СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.7. класс " Географическое положение и история исследования Антарктиды

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

7 класс.  География. Тема урока «Географическое положение и  история  исследования Антарктиды».


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Географическое положение и  история  исследования Антарктиды» средствами технологии критического и проблемного обучения.

Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов - Антарктида, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Р.Амундсен, Р.Скотт; показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р.Амундсена, Р.Скотта; отрабатывать правила работы с картой,  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма.

Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.

Формирование  УУД:

-Личностные: воспитание патриотизма, развитие правильной самооценки;

- Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей;

- Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками и учителем, совершенствовать  умения представлять свои знания в группе, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы

- Познавательные: накопление знаний по теме урока, преобразование информации из одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса.

Тип урока:  Урок изучения нового материала, урок – путешествие.

Технология РКМ и проблемного обучения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.

Средства обучения: учебник географии 7 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.  География. Материки и океаны: Ч. 2, атласы и контурные карты по географии, 7 класс. Настенные  карты  «Физическая карта  мира», «Антарктида». Портреты путешественников, мультимедийное оборудование, слайд-презентация об Антарктиде, фрагменты видеофильма «Путешествие в неизвестную природу»

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы, методы

Время

1 этап. 

Актуализация знаний

Проверка организации рабочих мест

Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. Вспомните, на каких южных материках мы уже побывали?

Что объединяет эти материки и чем они отличаются друг от друга?

Назовите характерные черты каждого из материков.

Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы.

«Настроение»

2 мин.

2 этап 

Создание проблемной ситуации

Предлагаю расшифровать цель путешествия, а для этого необходимо найти ответы на вопросы. Слайд№:1-5

Ответьте на вопросы кроссворда.

 

Что нужно, чтобы справиться с поставленной целью?

Видеофрагмент №1

Слайд № 6

Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока.

« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Таков материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с  которым мы познакомимся на уроке.

 -А что же это за материк?

Какие ассоциации возникли у вас при слове Антарктида?

-На глобусе и картах найдите Антарктиду.

Слайд №7

Итак, сегодня на уроке мы

  • Рассмотрим особенности её географического положения

  • Узнаем, кто и когда открыл Антарктиду

  • Познакомимся с отважными и смелыми людьми- полярниками

ученики отвечают на вопросы

АНТАРКТИДА

-Грамотно и четко распорядиться временем!

Отвечают на вопросы и обозначают проблему

Учащиеся слушают описание материка, определяют, о чём в отрывке идёт речь и совместно с учителем формулируют тему урока.

 

Ответ учащихся: Антарктида.

Безмолвная

Ледяная

Холодная

Безжизненная

далекая

Эвристическая беседа

Прием «Зашифрованное слово»

«Эмоционально-интеллектуальный настрой

прием «Ромашка вопросов»

5 мин.

3 этап 

Целеполагания

Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Почему Антарктиду относят к южным материкам, хотя она сильно отличается от них своим географическим положением и особенностями природы?

Проявляют познавательную инициативу.

 осознание возникшего интеллектуального затруднения, дефицита знаний.

Осмысливают вопрос и формулируют ответы на них.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Мозговой штурм

Прием «Тонкие и толстые вопросы»

2

4 этап Планирования работы

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

- Вспомните алгоритм работы при изучении предыдущих материков,  выскажите своё мнение о том, какие вопросы, касающиеся Антарктиды, мы сегодня будем изучать.

- Составьте небольшой план работы на уроке.

Слайд №8

 Называют план работы на уроке.

1)Географическое положение

2)Антарктика

3)Открытие и первые исследования

4)Современные исследования Антарктиды.

Записывают план работы в тетрадь.

Частично-поисковый метод

Работа с учебником, поиск информации и понимание прочитанного.

3

5 этап 

Изучение нового материала

Организация групповой деятельности

Составление тематического тезауруса 

Слайд №9
Работа с картой. Привести примеры морей, островов, полуостровов, расположенных вокруг Антарктиды.

Постановка вопросов, обозначение проблемы
Организация групповой деятельности

Слайд №10-13

Антарктида была открыта значительно позднее других материков.  Почему, как Вы думаете?

Какой вклад внесли русские моряки в открытие материка?
История открытия Южного полюса самая драматичная страница истории исследования Антарктиды.
Почему так считается, мы узнаем из сообщений учащихся. Работа в группах, характеристика маршрута, снаряжения, даты выхода, итогов экспедиций Р.Амудсена и Р.Скотта.
-В чем вы видите героизм и самоотверженность Скотта и его товарищей по экспедиции?
-Согласны ли вы с тем, что первооткрывателями --Южного полюса в равной степени можно считать и Скотта и Амундсена?

Какие ещё учёные и путешественники внесли вклад в изучение материка?

Каковы современные исследования Антарктиды?

Слайд № 14

Видеофрагмент №2

 Определение географического положения материка
(план характеристики  географического положения материка)

Обозначают на контурной карте моря, острова, полуострова, расположенные вокруг Антарктиды. Антарктика.

Высказывают предположения:


Заслушивают сообщение группы учащихся о путешествии Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева.

Заслушивают сообщение  группы учащихся об открытии Южного полюса.

Обсуждение рассказа, высказывание мнения о подвиге полярников.
Открытие подледного озера на станции «Восток».

Работа по карте атласа. Заполнение таблицы «Исследователи Антарктиды»

Российские полярные станции,


Определяют,  какие страны имеют полярные станции.

Поисковая практическая работа (групповая)

Картографический практикум

Учебная дискуссия

Круглый стол обучающихся


Мини-исследование



Картографический практикум

25

6 этап 

Применение нового знания.

Организация групповой деятельности



Назовите  особенности материка Антарктида?

Отвечают по очереди те, кому учитель передает «вымпел»:

Самый  удаленный
Самый суровый
Открыт позже других материков
Самый высокий
Нет постоянного населения
Не принадлежит ни одной стране мира
Материк мира и сотрудничества

Прием «Переходящий вымпел»

2

7 этап 

Рефлексия

(итог урока).

Обучающимся предлагается дать оценку своей работы на уроке и ответить на вопросы:

- Достигнута ли цель урока?

-Было ли тебе интересно на уроке?

-Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

- Смог ли ты применить ранее полученные знания?

-Как бы ты оценил свою работу на уроке?

Называют тему и задачи урока, выделяют темы, вызвавшие затруднения и наиболее понравившиеся.

Отмечают успешные вопросы одноклассников.

Самооценка и взаимооценка работы на уроке

коррекция полученных знаний

стимулирующее оценивание

1

8 этап 

Домашнее задание

Домашнее задание разноуровневое      Слайд№14

Базовый – п.38

Повышенный – п.38, закончить работу по заполнению таблицы «Исследователи Антарктиды»

Творческое – написать эссе «Моя Антарктида»

Записывают домашнее задание в дневник.

мотивация перспективой

предъявление учебных требований

прогнозирование будущей деятельности

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!