводное слово находится в начале предложения, после него ставим запятую. Если вводное слово находится внутри предложения, выделяем его с обеих сторон запятыми. Если вводное слово находится в конце предложения, ставим перед ним одну запятую. |
III.Практико - ориентированный | Выполнение задания 245 устно на странице 149. Выполнение задания 246 (два слова КОНЕЧНО, НАДЕЮСЬ) Первое слово коллективная запись, второе – в парах, последнее слово К СОЖАЛЕНИЮ - самостоятельно 2)Задание по группам В предложение ввести вводные слова с целью выразить отношение к тому, о чём говорится в предложении. 1 группа – степень уверенности, 2 группа – различные чувства, Записать, расставить знаки препинания. Завтра будет хорошая погода. СЛ. 21 Экскурсия будет интересной. СЛ.22 | | Прочтение вслух предложений, поочерёдно используя данные вводные слова и объясняют, как меняется смысл высказывания при замене вводного слова. Прим Карточки с зад Учащиеся выполняют задание в группах, обсуждают, затем вслух для всего класса зачитывают полученные предложения. |
IV.Рефлексивно – обобщающий | «Продолжи предложение» - Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, с помощью которых говорящий, … СЛ.23 - В устной речи вводные конструкции выделяются …, в письменной –… СЛ.24 - Если вводные конструкции стоят в начале предложения, то … - Если вводные конструкции стоят в конце предложения, то … Если вводные конструкции стоят в середине предложения, то … СЛ 25 - А теперь давайте вспомним цели нашего урока объяснять понятие «вводные конструкции», определять их смысловое значение, находить вводные конструкции в предложении и расставлять знаками препинания. - А достигли ли мы этих целей? | | Выражает своё отношение к тому, что он сообщает. интонацией водности: паузы, сравнительно быстрое прочтение. запятой или запятыми после неё ставим запятую перед ней ставим запятую с обеих сторон выделяем запятыми. |