МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Тамбовская область, Тамбовского района.
Технологическая карта урока физики в 8 классе
по теме:
«Закон Архимеда»
Выполнила: Кузнецова Е.С.
учитель физики
2018год
Технологическая карта урока физики в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
УМК: «Физика» Автор: Н.С. Пурышева, Н.Е.Важеевская.
Глава 2: «Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел.»
Тема «Закон Архимеда»
Цель: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других величин;
развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать, делать выводы; развивать чувство уважения к товарищу при работе в группах.
Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о выталкивающей силе, физическом смысле этой величины, формирование умения косвенного измерения выталкивающей силы.
Задачи урока: - развивать понятие об Архимедовой силе, обнаруживать на опыте выталкивающее действие жидкости, на погруженное в нее тело, выяснить от каких величин зависит значение выталкивающей силы;
- сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами; показать роль физического эксперимента в физике;
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать познавательный интерес к предмету; познакомить учащихся с практическим применением закона в технике и для повышения интереса к изучаемому материалу; формировать умения решать задачи на закон Архимеда.
Карта обеспеченности урока
Учебный элемент | Учитель | Ученик | |
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемое лабораторное оборудование |
Выталкивающая сила | УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Физика-8», (учебник, рабочая тетрадь) | Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Физика - 8» Единая Коллекция ЦОР. Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Лабораторные работы, 8кл». Электронное приложение «Физика 8 класс», УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская издательство Дрофа, 2012г | УМК А.В.Перышкин, «Физика-7», (учебник, рабочая тетрадь) | Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышева,Н.Е.Важеевская «Физика -8» Единая Коллекция ЦОР | Группа1: Исследовать зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела. (оборудование: стакан с водой, динамометр, тело на нити, штатив: - штатив с муфтой и лапкой; - стакан с водой - цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1; - динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)). Группа 2: Исследовать зависимость выталкивающей силы от формы тела. (оборудование: стакан с водой, динамометр, тело из пластилина, штатив: - штатив с муфтой и лапкой - стакан с водой - динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н); -пластилин). ). Группа 3: Исследовать зависимость выталкивающей силы от объема тела ( с помощью компьютерной лабораторной работы). (оборудование: штатив, стакан с водой, динамометр, 2 цилиндра из алюминия разного объёма: - штатив с муфтой и лапкой; - стакан с водой; - динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н); -цилиндр аюминиевый на нити V = 20 см3, m = 70 г, обозначить № 2; -цилиндр алюминиевый на нити V = 34 см3, m =95 г, обозначить № 2 ). Группа 4: Исследовать зависимость выталкивающей силы от плотности тела ( с помощью компьютерной лабораторной работы). (оборудование: штатив, стакан с водой, динамометр, цилиндры из разных материалов одинакового объема: -штатив с муфтой и лапкой; - динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н); - стакан с водой; - цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1; - цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2). Группа 5: Исследовать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости. (оборудование: стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, динамометр, тело: -штатив с муфтой и лапкой; - динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н); - стакан с пресной водой; стакан с соленой водой; - цилиндр алюминиевый на нити V = 20 см3, m = 70 г, обозначить № 2). |
Прямые и косвенные измерения |
Планируемые результаты:
-Личностные:
- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
- научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать задачи и проблемы по теме.
-Метапредметные:
в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
-Предметные:
- понять смысл закона Архимеда и архимедовой силы;
- уметь измерять архимедову силу;
- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
Необходимое оборудование на демонстрационном столе: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, доска школьная.
Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя: мяч, 3 мензурки с водой, тела разной формы, но равного объема, демонстрационный динамометр, отливной сосуд, наполненный жидкостью, ведерко и тело цилиндрической формы ( из набора «Ведерко Архимеда»).
Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: стакан с водой, динамометр, тела различной формы и объема.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Приветствует учащихся. -Здравствуйте, ребята! - Я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы физики. - Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед. http://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/davlenie-tverdykh-tel-zhidkostei-i-gazov-11881/zakon-arkhimeda-11889/re-a41c3d36-181f-40a8-a02c-e95ae874490f - Мы будем сегодня проводить различные эксперименты и отвечать на многие вопросы. | Отвечают на приветствие учителя Мобилизуют силы и энергию, прогнозируют результат и уровень усвоения. Умение настраиваться на занятие | Беседа. | Личностные УУД: нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД: умение слушать. |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Выполним следующее задание: Найдите соответствие и составьте пару https://learningapps.org/display?v=pm44v3r6t18 | Выстраивает ответы на вопросы. Взаимодействуют с учителем | Беседа, практическая работа | Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей; -структурирование знаний. Регулятивные УУД: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; -умение проводить самооценку, коррекцию знаний. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли. |
Этап выявления места и причины затруднения | Ставит проблемные вопросы. - Я хочу вам напомнить стишок, написанный детской поэтессой Агнией Львовной Барто: Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. - Почему не тонет в речке мяч? Проблемный опыт№1 Мяч погрузим в воду. Ответьте на вопросы: Что происходило с мячом? Почему всплывает мяч? Что заставляет его всплывать? Проблемный опыт№2 Свинцовый цилиндр опускаем в воду Почему тонет цилиндр? Действует ли выталкивающая сила на цилиндр? Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему возникает выталкивающая сила, в какую сторону она направлена, от каких величин зависит. Откройте тетради и запишите тему урока: «Выталкивающая сила» | Обсуждают вопрос, ищут ответ, опираясь на жизненный опыт. Демонстрационный опыт: поместить в широкий сосуд с водой резиновый мяч и отпустить. Он выскочит из воды. Демонстрационный опыт: поместить в сосуд с водой свинцовый цилиндр. Он тонет. Записывают тему урока в тетрадь. | Беседа, иллюстрация, конспектирование | Познавательные УУД: -анализ объекта с целью выделения признаков; -определение гипотезы. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи; -составление плана и последовательности действий; -оценка результатов работы. Коммуникативные УУД: -умение строить речевое высказывание; -инициативное сотрудничество в поиске информации. |
Этап реализации построенного проекта | Практическое задание №1 «Определение выталкивающей силы» У вас на столе находятся приборы. (Динамометр, стакан с водой, груз). Предложите способ определения выталкивающей силы. Определите вес груза в воздухе. Определите вес груза в воде. Что произошло с весом тела? На сколько уменьшается Р тела? Почему уменьшается Р тела? Как можно определить выталкивающую силу? Fвыт = Р в воздухе – Р в воде Определите, пользуясь своими приборами выталкивающую силу. (Ребята работают парами) Формулу и результаты вычислений запишите в тетрадь. - Какой вывод можем сделать? Что действует на тело, находящееся в жидкости? - Как вы думаете куда будет направлена выталкивающая сила? Какая еще сила действует на тело? Куда она направлена? Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары. http://www.fizika.ru/proverka Опыт «Ведерко Архимеда» http://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass/davlenie-tverdykh-tel-zhidkostei-i-gazov-11881/zakon-arkhimeda-11889/re-a5c30e8e-de94-4c2a-8892-dae12361cbb0 http://www.youtube.com/watch?v=m-4dLjWXnh0 | Оборудование: динамометр, стакан с водой, груз. Высказывают мнение о том, как определить выталкивающую силу Выполняют опыт и делают вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 Р2. Учащиеся отвечают, что из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде. Записывают формулу в тетради: Fвыт = Р в воздухе – Р в воде Пользуясь приборами, выполняют измерения и вычисляют выталкивающую силу. Учащиеся предполагают, что со стороны жидкости на тело действует сила, которая выталкивает его вверх из воды. Нет, есть еще и сила тяжести, направленная вниз. Определяют выталкивающую силу. | Беседа, демонстрация, объяснение | Личностные УУД: -умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД : -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -контроль способа действия и его результата; - внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: -составление плана и последовательности действий; -прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативный УУД: --планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Делит класс на 5 групп, раздает карточки с заданием (Приложение 1). -Давайте экспериментально установим факторы, влияющие на величину Архимедовой силы. Координирует действия учащихся при проведениии эксперимента, в случае необходимости оказывает помощь. http://www.fizika.ru/proverka/index.php?theme=3&mode=proverjalka&id=3060 http://www.fizika.ru/laborant/index.php?theme=00 На основании выводов, полученных каждой группой, строим схему, от чего зависит и от чего не зависит Архимедова сила. Архимедова сила | Не зависит | Зависит | От формы тела | От объема тела | От плотности тела | От плотности жидкости | От глубины погружения | От объема погруженной части | 4. Учитывая проведенные эксперименты и выводы учащихся, приходим к выводу, что архимедова (или выталкивающая) сила находится по формуле FA = g р ж.Vт (в данной формуле под Vm понимают ту часть объема тела, которая полностью находится в жидкости). Физкультминутка «Сила Архимеда» (2 мин.) На уроке изучаем Силу Архимеда. ( поднять руки в верх) Но заботиться о здоровье (опустить руки вниз) Детям тоже надо. Выталкивающая сила (смена положення рук) Легко нам объяснила, Что « ρgV» запомнишь ( прописывают формулы в воздухе) И станешь самым умным. Сила эта помогает (делают руками движения, как плывут по воде) На воде держаться И в реке, и в море Сможем мы купаться. Закончились тренировки (пальчиковая гимнастика) А теперь приступим к новым мы задачам. – Итак, вы отдохнули, а теперь узнаем, как вы усвоили закон Архимеда. https://learningapps.org/5235346 | Ставят эксперименты, формулируют выводы и записывают их в тетрадь. Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения. Обучающиеся продолжают мысль учителя, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и от объема тела, но не зависит от формы тела , плотности тела и глубины погружения. | Групповая работа, эксперимент, конспектирование | Регулятивные УУД : -самостоятельное активизирование мыслительных процессов; - контроль правильности сопоставления информации; -корректировка своих рассуждений. Познавательные УУД: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли; -инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера. Личностные УУД: -умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Или В практический модуль включены 9 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для закрепления знаний по теме «Закон Архимеда» для основной школы. Модуль относится к III уровню интерактивности http://fcior.edu.ru/card/6694/zakon-arhimeda.html или выполнение следующих заданий: 1. Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? 2. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н? 3. Железный и деревянные шары равных объемов бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на эти шары? Слушает и проверяет правильность рассуждений при решении задач. Выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала. | Отвечают на вопросы и решают задачи. | Беседа, письменное упражнение | Познавательные УУД: -установление причинно-следственных связей; -анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные УУД: -выдвижение гипотез, прогнозирование-предвосхищение результата. Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Этап включения в систему знания и повторения | Для закрепления изученного материала решим несколько задач. 1. Вычислите выталкивающую силу, действующую на гранитную глыбу, если она при полном погружении в воду вытесняет 800 дм3. 2. Железобетонная плита размером 4х0,3х0,25 м погружена в воду на половину своего объема.. Вычислить Архимедову силу, действующую на нее. Или Практический модуль содержит примеры решения расчетных задач 1 типа по теме «Закон Архимеда» с возможностью их автоматизированной проверки. Модуль относится к III уровню интерактивности http://fcior.edu.ru/card/12316/reshenie-zadach-na-zakon-arhimeda.html | Решают задачи у доски с рассуждениями. | Письменное упражнение | Регулятивные УУД : -самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений. Познавательные УУД: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
| | | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Учитель предлагает классу ответить на вопросы: Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Приведите известные вам примеры действия выталкивающей силы.. | Рефлексия учащегося 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок. 4) Я допустил ошибки в объяснении зависимости выталкивающей силы от…. 5) Мне необходимо поработать над объяснением от чего зависит и от чего не зависит выталкивающая сила | Письменное упражнение | Личностные УУД: -умение анализировать результаты собственной деятельности; -определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: -организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; -умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Этап. Задание на дом.
Цели для учителя | Цели для уч-ся | Критерии успешного выполнения д/з | Методы и приёмы выполнения |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/ з: учебник: § 15,16; Р. Т.№62,63,задание 13( 1-3) Дополнительно: выполнить задание 14 из учебника. | правильно рассказывать определения физической величины – выталкивающая сила, от чего она зависит и от чего не зависит, использование человеком действия выталкивающей силы, вычислять архимедову силу, пользуясь расчетной формулой. | Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (Выполнение задания 14 (см. учебник): определение объема короны царя Герона, сделанной из чистого золота) |
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Экспериментальное задание по ОГЭ «Измерение выталкивающей силы»
Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4) запишите численное значение выталкивающей силы.
Решение.
Схема экспериментальной установки:
2)
Р
1= mg, P
2 = mg – F
выт , F
выт= Р
1 – Р
2.
Р1= 1,7 Н, Р2= 1,5 Н.
F выт=1,7 – 1,5 = 0,2 Н.