Тип занятия: | Урочное занятие открытия нового знания. |
Авторы УМК: | Мерзляк А.Г. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. (Алгоритм успеха. ФГОС). |
Основные понятия | Трапеция, основание трапеции, боковые стороны трапеции, углы при основании трапеции, высота трапеции, равнобокая (равнобедренная) трапеция, прямоугольная трапеция |
Цель деятельности: формирование системы математических понятий и терминов по данной теме: трапеция и её элементы, построение трапеции |
Планируемый результат обучения |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Научиться распознавать трапецию и её элементы, строить трапецию. | Регулятивные: самостоятельно определять цели и составлять план деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и сборе информации; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии). Личностные: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории по изучаемой теме, работать в коллективе и находить согласованные решения проявляют познавательный интерес к изучению предмета, осознают важность и необходимость знаний для человека. |
Межпредметные связи | История, физика, география, ИЗО, технология |
Оборудование | Учебник. А.Г. Мерзляк. Геометрия: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций /А.Г.Мерзляк, В. Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. А.Г.Мерзляк и др. Рабочая тетрадь № 1 для учащихся образовательных организаций // А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. (Алгоритм успеха. ФГОС). Презентация к уроку. Мультимедийный проектор. Раздаточный материал для индивидуальной работы |
Образовательные ресурсы | https://math-oge.sdamgia.ru/ |
Организация пространства. |
Формы работы | Фронтальная(Ф), Индивидуальная(И), Работа в парах(П) |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | (Ф) Проверяет готовность класса к уроку. Приветствует и уточняет настроение обучающихся на начало урока. Учащиеся выбирают среди четырёхугольников четырехугольник, соответствующий своему настроению: хорошее настроение ─ квадрат, не очень хорошее ─ параллелограмм, отличное настроение ─ любой четырёхугольник из представленных, кроме квадрата и параллелограмма (! среди четырехугольников есть и различные виды трапеции). (И) Проверка домашнего задания. Проверена на перемене одна - две тетради. С помощью веб-камеры выводится на доску для проверки. Проверка наличия домашней работы у всего класса и проверка выполнения домашней работы у отдельных учащихся в течение урока. | Приветствуют учителя. Совместно с учителем резюмируют о настроении класса на начало урока. Cамопроверка домашнего задания по готовому образцу. | Р6, Л1,Л2,К1 |
2. Актуализации знаний, постановка учебной задачи (3 мин) |
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | (Ф) Организует устную работу. Вспоминаем определения и свойства изученных четырехугольников: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. И по ходу рассказа выполняется схема, показывающая связь между разными видами четырёхугольников. Если среди четырехугольников, выбранные в варианте "отличное" настроение, есть трапеция, то задаются вопросы по данному четырёхугольнику. Если нет, то учащимся предлагается следующее задание: Какие из данных фигур являются параллелограммами? Какие фигуры вы не назвали? Почему? Чем данная фигура отличается от параллелограмма? Данная фигура называется трапецией. Попробуйте дать определение трапеции. В нашей схеме какое место занимает трапеция? Можно ли считать параллелограмм (прямоугольник, ромб, квадрат) частным случаем трапеции? | Выполняют устно задания. Высказывают предположения. | П8, К2, Р3 |
3. Создание проблемной ситуации (3 мин). |
Цель: обсуждение затруднений, поиск решения учебной задачи. | (Ф) Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?») Тема сегодняшнего урока "Трапеция". Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока. Запишите число, тему нашего урока. | С помощью учителя формулируют задачи урока. | П9, П4, К3,К2 |
4. Совместное открытие нового знания. (10 мин) |
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | (И-Ф) Предлагает ознакомиться с материалом § 8 (с. 43 ─ 44, до определения средней линии трапеции). Задает вопросы. | Знакомятся с материалом параграфа. Отвечают на вопросы (1 - 6 с. 46), оформляют свои ответы на доске и в тетради | Р3, П4, П6, К4, К5, К6, К7 |
5. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи (10 мин) |
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала | (Ф) Организует работу по усвоению полученных знаний и применению их в задачах и создании творческих работ. Выслушивает… (Ф) Предлагает просмотр презентации «Замечательная трапеция». Затем выполнить опорный конспект урока, выполнить устно № 218, 220, 228 из учебника. Составим опорный конспект, опираясь на материал параграфа Трапеция основания боковые стороны углы при основании трапеции высота равнобокая (равнобедренная) трапеция прямоугольная трапеция Домашнее задание: дополнить опорный конспект рисунками и соответствующими записями. | Закрепляют полученные знания: создают творческие работы с использованием трапеции (1ряд-портные-одежда, 2ряд-архитекторы-здание, 3ряд-ювелиры-украшение) Помогают учителю в составлении опорного конспекта. Оформляют опорный конспект в тетрадях. | Р7, П4, К4, К6 |
6.Динамическая пауза(1 мин). |
Цель: Создать условия для снятия переутомления. | Ребята! Мы сейчас проведем физкультминутку, мы хорошо с вами поработали – пришло время отдохнуть. Коль писать мешает нос, Значит, это сколиоз Вас сгибает над тетрадкой, Позвоночник не в порядке. Мы ему сейчас поможем: Руки за голову сложим, Повороты влево – вправо, И наклоны влево – вправо, Ручки к солнцу потянулись, Мы назад ещё прогнулись, Повращаем мы плечами, Чтоб они не подкачали. Улыбнулись всем, кто рядом. Вот! Уже другой порядок! А теперь повыше нос: Нам не страшен сколиоз. | Встают. Делают гимнастику. | Л3 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин) |
Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | (И) Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Задания из дидактических материалов: В.1 № 64, 65. 64. Найдите углы равнобокой трапеции, если разность её противолежащих углов равна 86°. 65. В прямоугольной трапеции тупой угол в 5 раз больше острого. Найдите углы трапеции. Для эталона вызываются к доске ученики, которые выполняют задания на откидных досках. После проверки учителем (или учеником), доски открываются для самопроверки. | Самостоятельно выполняют предложенные задания. Самопроверка по предложенному эталону. | Р3, Р4, Р8, Р9, П10, К1 |
8. Включение в систему знаний и повторение. (8 мин) |
Цель этапа: включение «открытия» в систему знаний. | (И) Организует работу по применению полученных знаний. Рабочая тетрадь № 1: № 116 - 120. Консультирует в случае затруднений. (И-Ф) Решение задач из ОГЭ: Основание трапеции равны 8 и 80. Найдите среднюю линию трапеции. Средняя линия трапеции равна 16, а одно из оснований равно 23. Найдите длину основания трапеции. Основания трапеции равны 5 и 12. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей. | Решают задачи. Выполняют задания. Решают задачи, используя полученные знания. | Р3, Р4, Р9, К1 |
9.Рефлексия учебной деятельности (2 мин) |
Цель этапа: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | (Ф) Организует работу по подведению итогов работы. (И) Четырёхугольник "результативности". На столах лежат шаблоны трапеций. Если у вас отличное настроение, то выбираете прямоугольную трапецию; если хорошее, то равнобедренную трапецию; если настроение не очень хорошее, то трапецию, отличную от прямоугольной и равнобедренной трапеций. На шаблонах допишите окончание предложений: 1) На уроке у меня хорошо получилось ... 2) Я доволен (довольна) своей работой на уроке ... 3) Ставлю себе за работу на уроке оценку ... | Отвечают на вопросы. Принимают участие в оценке работы всего класса и своей работы. Выполняют задание на отдельных листах. | К8, Л1, Р5 |
10.Домашнее задание (1 мин) |
| Учебник: § 8, В: 1 ─ 6 1 уровень -№ 217, 219, 221, 2 уровень - № 224, 227. Творческое задание: дополнить опорный конспект рисунками и соответствующими записями. | Записывают в дневник. | Р1 |
Р1. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Р2. Принимать и сохранять учебную задачу.
Р3. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Р4.Планирование действий для выполнения самостоятельного задания.
Р5. Уметь адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Р6. Формирование способности к организации своей деятельности.
Р7. Выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.
Р8. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Р9. Контроль, оценка.
Л1. Самоопределение.
Л2.Оосмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.
Л3. Умение применять правила охраны своего здоровья.