СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "«Понятие о дислалии, общая характеристика»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал лекции по теме «Понятие о дислалии, общая характеристика»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "«Понятие о дислалии, общая характеристика»»

Тема: «Понятие о дислалии, общая характеристика»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

  • формировать у учащихся знания о дислалии, ее классификации и причинах возникновения;

  • развивать умение определять формы дислалии в зависимости от нарушенных психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов;

  • содействовать воспитанию профессионально значимых качеств педагога, вызывать интерес к предметному содержанию темы.

План:

1. Понятие о дислалии.

2. Классификация дислалии. Причины возникновения.

1. Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

У детей с дислалией избирательные, негрубые, но довольно стойкие

нарушения звукопроизношения, которые связаны либо с анатомическими

дефектами артикуляторного аппарата (челюсти, зубы, губы, язык, мягкое и

твердое небо), либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с

нарушениями фонематического восприятия (восприятие фонем -звуков на слух, их различение). Основные симптомы: нарушение произношения звуков, артикуляции (движений органов артикуляторного аппарата).

2. В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих нарушение звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую.

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические – в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические нарушения.

Функциональная дислалия делится на три типа:

  • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;

  • сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;

  • сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.

При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) - человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

  • акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;

  • артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.

  • артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.

Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

  • ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р'];

  • сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с'], [з], [з']

  • ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л'];

  • гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г'];

  • хитизм – недостатки в согласных [х] и [х'];

  • каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к'];

  • йотацизм – неправильное произношение [й];

  • дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;

  • дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Причины возникновения функциональной дислалии

биологические и социальные:

- общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

- задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;

- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Механическая дислалия

Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:

  • короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;

  • короткая уздечка верхней губы;

  • массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;

  • маленький и узкий язык (микроглоссия) - наблюдается у детей с общим недоразвитием;

  • толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.

Причины дислалии в костной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

Симптомы отклонения

  • Пропуск (эллизия) – звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука.

  • Замена (субституция) – вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или месту артикуляции.

  • Искажение – вместо правильного звука произносится звук, которого нет в системе родного языка.

  • Смешение – ребенок, умея произносить звуки, путает их в речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!