СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по русскому языку на тему "Русский алфавит, или азбука. Как мы используем алфавит?» (2 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по русскому языку на тему "Русский алфавит, или азбука. Как мы используем алфавит?» (2 класс)»

Технологическая карта учебного занятия

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Орг. момент

Самоопределение к деятельности, мотивация к учебной деятельности.

Словесный, фронтальная

1. Проверка готовности к уч. занятию

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Андреевна, и сегодня я проведу у вас учебное занятие по русскому языку.

- Проверим вашу готовность к учебному занятию. На парте лежит учебник, тетрадь, дневник и пенал.


2. Организация класса

- Девизом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать такие слова, давайте прочитаем их хором: Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать! (М. Горький) НА СЛАЙД








- Как вы понимаете смысл этих слов?

-Знания нужны, для того, чтобы ими пользоваться, например, в 1 классе вы выучили буквы – для чего вы их учили?

- Чтобы читать и писать. Вы научились узнавать эти буквы в ленте букв, в алфавите – а зачем надо знать алфавит, запомнить, как буквы располагаются в алфавитном порядке?

- Знание алфавитного порядка расположения букв помогает быстро найти нужную информацию в словаре – как слова располагаются в словаре?




- В алфавитном порядке (показ страниц словаря). У вас в конце учебника тоже есть маленькие словарики, и слова в них тоже расположены в алфавитном порядке. Возьмите учебник, откройте последнюю страницу, найдите словарь антонимов и т.д.

- Кто уже догадался, какая работа ждет нас на сегодняшнем уроке, что будем повторять?



3. Упражнения для рук

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (насыпают крошки – имитируют движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись (кладут ладони на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу пришли (Отряхивают ладони)

Съели суп, и спать легли (Двигают воображаемой ложкой, затем укладывают руки под щеку)

4. Оформление тетради

- Откройте свою тетрадь, запишите число: 19 ноября.




Проверяют свою готовность к занятию, приветствуют учителя.







Читают хором:

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать!






Чтобы читать и писать.



Это помогает найти нужную информацию в словаре.


Располагаются в алфавитном порядке.



Открывают словари в конце учебника.




Будем повторять алфавит.




Выполняют упражнения для рук. Повторяют движения за учителем












Открывают тетрадь и записывают число: 19 ноября.

ИКТ, толковый словарь

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Личностные:

- познавательный интерес.


Каллиграфическая минутка

Отработка правильного письма букв, слогов, безотрывного соединения букв.

Словесный, индивидуальная

- Сейчас мы проведём каллиграфическую минутку

- У вас в тетрадях написано сочетание букв «чу-щу. Какое правило прячется в этих сочетаниях?

Повторяем его хором: чу-щу пиши с букву «у».

Анализ типичных ошибок

Письмо уч-ся

Самоанализ. Самооценка

Записывают в тетради букву.


чу-щу пиши с букву «у».





Оценивают своё письмо.


Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

Словарно-орфографическая работа

Формирование орфографической зоркости

Словесный, наглядный, фронтальная

- А сейчас познакомимся со словарным словом. Я вам буду предлагать загадки, а вы из первых букв отгадок сами соберете это новое словарное слово.

 


  1. На окошке - пруд,

В нем рыбешки живут. (аквариум)

  1. Я люблю прямоту и сама прямая.

Сделать ровную черту всем я помогаю. (линейка)

  1. Он живёт в семье большой,

Носит колпачок цветной,

В руки просится играть

И умеет рисовать.

Своего он дела мастер,

Называется...(фломастер)

  1. Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь, мякоть красную поешь.(арбуз)

  1. Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой. (виноград)

  1. Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки)

  1. Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь)


- Какое слово у вас получилось? (алфавит)

-Что такое алфавит?

- Как найти это слово в словаре, чтобы узнать его значение? На какую букву мы должны открыть словарь? (1 уч.)

(Это все буквы,  расположенные в установленном порядке.
Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок.)

- А теперь нам надо запомнить, как пишется это слово. Откройте у себя в учебнике словарик с. 136 – на доске. Читаем по слогам.






- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните (выделите) орфограммы.




- С новой строчки давайте запишем однокоренные слова: Алфавит, алфавитный.

Вывод: Все однокоренные слова пишутся одинаково.

Отгадывают загадки, составляют на доске слово из первых букв отгадок.


Аквариум.



Линейка.







Фломастер.





Арбуз.





Виноград.





Игрушки.


Тетрадь


Алфавит.



Один ученик читает определение «алфавит» из толкового словаря.




Открывают словарик на с. 136. Читают слово «алфавит» по

слогам.


Записывают слово «алфавит» в тетрадь.



Записывают слова в тетрадь: Алфавит, алфавитный.

ИКТ, учебник

Личностные:

- познавательный интерес.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.



Целеполагание

Определить тему и цель урока.

Словесный, фронтальная

1. Наблюдение над языковым материалом

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Проверим, правы ли мы?

- Откройте учебник на с. 81. Прочитайте название раздела и тему урока.




- Где в жизни мы используем алфавит, т.е. для чего нужно знать алфавит?










-Какую цель поставим на уроке?




Алфавит.



Читают название раздела и тему урока.


чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в библиотеке, в больнице карточки находятся по алфавитному порядку.


Вспомним, что такое алфавит и назовем буквы русского языка в алфавитном порядке.

ИКТ

Личностные:

- познавательный интерес.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


 Объяснение нового знания

 Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная, парная.

Работа по учебнику

- Давайте выполним упражнение №121 на с. 81. Здесь дан алфавит и вам в помощь под каждой буквой её название, её имя. Давайте прочитаем алфавит по цепочке. Начинаем с третьего ряда.



2. Обобщение

- Давайте подведем итог, читаем хором со слайда.

- Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком,

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам. НА СЛАЙД







- Почему про буквы алфавита сказано, что они ключи?



3. Работа над определением в учебнике

- Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, свое начертание и своё название.








Распечатать «алфавит» и «азбука».

- В названии нашей темы использовано и слово алфавит, и слово азбука. Почему?

- Слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв греческого алфавита (греческий алфавит на слайд)

- Слово «азбука» образовано тоже из названий двух букв старорусского алфавита (на слайд алфавит аз, буки)

4. Упражнение в использовании алфавита

- упр. 122 на с. 82.


-Каких букв не хватает в алфавите? 



- Запишите пропущенные буквы.

(взаимопроверка)




- Поменяйтесь тетрадями, взяли карандаши в руки и проверьте правильность записи слов с доской, если нет ошибок, то ставьте знак «+», если есть ошибки – «-».

На слайд: А, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

-Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. (похвалить)


Работа с таблицей «Алфавит».

-Назовите место каждой из них. (А —в начале алфавита, Е — между Д и Ё и т. д)



- Итак, сколько всего букв?


-Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (Де­сять.)

- 10 букв для гласных звуков.

-Сколько букв не обозначают звуков? (Две.)

- А теперь вопрос для математиков. Сколько букв осталось для согласных звуков?

Обобщение: букв гласных – 10, букв согласных – 21, букв не обозначающих звука – 2. Всего – 33 буквы.

- А теперь давайте отдохнём, встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной.

Физминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала еще раз!

- Молодцы, садитесь.

Работа в парах

По карточкам: Задание: Прочитайте слова и спишите их в алфавитном порядке.

Повар, библиотекарь, доктор, архитектор, учитель.


- Проверяем. Кто прочитает слова в алфавитном порядке?

Архитектор, библиотекарь, доктор, повар, учитель.



- Ребята, что вы заметили? Что обозначают все эти слова?

- Верно, это названия профессий людей.

- Человеку, какой профессии важно знать алфавит? 

- Почему? 





- А ещё кому?


- Составьте с одним из слов предложение. (Запись его на доске.)









- Найдём и подчеркнём главные члены предложения. Какие два члена предложения относятся к главным?

Открывают учебник на с. 81, читают задание, читают по цепочке названия букв алфавита.



Читаю хором:

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком,

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.



С помощью букв мы читаем книги.




Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, свое начертание и своё название.












Читают задание.


Букв, обозначающих глас­ные звуки.


Записывают в тетрадь: А, е, ё, и, о, ы, э, ю, я.


Обмениваются друг с другом и проверяют задание, если правильно ставят «+», если нет – «-»



Называют место букв гласных звуков в алфавите.


В алфавите всего 33 буквы.


10 букв.



2 буквы.


21 буква







Выполняют физминутку, повторяют движения за учителем: хлопают в ладоши, прыгают.










Работают в парах. Записывают в тетрадь слова в алфавитном порядке.


Архитектор, библиотекарь, доктор, повар, учитель.


Названия профессий людей.


Библиотекарю.


Все книги расставлены в алфавитном порядке.


Учителю.



Записывают в тетрадь составленное предложение.


Один ученик записывает свое предложение в тетрадь и подчёркивает главные члены предложения.


Учебник, ИКТ, карточки со словами «алфавит», «азбука» , карточки с заданием

Предметные: - знание алфавитного порядка букв, умение правильно называть буквы русского алфавита, записывать слова в алфавитном порядке.


Познавательные УУД:

- умение анализировать слова и располагать их в алфавитном порядке с опорой на первую (вторую, третью) букву.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.


Личностные:

- познавательный интерес.


Закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Словесный, наглядный, практический;

Фронтальная, индивидуальная.

- А сейчас бы поиграем в библиотеку. Представьте, что вы библиотекарь, и вам надо эти книги расставить в алфавитном порядке. Прочитайте фамилии автором на обложке каждой книги, вам в помощь алфавит. (фронтально)



-А теперь вы все будете учителями. Вам надо вызвать к доске ученика. Кто сможет быстро в списке вашего журнала найти эту фамилию.




- У вас на парте лежит карточка, на ней вы видите точки, а сверху них буквы, Вам нужно соединить их в алфавитном порядке. И тогда у вас получится картинка.








- Итак, кто же у вас поучился? Поднимите руки, кто справился с заданием.

Читают фамилии авторов, расставляют книги в алфавитном порядке.




Один ученик находит в классном журнале заданную фамилию.


Соединяют буквы в алфавитном порядке, в итоге должен получиться слоник.





Книги, журнал, карточка с заданием

Предметные: - знание алфавитного порядка букв, умение правильно называть буквы русского алфавита, записывать слова в алфавитном порядке.


Познавательные УУД:

- умение анализировать слова и располагать их в алфавитном порядке с опорой на первую (вторую, третью) букву.


Коммуникативные УУД:

- умение использовать разные коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные:

- познавательный интерес.

Итог, рефлексия

Оценить собственную деятельность на уроке.

Словесный, фронтальная, индивидуальная

- Над какой темой работали? (Алфавит)

- Кто запомнил, как образовалось слово «алфавит»? Как по-другому можно назвать эти 33 буквы?






- Кто запомнил, как образовалось слово «азбука»?








- Закончите предложения:

Все буквы, расположенные по порядку, называются …

В алфавите каждая буква имеет свое… (место) и свое…(начертание, название).



- Где в жизни может понадобиться знание алфавита?



- Кто может без запинки рассказать весь алфавит (1 человек рассказывает) – если останется время.


- Какое задание было трудным для вас? Интересным?

- Кто считает, что он хорошо поработал на уроке и все усвоил? Кто испытывал трудности?

- А теперь оцените свою работу на занятии. На партах у вас лежат белые квадратики. Напишите первую букву своей фамилии зелёным цветом, если у вас не было затруднений при выполнении заданий и вы поняли тему, синим цветом - были затруднения и вы не поняли тему занятия.

- Поднимите карточки, Молодцы!

- До свидания, ребята!

Алфавит.


Слово «алфавит» образовано из названий двух первых букв греческого алфавита – альфа, вита.

- Слово «азбука» образовано тоже из названий двух букв старорусского алфавита – аз, буки.



Алфавит.


Место, начертание, название.


Найти нужное слово в словаре…










Оценивают свою работу на занятии.

ИКТ; карточки для рефлексии

Регулятивные УУД:


- умение осуществлять самоконтроль, самооценку.


Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Словесный; фронтальная

- Открывайте свои дневники и записывайте домашнее задание. Я раздаю вам карточки с дом. заданием. В первом задании вам нужно написать пропущенную букву, которая должна идти по алфавиту вместо точек. Во втором задании нужно написать соседей буквы вместо точек.

Выполняете задание на этой карточке. Вложите её в дневник.









Записывают домашнее задание в тетрадь.

Карточки с домашним заданием.

Регулятивные УУД:

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!