Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) 1-1,5 мин | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте, Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, – под рукой! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистопи- сание. Работа в тетради 3 мин | Индивидуальная. Практический. Письмо | - Какая буква в верхней строке лишняя? Почему? Почему ь и ы записаны с маленькой буквы? Что обозначают гласные в каждой строке? – Выполните в тетради письмо букв | Я Ё Ю И Е ь А О У ы Э | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Словарно-орфографичес- кая работа. Ноябрь 6 мин | Практический. Письмо | 1) Интерактивная игра «Впечатай букву» - Чем интересны эти слова? Как они называются? Почему? - Запишем эти слова в свои тетради с комментированием. 2) – Определите слово по его лексическому значению: последний месяц осени, одиннадцатый месяц года. — Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О. - Запомните написание. - Это слово образовано от латинского слова novem, что значит девять. В Древнем Риме год начинался с 1 марта, поэтому ноябрь и получил название «девятый». А какой по счету теперь ноябрь? | Запоминают право- писание | Закрепляют написание изученных слов, усваивают написание непроверяемого слова | Письмо словарных слов и нового слова |
IV. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (учебник, с. 77–78) 2-3 мин | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | - Отгадайте загадки: Его не видно, В руки не взять, Но зато слышно. (звук). (Звук.) Чёрные, кривые, От рождения немые. Станут в ряд – Все заговорят. (буквы). - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Буквы.) – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос «Как различить звуки и буквы?» | – «Звуки и буквы» | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
V.Самоопределе-ние к деятельности 1,5-2 мин 5-7 мин | Парная. Словесный, наглядный. Чтение | 1) Разминка: - Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? - Из чего состоят слоги? - Как определить сколько в слове слогов? - На какие две группы мы делим все звуки? - Что вы знаете о гласных звуках? - Что вы знаете о согласных звуках? - А что такое буква? - Как различить звуки и буквы? 2) Работа в парах: - А сейчас проведем небольшое исследование. Для этого поработаем в парах. У вас на столах карточки. Исследуйте все характерные признаки гласных и согласных звуков и на этой основе составьте паспорт звуков. - Покажите готовность. Договоритесь, кто из пары будет отвечать. -Есть ли другие варианты, покажите зеленую сигнальную карту, если согласны, красную – если не согласны. (назвать звуки: гласные, парные согласные, всегда звонкие, всегда глухие и т.д.) - Почему гласные звуки записаны в квадратных скобках? - Как мы по-другому называем запись? Знакомство с тайной языка – с транскрипцией. | - Из предложений - Это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. - Из слов - Из слогов - Из звуков - Ск. гласных, ст. и слогов - Гласные и согласные Исследуют характерные признаки гласных и согласных звуков и на этой основе составляют паспорт звуков. Это условное звуковое обозначение слов. Транскрипция. | Осмысленно строят ответы на вопросы. Грамотно составляют таблицу. Контролируют действия партнера. | Беседа по вопросам |
VI.Физкультминутка 1-1,5 мин | Коллективная. Практический. | В понедельник я купался (изобразить плавание) А во вторник рисовал (изобразить рисование) В среду долго умывался (изобразить умывание) А в четверг в футбол играл (бег на месте) В пятницу я бегал, прыгал, (прыжки на месте) Очень долго танцевал А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (сесть на корточки, руки под щеку) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений |
VII. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Письменная запись слов и звуковая запись слов. 2 мин | Фронтальная. Словесный, практический, работа в парах. Чтение, беседа, письмо | - Открыть учебник на стр. 79 и прочитать совет Мудрой Совы «Обратите внимание!». - Читая строки, вы озвучили письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? А слова устной речи? | Читают совет, отвечают на вопросы учителя. Ответы: «Слова письменной речи состоят из букв, а устной - из звуков. | Различают письменную и устную речь. Выполняют интерактивное задание | Чтение, беседа по вопросам |
2. Звуки и буквы 5-7 мин | Работа в парах – исследование. Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, беседа | Организует работу в парах, с рисунками. - А теперь поработаем в парах. Исследуем звуковое и буквенное написание слов. Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. - Произнесите по порядку все звуки в слове. Выполните звуковую и буквенную записи этих слов. Сравните эти записи. Сделайте выводы. Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная? Делают вывод, что не всегда совпадают написания звуковые и буквенные. - Покажите сигнальные карты Если написания не совпадают, нужно проверять или запоминать написание слов. | Рассматривают рисунки, называют предметы, исследуют звуковую и буквенную записи слова Произносят все звуки слова Записывают транскрипцию этого слова Сравнивают написание и произношение слова и делают вывод Доказывают свой ответ проверочным словом Делают вывод, что не всегда совпадают написания звуковые и буквенные. Если написания не совпадают, нужно проверять или запоминать написание слов. | Различают звуки и буквы. Распознают звуки в названиях предметов | Беседа по рисункам и вопросам |
3. Условные звуковые обозначения слов (упр. 117) 4 мин | Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение, беседа | Организует работу с упраж- нением Учитель обращает внимание детей на запись звуков в квадратных скобках. | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Сопоставляют звуковые и буквенные обозначения слова. Анализируют модели слов | Беседа по вопросам |
4. Роль звуков и букв в лекси- ческом значении слов 4-5 мин | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, письмо | Интерактивная игра «Помоги лосям» | Произносят звуки. Объясняют значение слов. Записывают слова. Читают текст о роли звуков и букв, делают вывод. | Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий. | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, | – Прочитайте задание в упраж- нении и выполните его. | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задание | Объясняют лексическое значение слов. Сравнивают слова. | Беседа по вопросам, письмо |
Работа в рабочей тетради (№70) 1-2 мин (если останется время) | практический. Чтение, беседа, письмо | Контролирует работу учащихся | | Распознают главные члены предложения | |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 2 мин | Фронтальная. Словесный. Беседа | - С какой новой темой мы познакомились на уроке? Продолжите предложения…. - Кто хорошо понял эту тему? (Поднимите сигнальные карточки) - Кому нужна помощь? (Сигнальные карточки) - Оцените свою работу на уроке. (обозначение знаками на полях). | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 71, 72) 1 мин | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |