5.Совместное исследование проблемы Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; -зафиксировать новое знание в речи | Организует исследовательскую деятельность учащихся Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи Организует исследовательскую деятельность учащихся Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи Организует исследовательскую деятельность учащихся Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи Организует исследовательскую деятельность учащихся Побуждает учащихся к выводу с проговариванием во внешней речи Организует фиксирование нового знания в виде схемы Организует проблемную ситуацию и определение средств Организует просмотр мультфильма | Определяют проблему. Выдвигают гипотезу Дети проговаривают свои действия по алгоритму. Работают с таблицей Дети проговаривают свои действия по алгоритму Работают с таблицей Дети проговаривают свои действия по алгоритму Работают с таблицей Обозначают связь с жизнью (приводят примеры) Оценивают правильность выполнения задания Определяют проблему Выдвигают гипотезу Дети проговаривают свои действия по алгоритму Учащиеся проговаривают свои действия по алгоритму Учащиеся проговаривают свои действия по алгоритму Оценивают правильность выполнения задания Сверяют свой результат с результатом на экране (самопроверка) Делают вывод. Называют проблему Моделирование Смотрят фрагмент фильма Объясняют почему вещества бывают твёрдыми, жидкими, газообразными Оценивают правильность выполнения задания | - Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости и газ имеют постоянную форму или её можно изменить? Гипотеза 1 Возможно, что форму твёрдых тел, жидкостей, газов можно изменить. - Возьмите кубик. Переложите его, попробуйте изменить его форму. Придайте ему форму овала или круга. Что наблюдали в ходе исследования? Почему? ВЫВОД: твёрдые тела имеют постоянную форму. Их можно переворачивать, перекладывать – их форма не меняется. В таблице отметьте свойство твёрдого тела ТВЁРДЫЕ ТЕЛА | ЖИДКОСТИ | ГАЗЫ | | | | | | | | | | -Возьмите баночку с водой. - Что можно сказать о форме воды? Перелейте воду в мисочку. - Что заметили? Перелейте воду в стаканчик. - Что теперь заметили? Перелейте воду обратно в банку и сделайте вывод. - Что наблюдали в ходе исследования? (проговаривание по алгоритму) ВЫВОД: жидкость принимала форму сосуда, значит -жидкости не имеют постоянной формы В таблице отметьте свойство жидкости - Возьмите шарик. Надуйте его. - Что внутри шарика? - Как можно его почувствовать? Сдуйте шарик, выпустите воздух. - Куда он делся? (проговаривание по алгоритму) ВЫВОД: воздух заполнил весь шарик, а потом всё пространство в классе В таблице отметьте свойство воздуха-газа - Где в жизни мы можем с этими свойствами сталкиваться? (в больнице, запах из столовой, на кухне, запах духов и т.д.) Оцените правильность выполнения вами задания (лист самооценки) ЛИСТ САМООЦЕНКИ 1 этап | | 2 этап | | 3 этап | | Самооценка за урок | | - Можно ли сжать твердое тело, жидкость, газ? Гипотеза 2 Предположим, что твёрдые тела, жидкости и газы можно сжать. - Проверим, сжимается ли жидкость. - Предлагаю вам провести опыт с водой. Возьмите бутылку с водой. Сдавите воду. Что произошло? (проговаривание по алгоритму) ВЫВОД: вода не сжимается. Жидкости не сжимаются. -Проведём опыт с воздухом. Возьмите шарик. Попробуем его сжать. - Что происходит теперь? (Вернулся в прежнее состояние) (проговаривание по алгоритму) ВЫВОД: воздух можно сжать. Газы сжимаются и расширяются. - Возьмём кубик и попробуем его сжать. Что заметили? (проговаривание по алгоритму) ВЫВОД: твёрдое тело не сжимается. Оцените правильность выполнения вами задания (лист самооценки) 1 этап | | 2 этап | | 3 этап | | Самооценка за урок | | Посмотрите, какая схема у нас получилась. Сделайте вывод. Твёрдые тела имеют постоянную форму, не сжимаются Жидкости – не имеют определённой формы, не сжимаются. Газы – заполняют весь объём, сжимаются. Почему вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными? - Все наши тела состоят из молекул. Молекулы – это маленькие частицы. - Как вы думаете, как они будут располагаться в твёрдых телах, жидкости и газах. (Работа с моделями.) - Посмотрим, правильно ли вы сделали модель? - Внимание на экран. Фильм. - Из чего состоят все тела? (все тела состоят из мельчайших частиц – молекул.) - Как вы поняли, почему вещества бывают твёрдые, жидкие, газообразные? - Проверьте, пожалуйста, свои модели. - Оцените себя при помощи сигнальных карточек. | Свойство твёрдых тел- имеют постоянную форму; жидкости- не имеют постоянную форму; газы- заполняют всё пространство. Свойство твёрдых тел- не сжимаются; жидкости- не сжимаются; газы- сжимаются. Все тела состоят из мельчайших частиц – молекул. |