СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Сложные имена прилагательные и их написание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с применением групповой работы. Урок открытие.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Сложные имена прилагательные и их написание"»

Технологическая карта урока (учебного занятия)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

-уметь отличать простые имена прилагательные от сложных;

- усвоить правила написания сложных имён прилагательных;

- понимать алгоритм действий при выборе правильного написания сложных имён прилагательных;

-уметь обосновать свой выбор, применять на практике полученные на уроке знания.

Метапредметные:

-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-овладеть приемами отбора и систематизации информации из различных источников;

-анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия языковых явлений,

группировать учебный материал;

-уметь организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные:

-прививать интерес к познавательной деятельности, любовь к русскому языку, формировать чувство товарищества, способствовать развитию умения групповой и парной работы, способность к взаимопомощи;

-формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, высказываниями одноклассников.

Средства обучения: учебник: Русский язык. 3 класс: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий М.: Просвещение, 2023; мультимедийный проектор, компьютер, карточки для работы в группе, тексты.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.


Характеристика этапов урока: 


Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Этап целеполагания

Цель:

выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.


Задачи:

создать комфортные условия обучающимся для учебной деятельности, мотивировать учащихся на совместную работу в классе во время урока посредством создания эмоциональной обстановки; создать внутреннюю потребность осознанного включения в учебный процесс

Приветствует учащихся, визуально проверяет их готовность к уроку, создает благоприятный психологический настрой на продуктивную совместную работу в классе:


-Добрый день, ребята.

Ну, проверьте-ка, друзья,

Всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

-Какое у вас настроение?

Покажите с помощью сигнальных карточек.

- Хотелось бы начать наш урок с притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих подданных. «О, мои подданные!»- обратился он к ним, у меня есть для вас трудная задача. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет моим первым помощником». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один подданный внимательно осмотрел дверь, навалился на неё плечом. Он толкнул её и – о, чудо!- дверь открылась.

Тогда султан сказал: «Ты станешь моим первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

Сегодня на уроке мы тоже будем приоткрывать дверь в мир знаний, и вера в наши силы нам очень поможет.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Прогнозируемый результат: класс нацелен на работу.

Приветствуют учителя, слушают его,

настраиваются на работу.













Создаются психологическая подготовка к работе, атмосфера доброжелательности и творческой активности, включение в позитивный эмоциональный настрой.



Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель:

пoдгoтoвкa мышления yчaщиxcя, opганизация ocознания ими внyтpенней пoтpебнoсти к построению

yчебныx действий и фиксиpoвaние

каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Зaдaчи:

-вocпpoизведение и фиксaция знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; актуализация пробного учебного действия(«надо»,

«хочу»,«могу»);

-opгaнизaция построения плана выхода из затруднения.

Методы: проблемный, словесный, наглядный.

- Какую большую тему мы сейчас изучаем?

- Что вы знаете об этой части речи?

Составление кластера

Имя прилагательное

Обозначает-(признак предмета)

Изменяется по-(родам, числам, падежам)

Каким членом предложения может быть-(сказуемым, определением)

Какие разряды имён прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)

Что означает слово дефис? (короткая чёрточка, которая разделяет части слов, меньше тире)


Отвечают на вопрос, выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель: организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками

информации по поиску нового знания и реализации построенного плана.

Задачи:

-включение учащихся в целенаправленную деятельность:

-постановка коммуникативной задачи;

-организация деятельности учащихся по открытию нового знания, к самостоятельной

исследовательской

деятельности;

- opганизовать

cитуацию решения

учебной задачи,

систематизировать

полученную

информацию.

Mетоды:

частично-поисковый,

наглядный, групповой,

словесный, репродуктивный.


Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению изученного по теме «Имя прилагательное», предоставляет средства, необходимые для обобщения ранее изученного учебного материала, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех в работе.



- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – солёного моря. На борту рыболовецкого судна стоял седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

-Что такое бриг?

-Каково лексическое значение этого слова?

Учитель организует работу с толковым словарём В.И.Даля

- Слова какой части речи выделены?

-Что интересного в строении этих слов заметили?

-Как такие слова называются в русском языке?

-Что интересного в написании этих слов заметили?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.

Слитно Через дефис

Рыболовецкое Юго-западный

Седобородый Сине-зеленые

Трехмачтовый Горько-солёное

Бело-розовые


Проблемный вопрос:

-Можем ли мы сейчас объяснить, почему одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие пишутся через дефис?

-Какова же тема нашего урока?


Работа в группах:

-Мы сегодня будем работать в группах. Вы будете исследователями языкового материала. Каждая группа получит карточку с алгоритмом работы. Опираясь на алгоритм или идя своим путём, каждая группа определяет случаи дефисного и слитного написания имён прилагательных.

-Напомните правила работы в группе.

-Попробуйте озвучить предположение, поставить перед собой цели исследования, обобщить полученные знания и представить результаты своей работы.

Учитель корректирует возможные ошибки и неточности в ответах учащихся.

Предлагает возможный вариант результата работы на слайде.


1 группа:

Сине-зелёные, бело-розовые

Что обозначают данные прилагательные?

Приведите ещё два примера.

Сделайте вывод.



2 группа:

Горько-солёное море.

Подумайте, как образовалось данное сложное прилагательное?

Из каких двух равноправных прилагательных? Попробуйте между ними поставить союз и.

Море горькое и солёное.

Сделайте вывод.

3 группа:

Юго-западный.

-Подумайте, от какой части речи образовалось данное прилагательное?

-Как пишется это имя существительное? Почему? Сделайте вывод.

4 группа:

Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый

Замените эти сложные прилагательные словосочетанием.

Седобородый – седая борода

Рыболовецкий – ловит рыбу

Трёхмачтовый – три мачты

Сделайте вывод.



Учащиеся систематизируют знания, анализируют строение имён прилагательных, встретившихся в тексте, делают вывод, что такие имена прилагательные называются сложными.













Читают текст, определяют лексическое значение слова бриг, работают с толковым словарём В.И.Даля.


Бриг – двухмачтовое или трехмачтовое морское судно с прямыми парусами на обеих мачтах военное или купеческое


















Определяют тему урока, формулируют цели учебной деятельности урока.
















Формулируют правила работы в группе.








Класс разделён на четыре группы, каждая группа исследует один из случаев дефисного и слитного написания имён прилагательных, представляет результаты своей работы, информация фиксируется на доске.

Слитно

Через дефис

сложные имена прилагательные, образованные на основе словосочетания

сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов


сложные имена прилагательные, образованные из двух равноправных слов


сложные имена прилагательные, образованные от сложных имён существительных, которые пишутся через дефис


сложные имена прилагательные с усилительным значением, образованные путём повтора

Представители от

каждой группы сообщают о результатах коллективной

поисковой работы. Фиксируют на бумаге свое «открытие». Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку

полученных результатов.

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

Цели: закрепление уcвоенныx новыx знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Задачu:

-opганизовать выполнение каждым учащимся заданий

на нoвый спoсoб действий;

  • Yстановить правильность и oсoзнaннocть уcвоения yчебногo материалa;

-выявить пpoбелы, неверные

представления и cкoppектировать их; оpганизовать caмопроверкy yчащимися cвoиx pешений;

  • повторить и зaкрепить изученное нa ypoке.

Meтoды: работа

впарах, частично -

пoискoвый, нaглядный, pепродуктивный.

Работа с учебником (с.65).

Прочитайте внимательно правило.

Сравните свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебник.

Проблемный вопрос:

Какой случай дефисного написания имён прилагательных не представлен на схеме?


Учащиеся называют случай дефисного написания сложных имён прилагательных, который не был представлен на схеме.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цели:

-применение новых знаний и способа

действий для решения учебных задач.


3адачи:

-opганизовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действия;

-opгaнизовать самопроверку решения задач по эталону;

- по возможности создать ситуацию успеха для каждого учащегося;

-для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Meтоды:

объяснительно -иллюстративный, словесный, проблемный.

  1. - Выполним упражнение 111 устно. Объясните, пользуясь правилом, почему некоторые прилагательные пишутся слитно, а некоторые пишутся через дефис.

  2. Физминутка.

Сложное прилагательное пишется через дефис – хлопаем в ладоши над головой,

слитно – приседаем.

Ярко-красный, правобережный, юго-западный, горько-солёный, русско-английский.



Учащиеся, закрепляя усвоенные новые знания и способы действия на уровне применения в измененной ситуации, проговаривают по алгоритму порядок действия, обращаясь к правилу в учебнике или схеме на доске.

Физминутка.

Учащиеся выполняют физические упражнения, ориентируясь на изученное правило


Контроль и самоконтроль, коррекция

Цель: контроль достижения учебного действия,

применения нового знания в типовых заданиях.


3aдaчu:

  • Opганизация выполнения самостоятельной работы на применение нового знания,

  • Организация взаимопроверки и самопроверки по образцу,

  • Контроль умений самооценки и корректировки

деятельности при решении коммуникативной задачи.

Методы:самостоятельная

работа, самоконтроль

по образцу.




-Обычно рисунок разукрашивают карандашами, красками, а мы сегодня будем разукрашивать его словами. Посмотрите на рисунок, составьте одно – два предложения, в каждом предложении должно быть сложное имя прилагательное. Как вы их напишите?

Учитель предлагает задания на "новое" знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.


-Выполним цифровой диктант:

1.серо?голубой

2.сине?глазый

3.десяти?этажный

4.горько?сладкий

5.железно?дорожный

6.седо?бородый

7.северо?западный

8.древне?римский

9.ярко?розовый

10.русско?немецкий


Распределите цифры в два столбика в зависимости от написания прилагательных (слитно, через дефис). Проверьте по образцу на экране и по критериям оценивания.

Оцените свою работу.


Учащиеся рассматривают рисунок, самостоятельно составляют предложения, используя сложные имена прилагательные, объясняя их написание.











Проверяют по слайду на экране, оценивают свою работу.

Подведение итогов урока, рефлексия

Цель: caмооценка yчащимися результатов учебной деятельности; oсознание метода построения границ применения нового способа действия.


Задачи:

-opганизация peфлексии и самооценки учениками собственной учебной

деятельности на уроке;

-развитие умений учащихся соотносить результаты учебной деятельности и

фиксировать степень их соответствия;

-определение цели дальнейшей

деятельности и задания для самоподготовки

(дифференцированное домашнее

задание с элементами выбора, творчества)

Методы:самоконтроль, аналитический метод.


-Какую цель перед собой поставили?

-Достигли цели?

-Покажите ладошки. Насколько хорошо усвоили тему?

-Настроение улучшилось? Покажите сигнальные карточки.



Пословица – зеркало настроения.

-Как вы думаете, какая пословица подходит, чтобы охарактеризовать наш урок, нашу работу?

Домашнее задание:

Учить правило с. 65, упр. 112

Придумать 10 сложных прилагательных, записать, объяснить их написание.

Придумать 3 предложения по теме «Наша школа», в каждом предложении должно быть сложное имя прилагательное.

Творческое задание. Придумать сказку «Кораблик», используя сложные имена прилагательные.






Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности на уроке.





Выбирают пословицу, аргументируют свой выбор.









Дифференцированное домашнее задание (каждый учащийся выбирает понравившийся вариант).


Возможность выбрать домашнее задание по уровню сложности.



1Зависит от типа и целей урока

2 Какие задачи решает педагог на каждом этапе урока


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!