Номер и тематика смены | 12 смена 2022 г. («Мы дети России, великой странны!») |
Название (тема) модуля | «Артерии нашей Земли» |
Возрастная группа обучающихся | 6 класс |
Предметные области | География, экология, внеурочная деятельность |
Разработчик(и) модуля | Курпединов Эдем Тейфихович – учитель географии |
Цель модуля | Создание условий для формирования у обучающихся общих представлений при изучении темы «Реки мира», расширить знания о роли рек в природе и для жизни человечества. |
Задачи модуля | Сформировать представления о реках, её частях, частях речной системы и долины. Обучить сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами. Проследить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата. Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа. |
Педагогические и образовательные технологии | Сетевой образовательный модуль; исследовательские методы обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
Используемые площадки проведения | Школа/Площадки лагеря (фойе, актовый зал и т.д.) |
Тематические партнёры | нет |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Почему пресной воды хватает человечеству, не смотря на небольшой объем пресной воды на земле ? |
Краткое описание (аннотация) модуля | Реки – это первые древнейшие дороги, пути, которые пересекают всю планету. Вода покрывает почти три четверти поверхности Земли. Примерно 85 тысяч кубических километров воды протекает в озерах и реках планеты. На сегодняшний день, главным богатством Земли являются не минеральные ресурсы, не климатические особенности, не плодородие почв. На сегодняшний день главное богатство стран – это богатство пресной и чистой водой, а для человека это крайне важно, вода нужна нам каждый день. В ходе Сом ребята ответят на ряд вопросов: Что же такое река и речная система? Самая полноводная и длинная река мира? Что такое режим реки? В чем отличие горных рек и равнинных? Также выполнят проект " Топ 10 рек мира" |
| География: Реки, устье, исток, режим реки, паводок, половодье, межень, водораздел Экология: загрязнение вод, проблемы и пути их решения Внеурочная деятельность: общеинтеллектуальное направление, познавательная деятельность |
Продукты сетевого образовательного модуля | |
Планируемые результаты сетевого образовательного модуля | Предметные: • владение представлениями о современной географической науке; • умение формировать представления о реках и ее частях; • выявить общие сведения о реках мира и давать характеристику рек мира ; • умение анализировать информацию различных источников по географии. Метапредметные: умение давать характеристику мирового океана и его составных частей; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Личностные: • формирование коммуникативной компетенции; • повышение интереса обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности; развитие основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий |
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов |
Проверка устных ответов обучающихся | Правильность устных ответов; умение аргументировать ответ или мнение; грамотность устной речи |
Оценка навигатора | Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям |
Проект "Топ 10 рек мира" | Глубина раскрытия предметного содержания; грамотность письменной речи; информативность; упорядоченность изложения; точность и оригинальность заголовков к материалам |
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) |
| Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | Разработка модуля; подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование; организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке; разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле; проведение аттестации обучающихся по модулю; участие в презентации творческих продуктов; проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование) |
| Учитель-сореализатор (история) Гончаров К.А. | Проведение этапа №2; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование |
| Педагогический работник детского лагеря | Раздача необходимых материалов на этапе № 2 и № 3; соблюдение временных рамок |
Элементы СОМ | Хронометраж | Кол-во ак. часов | Реализаторы | Проблемный вопрос | Форма реализации | Предметное содержание элемента | Место проведения |
I смена | II смена |
Вводная часть | 9.40-10.00 | 15.00-15.10 | 1 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам | Реки – артерии Земли | Площадки лагерей |
Этап 1 (групповая работа) | 10.00-10.40 | 15.15-16.00 | 1 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | Что называется гидросферой? | Работа групповая – обучающиеся в ходе беседы, обучающиеся заполнят навигатор | Строение рек | Площадки лагерей |
Этап 2 (групповая работа): | 10.50-11.30 | 16.05-16.50 | 1 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. | Какие бывают реки? | Работа в группах-обучающиеся заполняют тетрадь, с целью систематизации материала полученного в процессе обучения | Практическая работа «Описание реки по плану | Площадки лагерей |
Этап 3 (групповая работа) | 11.30-12:00 | 16.55-17.40 | 1 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. Реализатор: пед.раб. лагеря | За счет чего, река может питаться? | Работа в группах – обучающиеся, характеризуют одну из рек мира по плану и создают проект «Топ 10 рек мира» | Практическая работа «Описание реки по плану | Площадки лагерей |
Этап 4 (групповая работа) | 12.10-12.40 | 17.45-18.10 | 1 | Разработчик: учитель Географии Курпединов Э.Т. Реализатор: Гончаров К.А./ пед.раб. лагеря | При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? | Работа в мини-группах - обучающиеся, анализируют полученную информацию и выполняют творческий проект «Сохраним реки мира » | Внеурочная деятельность: общеинтеллектуальное направление познавательная деятельность | Площадки лагерей |
Заключительная часть | 12.40-12.50 | 18.10-18.20 | 1 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений, обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист) | Режим рек | Площадки лагерей |
Организационный момент | Обеспечить мотивацию обучающихся на обучение. Предупредить обучающихся о продолжительности занятия (все задания СОМ выполняются в строго отведённое время). Обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в условиях распространения COVID и социального дистанцирования |
Мотивационный крючок | К водам суши, которые также называют «внутренними водами», относятся реки, озёра, водохранилища, пруды, болота, подземные воды и природные льды. Воды суши по их положению делят на две крупные группы: поверхностные и подземные. Несмотря на малый объём (всего 4%) от общего объёма гидросферы, значение вод суши велико. Воды суши удовлетворяют потребность людей в питьевой воде, а также в пресной воде для сельского хозяйства и промышленности. Поверхностные воды могут быть как в жидком состоянии (реки, озёра, водохранилища, болота, подземные воды), так и в твёрдом состоянии (горные и покровные ледники, многолетняя мерзлота). Познакомимся с основными водами суши – реками) |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Почему пресной воды хватает человечеству, не смотря на небольшой объем пресной воды на земле ? |
Целеполагание | Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос модуля, необходимо выяснить: Что такое река Составные части рек Какими свойствами обладает пресная вода Проблемы и перспективы развития человечества |
Возвращение к ключевому проблемному вопросу и поставленной цели на вводном этапе модуля.
Определить, достигли ли поставленной цели?
Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?
Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?
Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос?