СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.10 класс. Миграция населения мира

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 10 класс»

Тема урока: Миграция населения

Класс: 10

Дата проведения: 20.11.2019г

Тип урока: открытие нового знания

Технология урока: учебное исследование.

Цель урока: Сформировать знания о миграции населения рассмотрев её типы и виды.

Задачи:

  1. Обучающая: создать условия для формирования у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности; выявлять причинно-следственные связи;

  2. Развивающая: способствовать развитию познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о миграции населения, умение работать в группе, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитательная: формировать у учащихся интерес к географии, желание расширить собственный опыт самостоятельной практической деятельностью.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: формирование знаний о миграционных потоках; знать особенности миграция рассмотрев все её виды;

  2. Метапредметные:

- регулятивныеформулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;

- познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия;

- коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию;

  1. Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к географии, как науке.

Основные термины, понятия: миграция, внешняя миграция, внутренняя миграция, сезонная и маятниковая, безвозвратная и возвратная, добровольная и вынужденная, самостоятельная и вынужденная, легальная и нелегальная, трудовая миграции, иммиграция, эмиграция, реэмиграция.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Миграция населения»; Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ), учебник по географии

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности миграции мира, уметь выявлять причины миграции, усвоить новые географические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).

План урока:

  1. Организационный;

  2. Целеполагание;

  3. Изучение нового материала (открытие нового знания);

  4. Физкультминутка

  5. Первоначальное осмысление и закрепление;

  6. Подведение итогов;

  7. Рефлексия;

  8. Домашнее задание, выставление отметок.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент


Учитель: Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте. ребята Сегодня у нас в гостях – учителя географии района, поприветствуем их . Пожелаем хорошего настроения друг другу и плодотворной работы.

Учитель: Мы отправляемся с вами в очередное исследование по Стране География. Всем удачи и новых открытий!

Учащиеся: приветствуют учителя, желают хорошего настроения друг другу, располагаются за рабочими местами.

2.Целеполагание




Слайд 2

Учитель: ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

« Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами»

Н.Н. Баранский

Учитель: Как Вы понимаете эти слова? Учитель. - Сформулируйте тему урока

Работа по таблице.





Учитель : Мы с вами уже знакомы с с одим из процессов изменения численности населения- естественным приростом населения, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним процессом изменения численности населения – механическим -миграция .

Учитель : Назовите основные показатели естественного процесса изменения численности населения.

Учитель: Какой же процесс изменения численности населения в стране мы можем отнести к механическому движению?



обучающиеся читают эпиграф.



Делают свои предположения о чём идёт речь в данном высказывание.

(Люди переезжают из одних мест в другие не по причине смены времени года, а по общественным или социальным причинам).Обучающиеся называют тему урока «Миграция населения»



Учащиеся делают свои предположения ( рожд.,смерт, естественный прирост)

Делают свои предположения(миграци)


3.Изучение нового материала (открытие нового знания)























































































































































































4.ФИЗ.пауза


Учитель. Как вы считаете ,какие вопросы мы должны с вами рассмотреть при изучении данной темы?



Учитель: Если верить археологам, то мигрантами являются почти все люди на Земле: человечество, зародившись в Африке примерно 200 тыс. лет назад, распространилось по всему миру – в Европу, Азию, Австралию, Америку. Человек ищет, где лучше. Так было, так есть, так будет... Поэтому тема нашего урока, как никогда актуальна!

Учитель. – Дайте вспомним, что такое миграция и рассмотрим виды миграции мы уже знаем?

( Найдите определение в параграфе 7 вашего учебника.

Работа по таблице. Виды миграции:

 – Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую.

Внутренние миграции происходят в пределах одной страны.

Учитель. – Скажите какой из этих типов миграции влияют на численность населения страны?

Учитель: - Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию, реэмиграцию.

Эмиграция – выезд людей из своей страны.

Иммиграция – въезд населения в страну.

Учитель : Люди осуществляют разные типы миграционных процессов, давайте сейчас определим, какие же государства ,регионы являются главными центрами притяжения мигрантов ( работа в группах по индивид. заданиям) на работу 5-7минут

Слайд 3

Работа по карте.

Работа совместная:: ( как образец) Север-Юг

Какова география потоки международной миграции

1 группа: Юг- Север

2-я группа: Север-Север

3-я группа: Юг-Юг

Слайд 4

Учитель, итак, мы можем сделать вывод, что основными центрами притяжения мигрантов являются(дети кружочками обозначают эти центры на карте у длски))

Слайд 5.

Учитель: Назовите регионы, страны с наибольшим числом Иммигрантов и Эмигрантов.

Таблица.

Учитель. – Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в пределах страны. С чем это связано?

Учитель. – для рассмотрения видов внутренней миграции у вас на партах расположен дополнительный материал (текст). Вам необходимо, работая в парах, прочитать текст и заполнить таблицу в тетради по образцу.

1

2

3



1.Название типа миграции

2.определение

3 Примеры

1-й ряд- сезонная

2.миграция село-город

3 Маятниковая

Учитель. – проверяем правильность заполнения таблицы ( устные ответы)

Работа по таблице

Учитель. – В зависимости от мотивов перемещения можно выделить так же добровольную и вынужденную миграцию.

Добровольная миграция — это перемещение людей в пространстве по собственной воле.

При вынужденной миграции перемещение осуществляется в силу чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью человека. Непосредственными причинами вынужденной миграции являются индивидуальное преследование, войны, всеобщее насилие, серьезные нарушения прав человека.

Принудительные – депортация народа.



Упражнения для глаз, спины

Учитель. Сели ровно.

Север-юг, запад-восток.

По моей команде показываем руками стороны горизонта

Левой рукой –С, правой – юг, Левой – запад, правой-восток и так 2 раза.


Рисование носом.

Посмотреть на контур Ростовской области.Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравните с оригиналом


Глобус

Представить большой глобус. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Затем соедените Северный полюс с южным полюсов ( 3 раза)

Учитель :

Отдохнули и за работу.

Учащиеся отвечают:

понятие «Миграция населения» рассмотреть типы и виды миграции ,выявить причины миграционных процессов













Работа в тетрадях ( запись)

Обучающиеся работают с текстом учебника.

Миграция населения – это перемещение людей связанные с постоянной или временной переменой места жительства.

Типы миграции: внешняя миграция и внутренняя (работа по таблице)

Ответ обучающиеся – внешняя.













.

Обучающиеся работают каждый по своему варианту

Дают ответы на поставленные вопросы:

Основной центр международной миграции в каждом направлении



Ребята работают по презентации

Ребята работают по презентации



Ответ учеников (сезонные рабочие из других районов, едут отдыхать на море.)





Обучающиеся заполняют колонки в таблице (вид, продолжительность, причины)





(ответ: Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства

Миграция село – город, происходящая в развивающихся странах в процессе индустриализации, а также из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах.

Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде.



Работа по таблице





























Ребята выполняют упражнение

5.Первоначальное осмысление и закрепление



Фронтальная беседа с классом:

  1. Как вы думаете по каким причинам мигрируют люди ?

  2. Все их можно объединить в 5 групп:

Политические, экономические, религиозные, социально- бытовые, природные.



Слайд 6

Учитель: выполняем задание №3

У вас в задании указаны причины миграции и приведены примеры , к каждой причине миграции. Вам нужно сопоставить.

Слайд 7

Учитель: для определения миграционного прироста населения используют такое понятие как Сальдо

(работа с Толковым словарем)

Записываем в тетрадь определение « Сальдо»

Слайд 8

Учитель. Как изменился миграционный прирост в пределах России?

Слайд 9 Миграционная политика.

Учитель: Документ

о миграционной политике

В России.( краткий рассказ о документе.

Ответы обучающихся

Причины для миграции могут носить различный характер, и, в зависимости от их происхождения, выделяют миграции: экономические, политические, религиозные, социально- бытовые , природные..

Ребята работают в паре.

Отвечают на вопросы.







Работа по презентации, толковым словарем, в тетрадях









Ребята анализируют диаграмму.









6.Рефлексия

Учитель. 

Итак, подитожим наш урок просмотром видеосюжета

Работают по презентации

(на листах)

Учитель :Закрепим наши знания написанием географического диктанта.

Географический диктант

-Определите, к каким видам миграции относятся, а также по каким причинам были совершены следующие примеры миграций:

1.Выпускница университета из Германии учится в Великобритании. Какую миграцию она осуществляет?

2.В Казахстане на уборке урожая ежегодно работают 80 тыс. граждан Кыргызстана. Что это за миграция?

3.Соотечественник уехал на постоянное жительство в Германию, но через год вернулся на родину, в Россию. Что это за миграция?

4.На месторождении нефти в Мексиканском заливе работают бурильщики из ближайших городов. Их смена длится 15 дней. Затем 15 дней они отдыхают дома. Какую миграцию регулярно осуществляют эти рабочие?

5.Семья из Латвии переселилась в на постоянное время жительства Польшу . Кто он с точки зрения миграции?

Учитель:  Прошу заполненные листы передать на первую парту ,выполненные задания я оценю и выставлю оценки .

Учитель :Проверяем выполненную работу.



Просмотр видеосюжета.













Ребята отвечают и передают листы-опрсники с выполненным заданием.

1.временная,2. сезонная,

3.реэмиграция 

4.трудовая временная миграция (вахтовая)

5.эмигранты. 

Ответы обучающихся



















Ребята определяют вид миграции, зачитывая текст и отвечая на него.

7.Подведение итогов

Учитель: Итак ребята, мы с вами сегодня вели беседу по теме?.......

И рассмотрели вопросы ?.





Ответы обучающихся

Миграция населения мира

Изучили виды миграции и их причины.

8.Домашнее задание

Учитель: Запишите домашнее задание : параграф 50 и написать эссе на одну из тем.

Ребята, для меня каждый урок – это частичка знаний, которую я пытаюсь вложить в вас. Если  - этот урок не оставил в вашей душе ничего и вы думаете, что потеряли время зря – поднимите в вверх одну руку. Если же вы получили – положительные эмоции,  и вы изменили свое отношение в лучшую сторону – поднимите –обе руки и похлопайте себе.

Ребята, я хочу, чтобы было так всегда на наших уроках. Надеюсь от урока вы получили не только новые знания, но и тепло, свет и яркие ощущения.

 



Спасибо всем за помощь и участие.

Обучающиеся записывают в дневники












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!