2.Мотивация учащихся 3.Актуализация знаний | Под звуки фортепиано -Мы сегодня увидали Городок внутри рояля. Целый город костяной, Молотки стоят горой. Блещут струны жаром солнца, Всюду мягкие суконца, Что ни улица — струна, В этом городе видна. -Сейчас, мы с вами отправимся в мир музыки! - Музыка живет во всем, всегда и везде. Это волшебный мир. Музыка может передать чувство: радость, боль, гнев, веселье и многое другое. - А чтобы вы, это действительно почувствовали, прослушайте несколько мелодий и попробуйте узнать какое настроение, хотел отразить автор в своём произведении. Играет первая музыка Ребята, как вы думаете, какое настроение она передаёт? -Прослушаем ещё одно произведение. Играет вторая музыка А какое настроение передаёт она? - Ребята, а как вы думаете, на чём играли эти произведения? -Правильно. А пианисты - это люди, которые играют на фортепиано. Ребята, а вы знаете, что такое фортепиано? - Фортепиа́но (итал. forte — громко, piano — тихо) — собирательное название класса клавишно-ударных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Вот так выглядит этот инструмент. Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. - Ребята, а как вы думаете, благодаря чему льются эти прекрасные звуки? -Ребята, сейчас я расскажу вам о Петре Ильиче Чайковском. -Пётр Ильич Чайковский - великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. И его отличала одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его, то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушёл к себе в комнату раньше всех. Когда в неё вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от неё, она не даёт мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Пётр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. -Пётр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижёром оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. - Послушайте его прекрасное произведение. (Слушают произведение «Танец фей драже») - Вам понравилось произведение? - А какое настроение оно передаёт?) - Хорошо, молодцы. -Теперь я расскажу вам о Сергее Сергеевиче Прокофьеве. -Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка, в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». С 1904 года учился в Петербургской консерватории. С 1908 года даёт первые концерты с исполнением собственных произведений. Создавал прекрасные произведения для детей. - Одно из его замечательных произведений - «Ходит месяц над лугами», сейчас мы его с вами послушаем. - Ребята, как вам это произведение? - Какое оно? - Ребята, я уверена вам доставила эта музыка удовольствие и подарила прекрасное настроение. А теперь давайте немного отдохнём. | (Слушают учителя) -Весёлое -Грустное -Фортепиано -Музыкальный инструмент -Клавишам -Да -Хорошее, весёлое, праздничное -Слушают произведение «Ходит месяц над лугами» -Оно очень понравилось -Спокойное, мелодичное, |
Физминутка 4.Закрепление материала | Ноты музыку играли И немножечко устали. Надоело гаммы петь, На линеечках сидеть Нотки встали – скучно в гамме! До-ре-ми-фа-соль-ля-си И затопали ногами: До-ре-ми-фа-соль-ля-си И захлопали все вместе: До-ре-ми-фа-соль-ля-си И запрыгали на месте: До-ре-ми-фа-соль-ля-си За руки друг друга взяли: До-ре-ми-фа-соль-ля-си И по кругу побежали: До-ре-ми-фа-соль-ля-си Потом в сторону другую: Си-ля-соль-фа-ми-ре-до Кто не понял там в какую? Си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Потом нотки снова встали: До-ре-ми-фа-соль-ля-си И руками помахали: До-ре-ми-фа-соль-ля-си Отдышались, подтянулись До-ре-ми-фа-соль-ля-си На места свои вернулись: До-ре-ми-фа-соль-ля-си -Ребята, давайте с вами прослушаем две композиции и сравним их. Первая из них - это Марш деревянных солдатиков - П. И. Чайковского -И прослушаем ещё одну - марш из детского музыкального сборника - С.С. Прокофьева. -Какое вам больше понравилось произведение? Первая - Марш деревянных солдатиков - П. И. Чайковского , или марш из детского музыкального сборника - С.С. Прокофьева. -У Чайковского в произведении «Марш деревянных солдатиков» нет переходов, там используется верхний регистр ,в свою очередь Прокофьев использует пунктирный ритм чтобы придать музыке свой неповторимый стиль и яркость красок ,что его всегда и выделяет на ряду с другими маршами. У обоих композиторов пьесы взяты из циклов "Детская музыка" -Давайте прослушаем ещё два произведения. -Прослушаем первое - Сладкая грёза –П.И. Чайковского. -А теперь второе - Вечер – С.С. Прокофьева. -Какое из них вам понравилось больше? Сладкая грёза – П.И. Чайковского или Вечер – С.С. Прокофьева -В своей музыке «Сладкая грёза» Чайковский хотел передать свои мечты, воспоминания, размышления… -Эта пьеса из «Детского альбома Чайковского. В ней действительно звучат два голоса, как будто дуэт двух музыкальных инструментов – скрипки (у неё высокий голос) и виолончели (у неё низкий голос). -А в композиции «Вечер» С.С. Прокофьев хотел нарисовать вечер или ночь… Музыка звучит негромко, неторопливо. В начале слышны интонации колыбельной. А мелодия похожа на песню. -Ребята скажите мне, пожалуйста, а что у нас сейчас за окном, какое время года? - А что вы можете сказать об этом времени года? (Ответы детей) - Зима– это очень удивительное и прекрасное время года. И вот именно об этом времени года мы с вами сейчас и разучим песню. Послушайте её. (Звучит песня), А затем мы её споём. Разучивание песни. ( Текст на слайдах разбит по куплетам) 1куплет: Когда в дом входит год молодой, А старый уходит вдаль, Снежинку хрупкую спрячь в ладонь, Желание загадай. Смотри с надеждой в ночную синь, Некрепко ладонь сжимай, И все, о чем мечталось, проси, Загадывай и желай. Припев: И Новый год, Что вот-вот настанет, Исполнит вмиг мечту твою, Если снежинка не растает, В твоей ладони не растает, Пока часы двенадцать бьют, Пока часы двенадцать бьют. 2куплет: Когда приходит год молодой, А старый уходит прочь, Дано свершиться мечте любой - Такая уж это ночь. Затихнет все и замрет вокруг В предверии новых дней, И обернется снежинка вдруг Жар-птицей в руке твоей. Припев: Новый год, Что вот-вот настанет, Исполнит вмиг мечту твою, Если снежинка не растает, В твоей ладони не растает, Пока часы двенадцать бьют, Пока часы двенадцать бьют. Пока часы двенадцать бьют, Пока часы двенадцать бьют. | -Первое, потому что оно мне кажется мелодичней, чем второе. -Второе, потому что оно нравится мне своим звучанием больше. -Мне больше понравилось первое, П.И.Чайковского, потому что под него можно мечтать -А мне больше понравилось второе, С.С.Прокофьева, потому что оно такое уютное, плавное… -Зима -На улице очень холодно, везде лежит снег, зимой отмечают новый год, можно кататься на коньках… |