СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закон Архимеда 8 класс .

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

МБОУ «Стрелецкая СОШ»

Тамбовская область, Тамбовского района.






Технологическая карта урока физики в 8 классе


по теме:



«Закон Архимеда»




Выполнила: Кузнецова Е.С.


учитель физики











2018год

Технологическая карта урока физики в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС


УМК: «Физика» Автор: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская.



Глава 2: «Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел.»



Тема «Закон Архимеда»



Цель: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других величин;

развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать, делать выводы; развивать чувство уважения к товарищу при работе в группах.

Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о выталкивающей силе, физическом смысле этой величины, формирование умения косвенного измерения выталкивающей силы.

Задачи урока: - развивать понятие об Архимедовой силе, обнаруживать на опыте выталкивающее действие жидкости, на погруженное в нее тело, выяснить от каких величин зависит значение выталкивающей силы;

- сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике;

- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

- воспитывать познавательный интерес к предмету; познакомить учащихся с практическим применением закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу; формировать умения решать задачи на закон Архимеда.



Карта обеспеченности урока

Учебный элемент

Учитель

Ученик


Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемое лабораторное оборудование

Выталкивающая сила

УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Физика-8», (учебник, рабочая тетрадь)

Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Физика - 8»

Единая Коллекция ЦОР.

Электронное приложение к УМК

Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская

«Лабораторные работы, 8кл».

Электронное приложение «Физика 8 класс», УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская издательство Дрофа, 2012г

УМК А.В.Перышкин, «Физика-7», (учебник, рабочая тетрадь)

Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Физика -8»

Единая Коллекция ЦОР

Группа1: Исследовать зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела.

(оборудование: стакан с водой, динамометр, тело на нити, штатив:

- штатив с муфтой и лапкой;

- стакан с водой

- цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1;

- динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)).
Группа 2: Исследовать зависимость выталкивающей силы от формы тела.

(оборудование: стакан с водой, динамометр, тело из пластилина, штатив:

- штатив с муфтой и лапкой

- стакан с водой

- динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н);

-пластилин). ).
Группа 3: Исследовать зависимость выталкивающей силы от объема тела ( с помощью компьютерной лабораторной работы).

(оборудование: штатив, стакан с водой, динамометр, 2 цилиндра из алюминия разного объёма:

- штатив с муфтой и лапкой;

- стакан с водой;

- динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н);

-цилиндр аюминиевый на нити V = 20 см3, m = 70 г, обозначить № 2;

-цилиндр алюминиевый на нити V = 34 см3, m =95 г, обозначить № 2 ).
Группа 4: Исследовать зависимость выталкивающей силы от плотности тела ( с помощью компьютерной лабораторной работы).

(оборудование: штатив, стакан с водой, динамометр, цилиндры из разных материалов одинакового объема:

-штатив с муфтой и лапкой;

- динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н);

- стакан с водой;

- цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1;

- цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2).
Группа 5: Исследовать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости.

(оборудование: стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, динамометр, тело:

-штатив с муфтой и лапкой;

- динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н);

- стакан с пресной водой;

стакан с соленой водой;

- цилиндр алюминиевый на нити V = 20 см3, m = 70 г, обозначить № 2).

Прямые и косвенные измерения



Планируемые результаты:

-Личностные:

- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
-  научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать задачи и проблемы по теме.
-Метапредметные:

в познавательной деятельности        

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

в  рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

-Предметные:

- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;

- уметь измерять архимедову силу;

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  1. Необходимое  оборудование на демонстрационном столе: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, доска школьная.

  2. Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: мяч, 3 мензурки с водой, тела разной формы, но равного объема, демонстрационный динамометр, отливной сосуд, наполненный жидкостью, ведерко и тело цилиндрической формы ( из набора «Ведерко Архимеда»).

  3. Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: стакан с водой, динамометр, тела различной формы и объема.





Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята!

- Я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы физики.


- Вот плот и корабль,

поплавок рыбака, плывут,

как по небу плывут облака.

Но камень в воде не плывет, как бревно,

и камнем бревно не уходит на дно?

В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед.


http://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/davlenie-tverdykh-tel-zhidkostei-i-gazov-11881/zakon-arkhimeda-11889/re-a41c3d36-181f-40a8-a02c-e95ae874490f



- Мы будем сегодня проводить различные эксперименты и отвечать на многие вопросы.


Отвечают на приветствие учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие

Беседа.

Личностные УУД:

нравственно-этического оценивания

КоммуникативныеУУД:

умение слушать.

Этап актуализации и пробного учебного действия

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы.

Выполним следующее задание: Найдите соответствие и составьте пару

https://learningapps.org/display?v=pm44v3r6t18



Выстраивает ответы на вопросы. Взаимодействуют с учителем

Беседа, практическая работа

Познавательные УУД: 

-установление причинно-следственных связей;

-структурирование знаний.

Регулятивные УУД:

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

-умение проводить самооценку, коррекцию знаний.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Этап выявления места и причины затруднения


Ставит проблемные вопросы.


- Я хочу вам напомнить стишок, написанный детской поэтессой Агнией Львовной Барто:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.


- Почему не тонет в речке мяч?


Проблемный опыт№1

Мяч погрузим в воду.

Ответьте на вопросы:

  1. Что происходило с мячом?

  2. Почему всплывает мяч? Что заставляет его всплывать?









Проблемный опыт№2

Свинцовый цилиндр опускаем в воду

Почему тонет цилиндр? Действует ли выталкивающая сила на цилиндр?






Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему возникает выталкивающая сила, в какую сторону она направлена, от каких величин зависит.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Выталкивающая сила»


Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт.

 






Демонстрационный опыт: поместить в широкий сосуд с водой резиновый мяч и отпустить. Он выскочит из воды.


Демонстрационный опыт: поместить в сосуд с водой свинцовый цилиндр. Он тонет.


Записывают тему урока в тетрадь.

Беседа, иллюстрация, конспектирование

Познавательные УУД:

-анализ объекта с целью выделения признаков;

-определение гипотезы.

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи;

-составление плана и последовательности действий;

-оценка результатов работы.

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание;

-инициативное сотрудничество в поиске информации.


Этап реализации построенного проекта

Практическое задание №1 «Определение выталкивающей силы»

У вас на столе находятся приборы. (Динамометр, стакан с водой, груз).



Предложите способ определения выталкивающей силы.


Определите вес груза в воздухе.

Определите вес груза в воде.

  1. Что произошло с весом тела?

  2. На сколько уменьшается Р тела?

  3. Почему уменьшается Р тела?

  4. Как можно определить выталкивающую силу?


Fвыт = Р в воздухе – Р в воде



Определите, пользуясь своими приборами выталкивающую силу. (Ребята работают парами)


Формулу и результаты вычислений запишите в тетрадь.



- Какой вывод можем сделать? Что действует на тело, находящееся в жидкости?

- Как вы думаете куда будет направлена выталкивающая сила? Какая еще сила действует на тело? Куда она направлена?


Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары.

http://www.fizika.ru/proverka


Опыт «Ведерко Архимеда»

http://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/davlenie-tverdykh-tel-zhidkostei-i-gazov-11881/zakon-arkhimeda-11889/re-a5c30e8e-de94-4c2a-8892-dae12361cbb0



http://www.youtube.com/watch?v=m-4dLjWXnh0


Оборудование: динамометр, стакан с водой, груз.

Высказывают мнение о том, как определить выталкивающую силу


Выполняют опыт и делают вывод:

вес тела в воде меньше веса тела в воздухе:

Р1  Р2.

Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Записывают формулу в тетради:


Fвыт = Р в воздухе – Р в воде












Пользуясь приборами, выполняют измерения и вычисляют выталкивающую силу.


Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды.

Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз.















Определяют выталкивающую силу.

Беседа, демонстрация, объяснение

Личностные УУД:

-умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

 Регулятивные УУД :

-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

-контроль способа действия и его результата;

- внесение необходимых дополнений и коррективов

Познавательные УУД: 

оставление плана и последовательности действий;

-прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативный УУД: --планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 Делит класс на 5 групп, раздает карточки с заданием (Приложение 1).

-Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы.

Координирует действия учащихся при проведениии эксперимента, в случае необходимости оказывает помощь.



http://www.fizika.ru/proverka/index.php?theme=3&mode=proverjalka&id=3060


http://www.fizika.ru/laborant/index.php?theme=00


  1. На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила.





Архимедова сила

Не зависит

Зависит

От формы тела

От объема тела

От плотности тела

От плотности жидкости

От глубины погружения

От объема погруженной части





4. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле

 FA =  g р ж.Vт

(в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости). 



Физкультминутка «Сила Архимеда» (2 мин.)

На уроке изучаем

Силу Архимеда.                   ( поднять руки в верх)
Но заботиться о здоровье               (опустить руки вниз)

Детям тоже надо.

Выталкивающая сила           (смена положення рук)

Легко нам объяснила,

Что « ρgV» запомнишь         ( прописывают формулы в воздухе)          

И станешь самым умным.

Сила эта помогает                (делают руками движения, как плывут по воде)

На воде держаться

И в реке, и в море

Сможем мы купаться.

Закончились тренировки (пальчиковая гимнастика)

А теперь приступим

к новым мы задачам.



– Итак, вы отдохнули, а теперь узнаем, как вы усвоили закон Архимеда.

https://learningapps.org/5235346


Ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

















Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и  от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения. Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и  от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения.

Групповая работа,  эксперимент, конспектирование

Регулятивные УУД :

-самостоятельное активизирование мыслительных процессов;

- контроль правильности сопоставления информации;

-корректировка своих рассуждений.

Познавательные УУД:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные УУД: 

-умение выражать свои мысли;

-инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера.

Личностные УУД: 

-умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Или

В практический модуль включены 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний по теме «Закон Архимеда» для основной школы. Модуль относится к III уровню интерактивности


http://fcior.edu.ru/card/6694/zakon-arhimeda.html


или выполнение следующих заданий:


1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему?

2. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н?

3. Железный и деревянные шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары?

 Слушает и проверяет правильность

рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала.

Отвечают на вопросы и решают задачи.

Беседа, письменное упражнение

Познавательные УУД:

-установление причинно-следственных связей;

-анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные  УУД:

-выдвижение гипотез, прогнозирование-предвосхищение результата.

Коммуникативные УУД: 

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап включения в систему знания и повторения

Для закрепления изученного материала решим несколько задач.

1. Вычислите выталкивающую силу, действующую на гранитную глыбу, если она при полном погружении в воду вытесняет 800 дм3.

2. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в воду на половину своего объема.. Вычислить Архимедову силу, действующую на нее.


Или


Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Закон Архимеда» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности

http://fcior.edu.ru/card/12316/reshenie-zadach-na-zakon-arhimeda.html




Решают задачи у доски с рассуждениями.

Письменное упражнение

Регулятивные УУД :

-самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений.

 Познавательные УУД:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

 Коммуникативные УУД: 

умение выражать свои мысли.






Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Учитель предлагает классу ответить на вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось на уроке?

Приведите известные вам примеры действия выталкивающей силы..


Рефлексия учащегося

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.

4) Я допустил ошибки в объяснении зависимости выталкивающей силы от….

5) Мне необходимо поработать над объяснением от чего зависит и от чего не зависит выталкивающая сила


Письменное упражнение

Личностные УУД:

-умение анализировать результаты собственной деятельности;

-определять существующие пробелы в полученных знаниях 

Регулятивные УУД:

-организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях;

 -умение осуществлять самоконтроль и самооценку


















Этап. Задание на дом.

Цели для учителя

Цели для уч-ся

Критерии успешного

выполнения д/з

Методы и приёмы выполнения

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Д/ з: учебник: § 15,16; Р. Т.№62,63,задание 13( 1-3) Дополнительно: выполнить задание 14 из учебника.

правильно рассказывать определения физической величины – выталкивающая сила, от чего она зависит и от чего не зависит, использование человеком действия выталкивающей силы, вычислять архимедову силу, пользуясь расчетной формулой.

Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (Выполнение задания 14 (см. учебник): определение объема короны царя Герона, сделанной из чистого золота)

- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.


ПРИЛОЖЕНИЕ:



Экспериментальное задание по ОГЭ «Измерение выталкивающей силы»

Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

В ответе:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.



Решение.

Схема экспериментальной установки:

2)

Р1= mg, P2 = mg – F выт , F выт= Р1 – Р2.

Р1= 1,7 Н, Р2= 1,5 Н.

F выт=1,7 – 1,5 = 0,2 Н.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!