Открытие нового знания. | Обеспечить восприятие учащимися новой темы. | Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная. | Сравнение печатной и письменной буквы: - Давайте сравним печатную и письменную букву «м». - Сколько элементов в печатной букве «м», считаем хором: один, два, три, четыре. - Теперь считаем в письменной: один, два, три. - Сравните, что вы можете сказать? Чем письменная буква отличается от печатной? -А какие 2 буквы спрятались в букве «м»? - Верно, в букве «м» спрятались буква «л», буква «и». 2. Графический анализ письменной буквы. - Посмотрите на образец письменной строчной буквы «м», сколько в ней элементов? - Правильно, их 3. На доске белый лист с разрезными элементами буквами. -Первый элемент – короткая наклонная линия с закруглением внизу слева (хором); - Второй элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу вправо (хором); - Третий элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу вправо (хором). – Эти два элемента одинаковые. 3. Конструирование буквы. - У вас на партах лежат верёвочки. Сейчас мы попробуем делать строчную букву «м». Внимательно смотрите, как я буду делать букву: какие 2 буквы спрятались в ней? Давайте выложим сначала букву «и». - А теперь к букве «и» подставьте первый элемент – наклонную линию с закруглением внизу – НАКЛОННО, как в букве «л», чтобы между ними получился уголок. - Ребята, заканчивайте работу, убирайте верёвки на край стола и положите перед собой пропись. 4. Письмо элементов буквы. - Перед тем, как мы начнём писать, давайте проведём разминку для рук, повторяйте движения за мной: - На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок) Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расплетая их) - Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе) - Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга) - И – открыли! (Расцепляем пальцы) - Молодцы! Продолжаем работу. - Откройте свою пропись на с. 6 (показать страницу на слайде) Положите их под наклоном. Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе. - Пропись я свою открою, Под наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Возьмите ручку и обведите элементы буквы вверху страницы. (Показать на слайде) 5. Рисование узоров. - Рассмотрите узор, какие буквы там взялись за ручки? - Это начало письма буквы «м», постарайтесь аккуратно, чисто и правильно обвести узор ручкой (показать на слайде). Обратите внимание на наклон. 6. Письмо строчной буквы «м». - Сейчас будем писать букву «м». Я пишу на доске, а вы повторяете в воздухе. Слушайте внимательно, повторяйте и запоминайте. - Начинаю писать чуть выше нижней линии рабочей строки, веду снизу вверх в сторону наклонную линию с закруглением внизу, не отрывая ручки от письма веду короткую прямую линию с закруглением внизу вправо как в букве и. - Найдите первую строку в своей прописи и пропишите букву «м», не забывайте про расстояние между буквами. Буква пишется безотрывно. (учитель проверяет) - Поднимите руку на локоток, кто справился с заданием. - Давайте немного отдохнём. Встаньте из-за своих парт и повторяйте движения за мной: Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.) - Молодцы, ребята! Продолжаем работу. 7. Анализ типичных ошибок. - Первая ошибка. Недостаточный наклон первого элемента, и поэтому вся буква получается прямая, а не наклонная, вы должны первый элемент вести не вверх, а в сторону. - Вторая ошибка. Теряется параллельность между вторым и третьим элементом, т.к. разное расстояние между ними, а должно быть одинаковое и тогда буква будет правильная. 8. Написание слогов. - Найдите в прописи вторую строку. Поставьте пальчик на первый слог, читаем его хором: ма. - Назовите слова, которые начинаются на этот слог. - Какое соединение в этом слоге? - Теперь внимательно смотрите на доску, я буду писать слог на доске, а вы со мной в воздухе: пишем букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяем с буквой «а». - Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе. Положите пропись под наклоном, возьмите ручку в руку правильно, конец ручки смотрит вам в плечо. Напишите слог ма один раз. - Кто готов, поставьте ручку на локоток. -Найдите на второй строке следующий слог, поставьте пальчик и читаем его хором: ме. -Какие слова со слогом ме вы знаете? Назовите их. - Какое соединение в этом слоге? - Теперь внимательно смотрите на доску, я буду писать слог на доске, а вы со мной в воздухе: пишем букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и с середины рабочей строки безотрывно соединяем с буквой «е». Спинка у буквы «е» должна быть округлой, потому что это полуовал. - Сядьте все правильно, спина прямая, положите пропись под наклоном, конец ручки смотрит в ваше плечо. Пропишите слог ме один раз. - Поставили пальчик на следующий слог, читаем его хором: мы. - Какие слова с этим слогом вы знаете? - Какое соединение в этом слоге? - Я пишу слог на доске, а вы вместе со мной повторяете в воздухе: пишем букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяем с буквой «ы». - Сядьте правильно, спина прямая, ноги вместе, пропись положите под наклоном, ручка смотрит в ваше плечо. Напишите слог мы один раз. Письмо безотрывное, не забывайте про наклон букв. - Ребята, как вы думаете, что на Земле важнее всего? - Прочитайте слова на третьей строке. Какие это слова? - А теперь читаем хором первое слово: «мир». -Слово «мир» обозначает несколько значений. (на сайде) 1. Мир - это наша земля, земной шар, свет. 2. Мир - это дружеские отношения между кем- либо; отсутствие разногласий, войны; согласие. - Если у слова не одно значение, а много, оно называется МНОГОЗНАЧНОЕ. (хором) - Я пишу слово «мир» на доске, а в воздухе повторяете за мной. Пишу букву «м», от неё ведём соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяю с буквой «и», от неё веду соединительную линию в сторону и сверху безотрывно пишу букву «р». Приглядитесь внимательно к этому слову, что интересного заметили в его написании? Сколько одинаковых элементов надо писать в этом слове: 1,2,3,4 – не пропустите! - Сядьте правильно, пропись под наклоном. Напишите слово «мир» один раз. Не забывайте про наклон букв. - Ставим пальчик на второе слово, читаем его: «мама» - Смотрите внимательно, как я буду писать слово на доске и повторяйте за мной в воздухе. Пишу букву «м», от неё веду соединительную линию в сторону, чтобы между буквами было расстояние, и сверху безотрывно соединяю с буквой «а», Дописываем точно также второй слог ма. - Приглядитесь внимательно к этому слову, что интересного заметили в его написании? - Напишите один раз слово мама. Не забывайте про вашу посадку. Пропись под наклоном. 9. Работа над предложением. - Найдите четвёртую строку. Здесь написано предложение, поставили пальчик на первое слово, читаем: Рома написал слова. - Ребята, что значит, слово Рома? - Чьё это имя? -Какое правило вы знаете? -Имена людей пишутся с большой буквы. - В этом предложении пропущены слова, но даны схемы. Нам надо расшифровать эти схемы, вернуть слова в предложение. Поставьте пальчик на первую схему и посчитайте, сколько слогов в первой схеме? - На какой слог падает ударение? - Сколько звуков в первом слоге? - Что они образуют? - Сколько звуков во втором слоге? - Что они образуют? - Кто догадался, какое это слово? - Какой согласный в первом слоге: мягкий или твёрдый? - Возьмите карандаш синего цвета и закрасьте схему. - Какой согласный во втором слоге: мягкий или твёрдый? - Значит, каким цветом нужно закрасить схему? (схема на доске) - Напишите слово «мама» рядом со схемой вместо точек. - Работаем со второй схемой. Сколько слогов в схеме? - Кто уже догадался, какое это слово? - Верно, слово «мир». Какой первый согласный: твёрдый или мягкий? -Значит, каким цветом закрашиваем схему? - Какой второй согласный: твердый или мягкий? Каким цветом закрашиваем схему? - Напишите это слово рядом со схемой, вместо точек. - А теперь немного отдохнём. Встаньте из-за парт и повторяйте движения за мной: Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) - Замечательно, продолжаем работу! - А теперь найдите следующее предложение, прочитайте его. Чем отличается это предложение от первого? - Ребята, сейчас мы с вами попробуем превратить печатный текст в письменный. Ставим пальчик на первое слово, приготовились, читаем хором: Клава мыла руки с мылом. - Ребята, а как вы думаете, что такое слово Клава? - Верно, это имя девочки. Давайте повторим правило: имена людей пишутся с большой буквы. - Внимание на доску: Начинаем писать предложение с заглавной буквы «Клава мыла руки с мылом.» - Кто скажет, почему надо мыть руки, да ещё и с мылом? - Обратите внимание, что в печатном предложении все буквы напечатаны раздельно, не соединяются друг с другом. А вы сейчас будете писать это предложение письменными буквами, и чтобы получилось слово, буквы нужно соединять между собой. - Давайте вспомним правила, как писать предложение. (Показать заглавную букву «К» в алфавите) - Напишите это предложение на следующей чистой рабочей строке, слово под словом, правильно, чисто, красиво. - Проверка: давайте проверим, правильно ли вы написали это предложение. Ставим пальчик на первое слово, читаем хором. 10. Логические упражнения. - А сейчас поиграем со словами. Посмотрите на следующее задание. Написаны два слова, а сверху цифры. Прочитаем первое слово: метро. - Что такое метро? Метро - это вид железнодорожного транспорта, который перевозит пассажиров под землей. - Кто-нибудь из вас был в метро? (на слайде иллюстрация метро) - Кто догадался, какое слово зашифровано? - Слово «метр». А кто знает, что обозначает это слово? (показать метр) - Метр - это система измерения длины. - Написать слово «метр» на доске пойдёт… - А вы, ребята, напишите слово «метр» под словом «метро» на чистой строке. - Читаем следующее слово: марка. (показать) - Кто уже догадался, какое слово зашифровано? -Верно, мак. (показать на слайде) - Написать слово «мак» на доске пойдёт … - А вы, ребята, сядьте правильно, пропись под наклоном. Напишите слово мак под словом марка на чистой строке. - Молодцы, ребята! Закрывайте свои прописи, кладите ручку в пенал. | Сравнивают печатную и письменную букву «м». Считают: один, два, три, четыре. Считают: один, два, три. В письменной букве элементы под наклоном. Буква эль и буква «и». В строчной письменной букве 3 элемента. -Первый элемент – короткая наклонная линия с закруглением внизу (хором); второй элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу (хором); третий элемент – короткая прямая линия с закруглением внизу (хором). Конструируют букву из верёвок. Делают разминку для рук: На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок) Кто его открыть бы смог? - Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расплетая их) - Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе) - Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга) - И – открыли! (Расцепляем пальцы) Открывают пропись на с. 6. Садятся правильно. Обводят узор. Пишут букву в воздухе. Прописывают букву «м» в прописи. Повторяют движения за учителем: Топают ногами, хлопают руками, покрутились, повертелись, сели за парты, закрыли глаза и досчитали до пяти, открыли глаза, поморгали. Читают: ма. малина, мама, машина… Нижнее. Смотрят на доску и пишут в воздухе. Садятся правильно, пишут слог ма один раз. Читают: ме. мел, метла, мешок… Среднее. Смотрят на доску пишут в воздухе. Садятся правильно и пишут слог ме. Читают: мы. мыло, мышь… Верхнее. Смотрят и пишут в воздухе. Садятся правильно, пишут слог мы. Мир, мама. Читают: мир. Хором: Если у слова не одно значение, а много, оно называется многозначное. Смотрят на доску и пишут в воздухе. Садятся правильно и пишут слово мир. Читают: мама. Смотрят на доску и пишут в воздухе. 2 одинаковых слога. Садятся правильно, пишут слово мама. Читают: Рома написал слова. Это имя. Имя мальчика. Имена людей пишутся с большой буквы. 2 слога. На второй. 2 звука. Слияние. 2 звука. Сияние. Мама. Твёрдый. Закрашивают схему синим карандашом. Твёрдый. Синим. Пишут: мама 1 слог. Мир. Мягкий. Зелёным. Твёрдый. Синим. Пишут: мир. Повторяют движения за учителем: Наклоняются вперед-назад, руки вверх, потянулись, вправо-влево, кружатся. Это печатное предложение. Читаем: Клава мыла руки с мылом. Имя девочки. Имена людей пишутся с большой буквы. С большой буквы. В конце точка. 3. Слова в предложении пишутся раздельно. Пишут предложение: Клава мыла руки с мылом. Читают: метро. Метр. Один ученик на доске пишет слово «метр». Пишут слово метр. Читают: марка. Мак. Один ученик на доске пишет слово «мак». Пишут: мак. Закрывают прописи. | Презентация, разрезные элементы буквы, карточки печатной и письменной буквы «м», пропись №3 | Предметные: - знание элементов строчной буквы «м», умение писать строчную букву «м» и её соединения с другими буквами в слогах и словах, сравнивать печатную и письменную буквы «м»; производить слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Познавательные УУД: - общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – умение осуществлять сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводить слого - звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Коммуникативные УУД: - уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |