Тема урока: Дворцовые перевороты XVIII века. Внутренняя политика Анны Иоанновны.
Учитель: Кононова Лариса Владимировна, учитель истории и обществознания, I категория
Цели для ученика: Сформировать представление о личных качествах императрицы Анны Иоанновны; Сформировать представление об особенностях внутренней политики Анны Иоанновны; продолжить развивать навыки и умения работать с историческими источниками; развивать умение использовать текст исторического документа в качестве доказательства своих суждений; Закрепить навыки работы с историческими датами и лентой времени; Закрепить навыки формулирования оценочных суждений и выводов по теме урока | Цели для учителя: Образовательные: сформировать у учащихся представление о личности Анны Иоанновны; сформировать представление о значении и влиянии характера исторической личности на ее деятельность; Развивающие: развивать аналитические способности, умение высказывать собственную точку зрения; закрепить навыки самостоятельной работы с историческим источником; закрепить навыки работы с историческими датами, терминами; закрепить навыки самостоятельной систематизации материала. Воспитательные: воспитание самоконтроля и самооценки; воспитание патриотизма и любви к истории своей страны |
Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: комбинированный урок | Планируемые результаты: Предметные: учащиеся смогут составить представление о личности Анны Иоанновны и ее роли в истории; составят характеристику внутренней политики 1730-1740 гг.; выявят сходство и различия с внутренней политикой Петра I, Екатерины I и Петра II; сформируют понятийный аппарат Метапредметные: учащиеся проанализируют обстоятельства вступления на престол Анны Иоанновны, причины провала «затейки верховников»; смогут научиться интерпретировать данные различных источников; решать творческие задачи; сформулируют выводы об итогах внитриполитического развития России Личностные: формируют способности давать нарвственную оценку действиям исторических личностей; сформируют ответственное отношение к учебе и выполнению заданий |
Опорные понятия, термины: династический кризис, Дворцовый переворот, Верховный Тайный совет; Опорные даты и события: 1722, 1726, 1727,1730 Исторические личности: Петр I, Иван V, Екатерина I, А. Остерман, В. Долгоруков, Д.Голицын | Новые понятия: кондиции, бироновщина; Новые даты и события: 1731, 1740 Исторические личности: Э.И. Бирон, курляндский герцог Фридрих Вильгельм |
Формы контроля: Беседа, индивидуальная работа с понятийным аппаратом, сравнительный анализ исторических источников, характеристика исторического деятеля; Работа с иллюстрациями, видеофрагментами; схема династии Романовых, исторический квадрат, лента времени; индивидуальные задания | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» § 13-14 п. 4 – 6 читать, работа с вопросами № 4, 5, 6 /письменно/ на стр. 90 учебника 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» § 13-14 п. 4 – 6 читать, работа с вопросами № 3, 5 /письменно по выбору/ на стр. 91 учебника + термины по теме 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» § 13-14 п. 4 – 6 читать, продолжить составление ленты времени, указав на ней даты событий внешней политики Анны Иоанновны |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. 2 мин | Организационный момент: Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «Дворцовые перевороты в истории России». Нам предстоит познакомиться с еще одной российской императрицей и выяснить каково влияние личности правителя на особенности развития государства. Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним: Как разворачивались исторические события в России после смерти Петра I? Какую роль в этих событиях сыграл сам Петр I? | Подготовка учащихся к работе на уроке. Начинают готовиться к ответам устно, выполнению заданий на повторение и у доски Приложение № 1 | Щадящий опрос Опережающее задание по историческому источнику | Формирование навыков познавательной деятельности | Намечены действия по проверке домашнего задания Охвачена опережающим зданием группа активных учащихся и группа риска |
II. 10 мин | Проверка домашнего задания: 1. На доске составить схему генеалогического древа правителей династии Романовых /схема с частичными пропусками/ 2. Вопросы для беседы: - Как и почему в России сложилась ситуация, приведшая к началу Дворцовых переворотов? - Чем руководствовались «верховники» при выборе кандидатов на российский престол? - Что общего и в чем различия в правлении Екатерины I и Петра II? - Что такое «фаворитизм»? Как и когда он начал складываться? Кого из фаворитов вы знаете? Какова их роль? | Индивидуальная работа со схемой /проверка – видеофрагмент № 1/ Устный ответ Устный ответ Устный сравнительный анализ Устный ответ | Индивидуальная работа Щадящий опрос Индивидуальная работа с понятийным аппаратом | Структурирование знаний Умение строить высказывание, анализировать ситуацию Развитие навыков индивидуальной работы | Контроль ранее изученного материала Коррекция знаний /при необходимости/ Аналитический рассказ |
III. 3 мин | Актуализация знаний: О каком правителе/ правительнице мы будем говорить сегодня? Сформулируйте тему нашего урока. В ходе урока составить историческую характеристику императрицы Анны Иоанновны. Определить: как личностные качества царицы повлияли на проводимую ею политику? Составьте план работы на уроке. На какие вопросы мы должны ответь для раскрытия этой темы? | Запись темы урока в тетрадь. «Внутренняя политика Анны Иоанновны» Работа с индивидуальным листом / доской Совместная постановка главной цели урока, выявление задач и построение плана работы на уроке | Работа с текстом учебника/ схемой династии/ составление плана работы на уроке | Формирование навыков познавательной деятельности | Совместно с учащимися сформулирована тема урока. Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ изучения темы. |
IV. 3 мин | Постановка учебных задач и целей. Заполним исторический квадрат. Какие даты нам необходимы, для понимания исторической ситуации? По ходу урока, я буду добавлять исторические даты в наш квадрат. Ваша задача: в конце урока определить, чем они связаны? | Работа на внимание, работа с историческими датами, построение логической цепочки Первую дату уже можно вписать – 1722 год. Как она применима к теме нашего урока? Что произошло в этом году? 1727 год – в этом году …. Какая связь между этими событиями? К чему они привели? | Проблемный диалог | Формирование навыков самостоятельной работы | Первичная систематизация знаний |
V. 17 мин | Изучение нового материала: Восшествие на престол. Попытка ограничения власти самодержца Краткая характеристика личности Анны Иоанновны современниками и историками Придворный образ жизни. Краткая характеристика ближайшего окружения императрицы: Э.И. Бирон, С. и В. Салтыковы, А. Остерман Реформы Анны Иоанновны и их последствия Роль личности императрицы в истории России. Оценки современников и потомков | Кто определял кандидатуру будущего императора? Когда был создан этот орган? 1726 год – запишем дату. 1730 год- императрица Анна Работа с историческими источниками /документ № 1 «Кондиции»/ Работа с презентацией Составление характеристики по плану Работа с историческими источниками /документы № 2 / Работа с индивидуальным листом Работа с дополнительным материалом решение проблемных задач – презентация/доска Великой. Анны грозный взор Отраду дать просящим скор; По страшной туче воссияет, К себе повинность вашу зря, К своим любовию горя, Вам казнь и милость обещает. М. Ломоносов | Беседа, работа с историческими источниками, проверка опережающего задания, решение проблемных задач | Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач. | Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала. |
VI. 1 мин | Первичное закрепление: Чем связаны исторические даты, размещенные в историческом квадрате? | Формулируют ответ на основе построения логической цепочки | Работа с историческими датами | Закрепление и систематизация материала | Коррекция знаний /при необходимости/ |
VII. 3 мин | Самостоятельная работа с проверкой по эталону: Заполните пробелы на исторической ленте времени Как повлияли особенности личности Анны на ее правление? | Лента времени /индивидуальный лист/ | Синхронизация и систематизация знаний | Закрепление и систематизация материала | Коррекция умений /при необходимости/ |
VIII. 3 мин | Рефлексия: Стоит ли так детально изучать личность в контексте исторических событий? Зачем? Я сегодня на уроке понял… Мне было сложно… | Подведение итогов и самоконтроль | Ответы на простые вопросы | Анализ и построение выводов по теме | Закрепление навыков и знаний |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» | § 13-14 п. 4 – 6 читать, работа с вопросами № 4, 5, 6 /письменно/ на стр. 90 учебника § 13-14 п. 4 – 6 читать, работа с вопросами № 3, 5 /письменно по выбору/ на стр. 91 учебника + термины по теме § 13-14 п. 4 – 6 читать, продолжить составление ленты времени, указав на ней даты событий внешней политики Анны Иоанновны |