СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока


Предмет

География


Класс

5


Ф.И.О. учителя:

Шайдуллина Е.А.


УМК

Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2016.


Тип урока

Урок комплексного применения полученных компетенций


Тема урока

Путешествия морских народов


Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии.

Формировать умение правильно выражать свои мысли.


Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметные: Формирование представлений о путешествиях морских народов. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания, творческого мышления.



Методы обучения

Частично поисковый, исследовательский


Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная.


Средства обучения

Карта Мира , атлас, учебник, маршрутный лист.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности уроку.

На партах должны быть – учебник, атлас, тетрадь, маршрутный лист, дневник.

«Встали тихо, замолчали

Все что нужно вы достали?

Приготовились к уроку

В нем иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь

Больше не вертитесь»

Отвечают на приветствие


Взаимодействуют с учителем

слушание

Прогнозируют результат


2. Постановка цели и задач урока

-Как вы думаете, как люди открывали новые Земли?

-Назовите известных вам путешественников.

-Почему некоторые народы называют морскими?

-Приведите примеры известных вам морских народов.

Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Но перед этим, мы должны проверить готовность.

- На партах у вас листочки с кроссвордом.

А теперь давайте разгадаем кроссворд и посмотрим, какое слово было зашифровано в кроссворде. Итак у нас получилось слово «Викинги». Значит мы будем сегодня о них разговаривать (кроссворд - это проверка д.з., выставляются оценки за кроссворд)

Собрался однажды отважный отряд
И в путь он отправился морем преград.
Драккары плывут, паруса шелестят,
Щиты на боках у драккара висят.
Под ритм барабанов, что смелость дает
Отряд свой корабль вперед уведет.
Гребите, викинги, гребите
Мы вышли на простор морей.

- Как вы думаете, любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам?


- Итак, запишите тему сегодняшнего урока в маршрутный лист.

«Путешествия морских народов»

Предполагают тему урока

Осуществление актуализации личного опыта



Контроль правильности ответов

Умение слушать в соответствии с целевой установкой

(поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).


3. Актуализация знаний

1.Проверяет знания учащихся по теме.

Давайте выполним 1 задание.

- Как вы думаете, кто такие викинги, норманны, варяги?

- Где можно найти ответ на это вопрос?

( в учебнике)

- Откройте параграф учебника 9 на стр. 45.

- Запишите, кто такие викинги, норманны, варяги.

- Проверьте.

В суровые северные края викинги пришли из теплых южных краев. Что гнало их туда, где больше холода, чем тепла, где больше камня, чем зелени? Где деревья цепляются корнями за скалы, а ветер пронизывает до костей. Об этом можно только догадываться.

Но плавая на своих кораблях, которые назывались (кто из вас знает как?) найдите в учебнике, как называли свои корабли викинги они стали совершать дальние путешествия в поисках нужных товаров: шелка, стекла, стали, пригодной для изготовления мечей, серебряной руды и монет. В обмен предлагали мех, моржовую кость и шкуры, янтарь и точильные камни. Однако в конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое. Их появление вызывало панику у народов, живших на побережье. И это понятно- викинги были морскими разбойниками. И жители завидев драккары уходили далеко в лес. Викинги не любили лес, боялись его и глубоко в лес не ходили. Но зато грабили, то, что люди оставляли. Викинги держали в страхе все прибрежные народы Европы. Их знали даже в Африке.

Отвечают на вопросы.

Показывают на карте объекты

Умение правильно давать  ответы.

Умение правильно показывать объекты на карте.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время ответов на вопросы.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время работы у карты.

Слушают учителя.

Слушают учителя

Контролируют правильность ответов обучающихся

Контролируют правильность показа обучающимися объектов

Уметь слушать учителя.

Уметь слушать учителя.

4. Первичное усвоение новых знаний

1.Организует работу по изучению новой темы.

- Но тем не менее, как вы думаете, какие географические открытия совершили викинги?

Давайте выполним задание № 2 под буквой А.

- Что вы видите? (карта)

- Запишите названия географических объектов, а также обозначьте стрелками пути плавания викингов.

- А поможет вам в выполнении задания учебник на стр. 46.

- Давайте проверим, что у вас получилось.


ФИЗМИНУТКА

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз – согнуться – разогнуться,

Два – согнуться – потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть – тихо сесть.


Историкам не совсем ясно, что заставило викингов, броситься в штормовые воды Атлантики. Возможно, они хотели найти более богатую добычу?

Сыграла роль и психология викингов - лишь завоевания и походы считали они делом, достойным мужчин.

А вот как был открыт и заселен самый большой остров планеты – Гренландия. Случилось так, что викинг Эйрик Рыжий повздорил со своим соседом. И произошла у них стычка, погибли люди. Эйрику Рыжему пришлось бежать от наказания. Но куда? Слышал он от мореходов, унесенных непогодой от родных берегов, о далёкой северной земле. На её поиски и решил плыть он вместе с родичами. Поплыл, пробиваясь порой через льды, и достиг этой северной и неприветливой земли. И всё же разыскал на каменистом, глубоко прорезанном узкими извилистыми заливами берегу место, куда ветер с моря почти не достигал, где росла густо-зеленая трава и вполне можно было жить. Эйрик Рыжий основательно исследовал довольно большую часть побережья гигантского, как потом выяснилось, острова. И до сих пор заселены только те места, которые он обследовал. Найденную им землю Эйрик Рыжий назвал Гренландия, что значит «зеленая страна». В те времена там было гораздо теплее и зелени было намного больше.

Найдите на карте Гренландию, каким цветом она обозначена? (белым), Что так обозначают?(ледники)

Запишите в задание №2 под буквой Б, кто открыл Гренландию.

Учащиеся слушают

с целью:

-понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений о мрских поморах

Учащиеся вслух произносят новые термины и персоналии и  записывают их в тетрадь:

 


Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли:  

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для записи


класс слушает объяснение учителя.

Все обучающиеся готовы ответить на вопросы.

Участвуют в поиске объектов на карте,.

Заполняют к/к с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощи

Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь работать с к/к

.  

По мере необходимости исправляют, уточняют записи.

В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания к/к

Самоконтроль за действиями.

Учащиеся выбирают лучшие работы.

Делать записи в тетрадь новых терминов: .

. Обнаруживать неточности в ответах.

Осуществлять взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Осуществлять самоконтроль.

Оценивают работы.

5. Первичная проверка понимания

- Найдите и поясните высказывание в учебнике «Жизнь в Гренландии была очень скудная».


-Чем же так посчастливилось Лейву, что его назвали Счастливым, мы узнаем выполнив последнее задание под №3 буквы А, Б.

-Заполните пробелы в тексте.

- Давайте проверим.


- В 1960 году в Америке на о. Ньюфаундленд в северной его части нашли место, где было стойбище викингов.

Чтение систематизация учебного материала

Анализ текста. Выделение существенной информации

Принимают решение и ищут пути для его решения

Уметь строить правильную речь, формулировать собственную позицию

Осуществляют самоконтроль понимания вопросов

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний. Осуществление самоконтроля. Применение приема «Вопрос к тексту»

6. Первичное закрепление

- Практически все задания выполнены. Осталось задание под №3 под буквой В.

Давайте проверим на сколько хорошо вы усвоили материал.

- Выполните, пожалуйста, тест. На выполнение даётся 2 мин.

- Давайте проверим.

- У нас осталось ещё задание

Рефлексия

- Поставьте «+» если понял всё

«-» - понял, но не всё

«0»- ничего не понял из урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы.

Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

Классом прилагают  усилия по решению учебной задачи. Участвуют в обсуждении содержания параграфа

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения. Понимать наслух вопросы

Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.контроль правильности ответов

Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах.

7. Домашнее задание

§ 9, составить простой план параграфа, отвечать на вопросы на стр.48: «Проверим знания» и «А теперь более сложные вопросы»..


Анализируют возмож-ность отбо-ра информа-ции

Выделение наиболее важной информации

Взаимодействие с учителем

Слушают учителя и записывают задания

Составляют план и последовательность деятельности

Записывают задание на дом.


Кроссворд

Вопросы:

  1. Что делит Землю на северное и южное полушарие?

  2. Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца

  3. Из какого города был Эратосфен?

  4. Наука о создании и использовании географических карт

  5. Кто является отцом географии?

  6. Землеописание на древнегреческий язык переводится как?

  7. Как звали математика, который представлял Землю в форме любимой фигуры? _______ (оценка)



 ТЕСТ по теме урока


1.Кого называли «людьми моря»?

А) греков

Б) финикийцев

В) викингов


2. Устные сказания у скандинавских народов о ратных подвигах и путешествиях называются:

А) сагами

Б) былинами

В) легендами


3. Корабль викингов называется:
А) лодья

Б) джонка

В) драккар


4. Викинг по имени Эйрик Рыжий считается первооткрывателем:

А) острова Исландия

Б) острова Гренландия        

В) полуострова Лапландия


5. Предположительно какую территорию скандинавские народы назвали Винландом (Виноградной Землёй)?

А) Австралию

Б) Америку

В) Антарктиду


6. Выберите верные выражения, характеризующие жизнь викингов на острове Гренландия:       

А) жизнь на острове Гренландия была богатой

Б) в море ловили рыбу, промышляли тюленей и моржей

В) из молока делали сыр, который никогда не портился

Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку и оценивания (по алгоритму)

Проверим

1-В 2-А 3-В 4-Б 5-Б 6-Б,В

ОЦЕНИМ: 6 - правильных ответов, оценка- 5 5 - правильных ответа, оценка- 4 4 - правильных ответа, оценка- 3









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!