Образовательная система - Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
- выделять смысловые части текста.
Система заданий | Содержание, способ, форма | Результат | Примечание |
1 этап: постановка учебной задачи |
Постановка учебной задачи о возможности обозначения разных гласных звуков одной буквой. | Замена гласных звуков в изменениях одного слова (фиксация в виде схемы). При изменении слова вместо одного звука может появиться другой. 1. Ситуация успеха Любое слово или высказывание по звуковой схеме слова мы можем записать 2. Ситуация разрыва. Диалог героев. Организуется беседа на материале статьи с 27 ( учебник « Русский язык») 3. Формулировка вопроса: «Почему в одном и том же слове появляются разные звуки?». | Фиксация на доске вопроса: ^ -? | учебник с. 27 |
2 этап: решение учебной задачи |
Введение понятия «позиционное чередование гласных звуков». 1. Оформить звуковые записи изменений слова ( каты) и ( кот), сравнить позиции выписанных звуков, найти закономерность, сформулировать вывод. | Коллективная работа по исследованию звуковых оболочек слова ( каты) ( кот), ( шэст), ( шысты) (задание 1). Работа с точками зрения детей (учебный диалог). Обнаруживаем замену одного гласного звука другим: [каты] [а] [а ] // [ о ] [кот ] [о] | Вывода: В изменениях слова в разных позициях один звук может заменяться другим. [а] // [о]. Такая замена звуков в одном и том же слове называется позиционным чередованием. | Диагностическая работа «на входе» |
2. Обнаружение сильных и слабых позиций гласных звуков | Какие гласные звуки « Работают» в словах под « ударением» , какие без ударения. Исследование «поведения» гласных звуков в разных позициях. Работа в парах. Определение слабой и сильной позиции. | Совместно фиксируется итог работы Вывод: в сильной позиции возможны любые звуки, а в слабой позиции работают не все звуки. | Модель вклеивается в тетрадь открытий |
3. Установление позиций чередования гласных звуков . Введение «слабой позиции» для гласных. | Работа в малых группах (задание 4) по исследованию форм слова. Работа с точками зрения детей (учебный диалог). Коллективное обсуждение результатов исследования. Фиксация на доске: [ слон ] [ о] [ сланы] [ а ] [ л эщ ] [ э ] [ лищи ] [ и ] [грач ] [ а ] [грачи] [ а ] ≠ = [ сыр] [ ы ] [ сыры] [ ы ] | Фиксация наличия сильных и слабых позиций у гласных звуков: ● ^ сильная позиция слабая позиция Вывод: Выяснить какие гласные с какими гласными чередуются. | Фиксация условий позиционного чередования гласных звуков в изменениях одного и того же слова на «карте задач» и в тетради открытий. |
Закон русского письма | Учебный диалог По закону русского письма: позиционно чередующиеся звуки на письме обозначаются одной и той же буквой (звук в слабой позиции обозначают той же буквой, что и звук в сильной позиции). | | |
4.Проверка установленной закономерности в других позициях. Введение «слабой позиции» для гласных. | Работа в малых группах (задание 4.5) по исследованию звуковых оболочек слов. Работа с точками зрения детей (учебный диалог). Коллективное обсуждение результатов исследования. Фиксация на доске изменения слов «сыр» и «сыры» звуками: «суп» , « супы» | ≠ Вывод: Буквы ,которые обозначают звуки в слабых позициях –это орфограммы слабых позиций Пропуск орфограмм слабых позиций | Дополнение схем в тетради открытий |
Закон русского письма | В буквенной записи надо пропускать орфограммы слабых позиций: | | |
5.Уточнение установленной закономерности в других позициях. | Работа в малых группах по исследованию звуковых оболочек слов. Работа с точками зрения детей (учебный диалог). (задание 6) В словах [ и з б а ], [з б о йʼ], [ пʼ и д ж а к ], [ к а г д а ], [р а з г а д а т ʼ], [ а б з о р ]
Звонкий согласный, имеющий глухую пару, стоит перед звонким согласным из пары по звонкости - глухости. В русском языке нет слов, в которых перед звонким парным согласным стоял бы глухой парный. Получается перед звонким парным работают не все согласные звуки из пары по звонкости-глухости, а только звонкие. Это слабая позиция для согласных звуков.
_ _ ба, _ бой, п _ _ жа, к _ _ да, р _ _ г _ да _ ь, _ _ зор | | Дополнение схем в тетради открытий |
Введение понятия «сильная позиция» для согласных, «сонорные звуки» | Работа в малых группах по исследованию пар слов (задание 7, 8); коллективное обсуждение результатов исследования.
Исследование ряда слов со следующими позициями: парный согласный перед парным звонким парный согласный перед [в,в ,] парный согласный перед непарным звонким (сонорным) Перед некоторыми звонкими согласными звуками работает не один звук из пары по звонкости – глухости, а оба звука из пары. Получается, что перед этими звуками для парных согласных - сильная позиция.
[ з л о йʼ ] - [ с л о йʼ ], [ з м э йʼ] - [с мʼ э х ], [ к р о т ] - [ г р о т ], [ ж н у ] - [ ш н у р ] [ бʼйʼ у ] - [ пʼ йʼ у]
У звуков [ йʼ], [ л ], [ м ], [ н ], [ р ] нет глухой пары. Это сонорные звуки.
^ | | Дополнение схем в тетради открытий |
| [ з в а тʼ ] - [ с л о йʼ ], [ д в о йʼ к а ] - [ т в о йʼ], [ ж в а чʼ к а] - [ ш в ы ], [ з в э рʼ ] – [ с вʼ э рʼ] В этой позиции парные согласные по звонкости-глухости находятся перед [ в ] и [ вʼ ] . В этой позиции работают оба парных звука из пары. Перед звонкими парными звуками [в] и [вʼ] для парных согласных позиция сильная. | | |
6. Фиксация выявленных закономерностей на предыдущих уроках в виде схем, в которых указывается установленное орфографическое правило. | Коллективная работа класса по заданию 9, 10 У согласных звуков есть сильные и слабые позиции. Согласные звуки, парные по звонкости-глухости, чередуются друг с другом в различных позициях. Их не всегда можно обозначать буквами по слуху: согласные буквы тоже могут быть орфограммами, если обозначают согласные звуки в слабых позициях.
Сильная позиция | Слабая позиция |
| |
| | [ в ], [ вʼ ] | | |
| Составление сводной таблицы «Позиций согласных звуков парных по звонкости-глухости». |
3 этап: использование открытого способа действия (понятия) при решении частных задач, конкретизация открытого способа |
Домашняя самостоятельная работа учащихся. |
Оценка освоения способа выделения ОСП гласных и согласных звуков Задания на проверку умения находить все слабые позиции гласных и звуков. | Поэтапная работа по выполнению упражнений параграфа 2. Диагностическая работа на выходе №1 | Перечень трудностей и ошибок учащихся Индивидуальная консультация в помощь выбора нужных карточек | |
Освоение приёмов работы по коррекции действий учащихся (на примере освоения приёма письма с дырками) | Учебные занятия. Работа с разными текстами с пропусками ОСП | Способ письма с дырками | |
Оценка освоения способа выделения ОСП гласных звуков | Учебное занятие (практикум), Индивидуальная работа. Работа в парах Определение причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации. Работа по оценке результатов детских работ | Текст с пропусками ОСП Урок-презентация (публичное представление самостоятельной работы учащихся) | Фиксация на доске достижений и лучших результатов класса. |
Задания на соотнесение и оценку разных точек зрения | Диагностическая работа «на выходе» №2 | | |
Предъявление результатов и оценка освоения темы «Позиционное чередование звуков» | Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, определение стоимости заданий, самооценка учащихся Соотнесение оценок учащихся и учителя Проектная задача. | | |
| Презентация результатов Проверочная работа № 3 | | |
Коррекция трудностей детей в освоении темы | | | |
Общий вывод: научились видеть проблемные для написания места и писать слова с пропусками ОСП гласных звуков |
Если текст второго диктанта написан с пропусками орфограмм слабых позиций безошибочно, запись в тетрадях учеников имеет такой вид:
2.3 – 1 (1) Запиши парные звуки по звонкости-глухости и твёрдости мягкости _______________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________ [ ]_________________________________________________________________ _ [ ]_________________________________________________________________ |
2.3 – 2(2) Второклассник Вова переводил звуковые записи в буквенные. Затруднения при записи вызвали звуки, выделенные чёрным шрифтом
[шнурк’и́] - шнурки́ [зм’э́й’ка] – змейк_ [м’итла́] – м_тла́ [гр’ибы́] – гр_бы́ [трапа́] – тр_па́ [с’й’э́л’и] – с?е́л_
Оцени работу Вовы по критерию «правильность». Какая схема помогла мальчику записать эти слова? Определи позицию выделенных парных по звонкости-глухости согласных звуков. Укажи это в схеме
Схема: ________________________ П. |
2.3 – 3 (1) Согласные звуки, парные по звонкости-глухости, потеряли друг друга. Помоги каждому звуку найти свою пару, соедини их линией
[п] [м] [в] [ч’] [д] [р] [б] [п] [ж] [ц]
[ш] [ф] [к] [г] [т]
[з] [п] [с] [й’] |
2.3 – 4(1) Прочитай слова, переведи звуковые записи в буквенные, запиши их ниже с пропуском орфограмм слабых позиций
[паго́да] [пр’ив’э́т] [ч’ула́н] [ч’ирнасл’и́ф] [фс’ир’й’о́с] [рол’]
[слава́р’] [паб’ил’э́ла] [зада́ч’а] ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ |
2.3 – 5 (2) Какими буквами можно обозначить эти звуки? ры́[п]ка [с]ре́зал у́[с]кий ука́[с]ка ло́[ш]ка берё[с]ка кора́б[л’] |
2.3 – 6(1) Впиши в звуковые скобки подходящие звуки ука́[ ]ка, лоша́[ ]ка, морко́[ ]ка, Серё[ ]ка, сала́[ ]ки, по[ ]писа́ть,
[ ]чёлка, прище́[ ]ка, кни́[ ]ка, табле́[ ]ка |
2.3 – 7(1) Заполни таблицу сильных и слабых позиций парных согласных звуков Сильные позиции | Слабые позиции |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
|
2.3 – 8 (1) Обведи только те звуки (гласные и согласные), которые всегда находятся в сильной позиции
[к] [э́] [п] [ч’] [н] [ф] [а́] [й’] [о́] [и] [р] [с] [д] [х] [у] [ж]
|
2.3 – 9 (1) Обведи правильный вариант ответа. Если у тебя есть свой вариант, напиши его Последний звук в слове - [р’]: а) напишу букву р; б) напишу рь; в) поставлю пропуск; г)… Последний звук в слове - [п’]: а) напишу букву п; б) напишу пь; в)напишу бь; г) напишу б; д)… |
2.3 – 10(1) Запиши высказывания буквами, пропуская орфограммы СП: [па даро́шкам паб’ижа́л’и му́тный’и руч’й’и́]. [хруст’и́т за ако́шкам маро́зный’ д’ин’о́к]. ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ |
2.3 – 11 (2) Распредели слова в три столбика, переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском орфограмм СП
[разб’и́т’] [зуп] [тро́пка] [арбу́с] [т’итра́тка] [ут’у́к] [вагза́л] [вы́шыфка] . _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
_____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
_____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________ |
2.3 – 12 (2) Прочитай пары слов: гол – кол, га́лка – га́лька, ла́йка – ма́йка, бар – пар, винт – финт
Найди среди этих слов те, которые отличаются друг от друга только согласными, парными по звонкости-глухости. Обведи эти слова и буквы |
2.3 – 13 (2) Придумай по два-три слова к предложенной схеме и запиши их
[в], [в’] ________________ _____________ ______ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________ |
2.3 – 14 (1) Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака
Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубках.
Обведи в словах буквы, обозначающие гласный звук [о́] и согласные звуки [б], [б’] |
2.3 –15(2) Напиши, какие буквы гласных «спорят» за право обозначать выделенный звук. Есть ли здесь ловушки? Отметь их знаком «Л»
ж[о́]лтый, ж[у]рна́л, сн[и]ги́рь, гре́б[и]нь, пт[и́]чка, ц[ы́]ркуль,
щ[у́]ка, ж[ы]ра́ф, скв[а]ре́ц, к[а]мы́ш
|
Задание1. Из списка выпишите БУКВАМИ только те слова, в которых есть позиционно чередующиеся звуки. Укажите, какие именно звуки чередуются.
Задание2. Определи позиции выделенных звуков. Поставь под этими звуками знаки ۸ или۷. Рядом изобрази позицию в схеме:
Задание3. Вася писал диктант и допустил ошибки. Помоги мальчику пропустить ОСП на месте допущенных ошибок.
Задание 4. Для чего ты научился письму с пропусками ОСП? Запиши свой ответ: