Орг. момент | Постановка учебной задачи и организации класса. | Словесный, фронтальная | Организация класса. С добрым утром Начат день. Первым делом Гоним лень. На уроке не зевать, А работать и считать! 2. Приветствие класса - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по математике. 3. Проверка готовности к уч. занятию - Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал. - Сядьте все правильно, спина прямая, ноги вместе, руки перед собой. | Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя. | - | Личностные: - поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Актуализация знаний | Определение направления работы с текстом на учебном занятии. | Словесный, наглядный, фронтальная | Устный счёт Игра «Поймай рыбку» (на доске) - Выполните вычисления и положите каждую рыбку в своё ведёрко. (По цепочке) Минутка чистописания - Сейчас мы проведём минутку чистописания, но сначала подготовим нашу руки к письму. «Бабочка» Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев». - Откройте свои тетради и запишите число: 3 февраля. Классная работа. - Молодцы! Теперь посмотрите на доску. Какое число вы видите на доске? - Число 57. - Какое это число? Однозначное или двузначное? - Какие цифры используются для записи числа? - Каким разрядным единицам соответствует каждая цифра в этом числе. - Назовите соседей числа 57. - Цифра 5 состоит из короткой прямой линии, полуовала и провисающей линии. Сначала пишется короткая прямая линия. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут полуовал. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (провисающая линия). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки. Цифра 7 состоит из волнистой линии, короткой прямой линии и короткой прямой черты. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводят короткую прямую линию к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Короткая прямая черта должна перечеркивать прямую линию примерно посередине. - Пропишите это число через клетку в ваших тетрадях. Логическая задача. У Паши на 8 яблок больше, чем у Маши. Сколько яблок он должен дать Маше, чтобы яблок стало поровну? (4.) | К доске выходит один ученик, устно решает числовое выражение и кладет рыбку в ведёрко. Повторяют движения за учителем. Записывают число и классная работа. 57. Двузначное. 5 и 7. - В нём 7 единиц и 5 десятков. Прописывают число в тетрадях по образцу учителя. 56 и 58. Прописывают в тетради число 57 через клетку. 4 | Карточки | Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: - поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Самоопределение к деятельности | Активизировать жизненный опыт и мотивацию детей к учебной деятельности. | Словесный, фронтальная | - Как назвать одним словом числа 24,33,42,81,60? (Двузначные.) - Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? Назовите число, в котором 6 десятков, 8 десятков и 1 единица, число десятков и единиц одинаковое. - Какое число лишнее? Почему? - Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел. (Один ученик у доски, остальные в тетради) - Прочитайте получившиеся числа. (14, 23, 32, 71, 50.) - Запишите ряд чисел так, чтобы каждое число было на 1 единицу меньше чисел второго ряда. - Прочитайте получившиеся числа. (13, 22, 31, 70, 49.) - Каким правилом вы пользовались при выполнении вычислений? Как отнимали десятки, единицы? (Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц.) - Эти вычисления мы выполняли устно. - Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (Письменный, столбиком.) - Кто догадался, какая тема нашего занятия? - Чему мы будем учиться сегодня на занятии? | Двузначные. 60, 81, 33. 60 – оно круглое. 14, 23, 32, 71, 50. 13, 22, 31, 70, 49. Десятки отнимали от десятков, единицы - от единиц. | | Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |
Изучение нового материала | Создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста. | Словесный, фронтальная, парная. | Знакомство с вычислительным приемом. На доске: 57-26 -Прочитайте выражение. -Сколько десятков и единиц в каждом числе? -Как будем вычитать 26? -Какой получили ответ? -Сделаем подробную запись этого выражения с помощью чисел (учитель – на доске, ученики –в тетрадях): 57 – 26 = (57 – 20) - 6 = 37- 6 = 31 - Чтобы легче было выполнить вычисления, удобно так же, как и при сложении, записывать числа друг под другом в столбик. Давайте вспомним, как правильно оформлять выражения в столбик. - При вычитании уменьшаемое пишется сверху, а вычитаемое под ним, так, чтобы под единицами уменьшаемого были записаны единицы вычитаемого, а под десятками уменьшаемого десятки вычитаемого. Знак действие пишется слева от записи, а знак «=» заменяется чертой. - Вычитание мы начитаем с наименьшего разряда – разряда единиц. Из 7 единиц нужно вычесть 6 единиц. 7 – 6 = 1. Цифру 1 мы записываем под разрядом единиц. Теперь переходим к разряду десятков. 5 – 2 = 3. Записываем 3 под разрядом десятков. - А теперь давайте составим алгоритм вычитания. У вас на парте лежат карточки, из этих карточек вам нужно составит алгоритм. Работаете вы в парах. 1 минута вам на работу, а затем проверяем, что у вас получилось. - Кто готов прочитать свой алгоритм? А у кого по-другому? - А у меня получился следующий алгоритм. Алгоритм вычитания Записываем уменьшаемое. Записываем вычитаемое: единицы под единицами; десятки под десятками. Вычитаем единицы. Вычитаем десятки. Читаем ответ. - Чем похож алгоритм вычитания на алгоритм сложения? - Чем они отличаются? Какое слово мы заменили? Физкультминутка - А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, из-за своих парт и повторяйте движения за мной. Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.) Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.) Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.) А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.) Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.) Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) И на месте походили. (Шагаем на месте.) - Молодцы, садитесь на свои места. Работа по учебнику. - Откройте свой учебник на с. 5. Найдите задание под №1. Задание: вычисли с устным объяснением. - Кто попробует вычислить с объяснением? На слайде № 2 - Прочитайте задачу. (Один обучающийся читает задачу вслух). На елке было 8 красных шаров, золотых шаров на 3 меньше, чем красных, а зелёных столько, сколько красных и золотых шаров вместе. Сколько было зелёных шаров? - О чём говорится в задаче? - Известно, сколько было красных шаров? - Сколько красных шаров? - Известно, сколько было золотых шаров? - Что известно ещё? - Что требуется найти в задаче? - Можно ли сразу ответить на поставленный вопрос задачи? Почему? - Можем ли мы это узнать? - Если мы знаем, сколько на ёлке золотых шаров, можем ответить на вопрос задачи? - Давайте составим краткую запись. (Один ученик у доски) - Что значит «на 3 меньше»? - Какое первое действие? Что мы найдём сначала? 8 – 3 = 5 (ш.) – золотых шаров. - Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? -Да, нам известно, сколько было золотых шаров. Как мы узнаем, сколько было зелёных шаров? Каким действием? 8 + 5 = 13 (ш.) – зелёных шаров. Ответ: 13 зелёных шаров. Вывод: повторили действия сложения и вычитания. Чтобы вы не ошибались, нужно быть внимательными. | 57 –это 5 дес. и 7 ед., 26 это 2 дес. и 6 ед. Из 5 дес. вычесть 2 дес.; из 7ед. вычесть 6 ед. 31 это 3 дес. 1 ед. Единицы под единицами, десятки под десятками. Десятки пишем под десятками, а единицы — под единицами. Слово «складываем» заменили на слово «вычитаем». Вычитаем единицы из единиц. Из 8 вычесть 4 будет 4. Вычитаем десятки из десятков. Из 6 вычесть 3 будет 3. Ответ: 34. И т. д. О красных, золотых и зелёных шарах. Да, известно. 8 красных шаров. Не известно. Сказано, что золотых шаров было на 3 меньше, чем красных. Зелёных шаров столько, сколько красных и золотых шаров вместе. Требуется найти, сколько было зелёных шаров. Нет. Потому что не знаем, сколько не ёлке золотых шаров. | Учебник | Предметные: - умение складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов. Познавательные УУД: - способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: - поддерживать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |