Технологическая карта урока по русскому языку.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы и примечания |
Организационный момент | Контроль готовности к занятию, приветствие. | Проверяют готовность. Приветствуют учителя. | 100% готовность класса к занятию. |
Актуализация знаний. | а) Чистописание б) Словарная работа. - Отгадайте загадку. Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. -«Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех….(апрель). - Это новое словарное слово. Какая гласная ударная в слове? - Какая гласная безударная? Написание этой буквы надо запомнить. - Разделите слово на слоги и для переноса. - Запишите однокоренное слово. (Апрельский день). | Отвечают на вопросы учителя Выполняют словарную работу в своих тетрадях Взаимопроверка | Презентация Рабочая тетрадь |
Самоопределение к деятельности. | - Ребята, обратите внимание на доску. - Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол, опираясь на рисунки. - А теперь, назовите мне слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у. - Если убрать их из предложений? - Кто–нибудь знает, как называются эти слова? - Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Предлог. Раздельное написание предлогов со словами”. | Ответы детей Кот сидит на столе. Кот сидит под столом. Кот сидит за столом. Кот сидит у стола. Они теряют свой смысл и связность. Предлоги | Презентация |
Изучение нового материала | - Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? - Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя задать вопрос, они не изменяются. - Предлог - греческое слово переводится как стоящий "перед словом". - Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом. - В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными. - Запишите предлоги, состоящие из одной буквы, 2 букв, 3 букв, 4 букв, 5 букв и из большего количества букв. Упр. 185 с. 109 - Работа по учебнику. Прочитайте задание. Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подпишите предлоги. (с.109 упр.186) - Можно ли обойтись в нашей речи без предлогов? Почему? | Отвечают на вопросы учителя Выполняют упражнение в тетради (Предлоги связывают слова в предложении по смыслу.) | Презентация Учебник Рабочая тетрадь |
Физкультминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем | -Повторяют за учителем. | |
Изучение нового материала | Наблюдение за употреблением предлогов с другими частями речи. - Приведите пример предлога с именем существительным, прилагательным, глаголом, когда предлог стоит перед словом. (Цепочкой). - Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? - Правильно, предлоги связаны с именами существительными и могут стоять перед прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. - Но, обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами. Какой можно сделать вывод? - Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. - Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. | Отвечают на вопросы учителя | Презентация |
Закрепление изученного материала | - У вас на партах лежат карточки. Работая по карточкам, подпишите все предлоги, встретившиеся в тексте. - Посчитайте, сколько предлогов вы нашли? (22) Давайте проверим. -Теперь Упр.187 (с.110) (Самостоятельное выполнение.) - Давайте проверим. | Выполняют работу по карточкам Выполняют упражнение в тетрадях | Карточки Учебник |
Итог урока. Рефлексия. | Он членом предложения не бывает, Но дело этот малый твёрдо знает. Не изменяется, один не может жить, Но вот с глаголами не захотел дружить. Словам он руку помощи даёт. Им помогает, связи бережёт. И пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно. - С какой частью речи мы работали на уроке? - Для чего нужны предлоги в речи? - С какой частью речи никогда не пишутся предлоги? | Отвечают на вопросы учителя | |