СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Окружающий мир по теме: "Экономика и экология. Экологическая катастрофа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методист: Ванюшна Елена Евгеньевна 

ГАПОУ АО "Астраханский социально-педагогический колледж"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Окружающий мир по теме: "Экономика и экология. Экологическая катастрофа"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Технологическая карта урока

Окружающего мира,

проведенного в 3 Г классе МБОУ «НОШ №19»

студентом 3 курса группы А

Касимовым Ильёй Константиновичем




Проверили:

_______ Яковенка А.С. - учитель 3Г класса

_______Ванюшина Е. Е. - методист ГАПОУ АО «АСПК»

_______отметка за урок


Астрахань, 2022

Тема урока: «Экономика и экология. Экологическая катастрофа».

Цели урока:

 - познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;

- систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть экологические проблемы нашей планеты.

Задачи:

1.Образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

2. Развивающие:

-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3. Воспитательные:

создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

- создавать атмосферу радости от совместного труда.


Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией; строить простейшие экологические прогнозы; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека; необходимость бережного отношения к природным богатствам;

Личностные: формировать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление.

Прививать навыки бережного отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл.нач. шк. В 2 ч. Ч. 2, с 79 – 84, презентация, карточки для работы в группах

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный


Словесн.: слово учителя

- Здравствуйте, меня зову Илья Константинович, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Давайте с вами настроимся на урок. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в поле. Дует легкий ветерок. Вы глубоко вдыхаете и выдыхаете, снова делаете вдох и выдох. Откройте глаза.

-Давайте проверим все ли готово у нас к уроку. На парте должен быть учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

Приветствовать;



Эмоционально настраиваться на урок;

Р: формировать положительное отношение УК урокам окружающего мира;

2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Ребята, но прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (семейный бюджет).

- Что такое семейный бюджет? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)

- Для чего он нужен? (мнения учащихся)

- Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия).

- Вы получили на День рождения большую сумму денег. Куда вы её потратите? (ответы учащихся).

Проверять домашнее задание;




Отвечать на вопросы;


Рассказывать о расходах семьи;

К: строить речевые высказывания;

3.

Постановка учебной задачи

- Ребята, послушайте внимательно слова великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».

- Итак, какие мысли у вас возникли?

(Человек без природы не может существовать.)

- Ребята, а сейчас дополните предложения:

- Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. (экология).

- Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… (экономики).

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (экономика и экология).

- Какие цели можем поставить на урок? (узнать в какой связи находятся экономика и экология).

- Хорошо.

Дополнять предложения;

Давать определения;



Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: участвовать в

учебном диалоге;






Р: определять цель деятельности 
на уроке;

4.

Решение частных задач



Словесн.: ответы на вопросы;




















Практич.: анализ ситуаций;












- Ребята, вот мы с вами вспомнили, что такое экология, экономика и есть ли между ними связь. А сейчас поработаем над слайдами:

– Ребята, что изображено на рисунках? (Планета Земля - полушария).

 - А почему там разные цвета? (вода, лес, пустыня и горы)

 - Да, наша земля очень богата. В ней есть и моря – океаны, леса и поля, пустыни и горы, полезные ископаемые, и плодородные земли…

– Природа нашего края очень богата и красива! Посмотрите, какие чудесные места есть вокруг нас!

 - А как вы думаете, все ценят эти богатства? (Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе).

 - Что вы делаете для того, чтобы природа стала чище и красивее? (сажаем растения, убираем мусор, чистим родники…)

 - Да, сейчас из - под снега выходит мусор, который мы бросали, целую зиму. А что вы делаете с собранным мусором? (сжигаем, бросаем в яму…)

 - Многие люди в весеннее время убираются у себя во дворе, в огороде – это очень хорошо, но, когда дым от костров поднимается в воздух и отравляет его – это уже очень плохо! Нужно стараться, чтобы меньше вреда наносить природе.

– Ребята, представьте, что перед вами большое болото. Какая там растительность и животный мир? (мох, карликовые березы, осока, лягушки, улитки, рыбы, цапля, рябчики…) Что станет, если в один прекрасный день, люди решат на место болота построить городок? (погибнут и растения, и животные).

 - Другой пример. В море потерпело аварию судно, которое везло нефть, и нефть вылилась в море, покрыла даже берега. Какой вред был нанесен природе? (пострадали птицы, рыбы, растения, люди)

 - Нефть, попавшая в море, вызвала в природе настоящую катастрофу. Экологическую катастрофу!

 - Кто виноват в такой катастрофе? (человек)

Работать со слайдами;





Анализировать;




Отвечать на вопросы;



Высказывать свои предположения;







Анализировать ситуации;


Отвечать на вопросы;




Разбирать примеры;





К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;











П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;


















Словесн.: ответы на вопросы;















Практич.: работа в парах

Практич.: работа по учебнику;




Словесн.: ответы на вопросы;

- Сейчас мы с вами рассмотрим и поговорим, какие две стороны имеет экономика.

- Назовите составные части экологии? (солнце, воздух, вожжа, растения, животные).

- Связаны ли они между собой? (да). Приведите примеры.

- Для чего нам нужна экономика? (для удовлетворения потребностей).

- Из каких отраслей состоит экономика? (сельское хозяйство, электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность).

- Что даёт людям сельское хозяйство? (продукты питания).

— Это полезная сторона экономики. В чем же заключается, опасна сторона сельского хозяйства? (в загрязнении почвы, ядохимикатами).

- Что даёт людям металлургия? (металл) Это полезная сторона экономики. В чем же заключается опасная сторона? (загрязнение воздуха и воды).

- Сейчас обсудите в парах полезную и опасную стороны экономики других отраслей?

- Давайте, сейчас прочитаем текст учебника на стр. 80-82.

- Итак, какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? (без воды жизнь на Земле невозможна).

- Как экономить воду? Как её охранять? (ставить фильтры на трубы, сажать деревья вокруг водоемов).

- Какое значение имеет почва для жизни на Земле? (На земле выращивают растения).

- Какой вред человек наносит почве? (вырубает леса, загрязняет мусором, вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов).

- Как нужно охранять почву? (не загрязнять, не вырубать огромные территории лесов).

- Ребята, что вы поняли об экономике? Сколько сторон она имеет? (2). Какие? (У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции).


Отвечать на вопросы;
















Работать в паре;

Обсуждать;

Читать;



Анализировать прочитанное;


Определять стороны экономики;


Выделять положительное;

Выделять отрицательное;


Делать выводы;


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;










К: читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с

автором» отделять новое от известного;

выделять главное

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя;


П: устанавливать причинно-следственные связи;


Физминутка

- Ну а сейчас давайте немного отдохнём.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. Ходьба с подниманием рук.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в дупло кладём. Наклоны вперёд.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим. Бег на носочках.

Выполнять упражнения;

Р: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии;


Словесн.: ответы на вопросы;

- Ребята, сегодня нередки случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

- Некоторые промышленные предприятия сливают в водоёмы отработанную воду, содержащую ядовитые вещества.

Как это может отразиться на рыбных богатствах?

- Ребята, вот чтобы не случалось таких катастроф необходимо составлять экологические прогнозы. Как вы думаете, что это? (мнения детей)

- Давайте попробуем составить экологический прогноз для ситуаций:

1. В одной стране фермеры решили уничтожить всех хищных зверей.

2. На берегу озеро было принято решение построить завод, в отходах которого содержится ртуть.

- Какие рекомендации мог бы дать эколог фермерам и проектировщикам завода?

Анализировать;



Отвечать на вопросы;




Давать прогноз;






Составлять рекомендации;

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров;






К: устанавливать причинно-следственные связи;


Практич.: исследовательская работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах над проблемой

загрязнения окружающей среды.

Каждая группа получает отдельное задание. Я назначаю консультантов, которые будут следить за процессом и оценивать работу каждого человека и всей группы в целом.

1 группа

Ваша задача: выявить основные способы и причины загрязнения, а также возможные последствия.

Используя учебник, с. 80 – 82 запишите, какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей (Дети записывают выводы в таблицу)

(Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)


2 группа решает экологические задачи (задачи на карточках)

Выбрать правильный ответ

Задача 1.

Какие цветы можно дарить на день рождения?

а) Любые цветы, которые тебе нравятся;

б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.

Задача 2.

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 3.

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;

б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.

Задача 4.

Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.

б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.


3 группа Игра «Экологический свет»

- Вам предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, то вы наклеиваете красный смайлик, если действия не вредят природе – зелёный смайлик.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

3 ситуация.

Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.

4 группа «Экологи родного края»

Ваша задача: подумать и записать какие экологические катастрофы произошли в нашем крае, в нашей стране за последнее время.

Проверка работы в группах, выступления консультантов, подведение итогов.

Мы с вами обсудили очень важные проблемы.



П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.


5.

Рефлексия. Подведение итогов.

Какую тему изучали на уроке? Как связаны между собой экономика и экология? Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона? В чём заключается опасная сторона? Что вы нового для себя узнали? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок? Молодцы. Домашнее задание: с 79 – 84 читать отвечать на вопросы.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!