СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению на тему В. Одоевский сказка "Мороз Иванович"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению на тему В. Одоевский сказка "Мороз Иванович"»

Технологическая карта


Учитель

Самойлова А.А.

Предмет

литературное чтение

УМК

Школа России

Тема

В.Одоевский Сказка «Мороз Иванович»

Класс

3 класс

Цели

познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Планируемый результат

Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления;
Коммуникативные УУД – формировать умение договариваться, находить общее решение; прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке, осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи, умение работать на компьютере.

Предметные:

формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст; развивать умения определять тему, формулировать цели урока.

Основные понятия

Авторская и народная сказка, жанр, герой, характеристика героя, тема, автор.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства

Работа фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Ресурсы: - основные

Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть),

https://nearpod.com/

код урока SXLQB






Методические рекомендации

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса обучающихся по УМК «Школа России». На изучение данной темы отведено 2 урока.

Урок проходит в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet в режиме видеоконференции и платформы nearpod. Учитель отправляет учащимся ссылку на платформу и код урока в чат. Учащиеся проходят на сайт платформы и вводят код урока в поле «для студентов».

Основной целью данного урока является представление информации в удобной для восприятия форме, помогает актуализировать имеющие знания (виды сказок, характеристика героев) с помощью игры, самостоятельно сформулировать тему урока и его цели с помощью задания на соотнесение автора и его произведения и наводящим вопросам, проконтролировать самостоятельное выполнение теста по новой теме и осуществить этап рефлексии.
























Этап

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учащихся

УУД

Оборудование

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность и

включение в деловой ритм.


Организует эмоциональный настрой на урок.









– Ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. И нам нужны сегодня наши умные головы и добрые сердца.


– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)




Самопланирование учебной деятельности.

Осознание насколько важен для него материал

Познавательные УУД

формулирование познавательной цели


Личностные УУД

Жизненное самоопределение

Слайд 1


II. Работа по теме. Актуализация знаний.

(5 мин)



Цель:

Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования

темы урока.



Развивает учебно-познавательную активность детей




Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.


























Предлагает выдвинуть предположения о теме урока



–Сегодня мы продолжаем знакомство с разделом «Литературные сказки»



Игра в сказки.

1.Сказки бывают.

2. Героями сказки могут быть:

3. Сколько раз в сказке повторяются события?

4. Признаки волшебные сказки.

5. Структура сказки.















–Посмотрите на экран.

Соотнесите автора и его произведения


В.М .Гаршин

Сказка про храброго зайца»

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Мороз Иванович

В.Ф. Одоевский

Лягушка-путешественница

– На какие 2 группы можно разделить все сказки?

– К какой группе можно отнести предложенные сказки?

– С каким произведением мы еще не познакомились?


–Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.






Отвечают на вопросы

Правильные ответы:

1.Волшебные, бытовые, о животных;

2.Люди, животные, предметы

3. 3 раза

4.Зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, борьба добра и зла, концовка;

5. Зачин, основная часть, концовка




Выполняют задание








Авторские и народные.

Авторские сказки.

«Мороз Иванович»


Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.





Игра Слайд 2
















Слайд 3

III Постановка учебной задачи


Целеполагание

(5 мин)


Цель:

Формулирование темы и целей урока.


Учит определять тему урока










Формулирует вместе с детьми цель урока.
















Знакомит с биографией автора



– Прочитайте тему урока.

–Тема урока: «В. Одоевский Сказка «Мороз Иванович»»



– Откройте учебник, прочитайте название произведения, автора, рассмотрите иллюстрации. Предположите, к какому литературному жанру относится это произведение?

– Какая главная идея сказки?




– Используя один или несколько глаголов–помощников, сформулируйте цель урока.

Глаголы–помощники:

–познакомиться;

– узнать.

(познакомиться с новой сказкой; узнать информацию об авторе; узнать значение новых слов)





– Предположите, кого автор называет Мороз Иванович?

– А почему Иванович?



–Кто написал сказку? ( В. Одоевский)


–Посмотрите на портрет писателя.

Внешность человека может поведать нам о многом: о его характере, образе жизни.


Сейчас мы познакомимся с биографией писателя.


  • Владимир Федорович Одоевский – русский писатель и общественный деятель. Родился он в Москве в 1803 году. Отец происходил из древнего княжеского рода.

  • Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал латинский и древнегреческий.

  • Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

  • Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней».

  • Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.

  • Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.

  • Владимир Федорович писал статьи по музыке, а также создал несколько музыкальных произведений.

  • Скончался В. Ф.Одоевский 27 февраля 1869 г. в Москве.


Физкультминутка для глаз.

https://youtu.be/Y_HcqcFedvE


формулируют тему урока






сказка

Добро побеждает зло


Оформляются несколько целей (учителем – для себя, учениками – для себя)









Деда Мороза

уважительное отношение к герою сказке








Знакомятся с биографией В.Ф Одоевского




























Выполняют физкультминутку для глаз

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков


Слайд 4













Слайд 5
















Слайд 6 (1–4)






































Слайд 7

IV Открытие нового знания.

Чтение текста.

( 10 мин)

Цель: Первичное восприятие сказки, обогащение читательского опыта через знакомство с новым произведением.


.



















VI Первичное закрепление

(3 мин)

Цель:

Работа с текстом. проверить, как поняли текст и как умеют отвечать на вопросы, используя текст произведения.




V. Анализ текста сказки. (5 мин)


Цель:

проверить умение работать самостоятельно.



























знакомство со значением незнакомых слов, работа со словарем.























Организует аудиопрослушивание сказки в исполнении актёра.

Совершенствует умения работать с текстом, воспитывает речевую культуру, развивает наблюдательность и мышление.



Организует работу по тексту.




Совершенствует умения работать с текстом с элементами рассуждения, воспитывает речевую культуру, развивает наблюдательность и мышление.















































Словарная работа.

Эту удивительную сказку написал В. Одоевский 1841 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их.

ИССТАРИ

ПЛАТКИ РУБИТЬ

СТУДЕНЕЦ



ГОРНИЦА

ПОЧИВАТЬ

ОКОСТЕНЕЛИ

ЗАТЕЙНИЦА

ГОРЕМЫЧНАЯ


– Скажите, где мы можем знать значение данных слов?



– А теперь давайте прослушаем сказку В. Одоевского «Мороз Иванович», а вы следите за чтением актера в учебнике с.199.











–Понравился ли вам отрывок из произведения? Чем?

–Кто является главными героями сказки?

–Почему автор назвал свою сказку «Мороз Иванович»?

–Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича?

–Почему автор дал девочкам такие имена?

–Только ли именами отличаются девочки?



– Давайте проверим, как вы поняли содержанием 1 части сказки. Выполните тест.



1. Имя автора произведения « Мороз Иванович»?

а) В. Ф. Одоевский

б) В. М. Гаршин

в) Д. Н. Мамин – Сибиряк

г) И. А. Бунин

2. Что означает выражение «платки рубить»?

а) парадная половина крестьянской избы

б) привлекать внимание

в) подшивать платки

г) старинное оружие

3. Какая беда приключилась с Рукодельницей?

а) упала с горки

б) упало ведро в колодец

в) порвался платок

г) сломала спицы

4. Что Рукодельница увидела в печке?

а) пирог

б) пирожок

в) хлеб

г) булочку

5. Сколько дней попросил послужить у себя Мороз Иванович Рукодельницу?

а) три

б) один

в) пять

г) два

6. Из чего была перина Мороза Ивановича?

а) из снега

б) из листьев

в) из перьев

г) у него не было перины

7.Какие диковинки показал Мороз Иванович под своей периной?

а) камни драгоценные

б) травку зеленую

в) запасы на зиму

г) морозные узоры


Демонстрация экрана учителя, где отображается количество правильных и не правильных ответов учащихся.





издавна

подшивать платки

колодец (от слова «студеный» – холодный).

парадная половина крестьянской избы

спать

замерзли

выдумщица

жалкая, несчастная


в Толковом словаре.



ученики слушают сказку в исполнении актера, а затем своих одноклассников.

Дети слушают и по учебнику следят за чтением актёра и учащихся.





Выборочное чтение









Выполняют тест.





















Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в

группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов;


Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:


Коммуникативные УУД

Уметь работать в

группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов


Личностные УУД

 профессиональное самоопределение


Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;



Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке


Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Слайд 8





















Слайд 9























Слайд 10




VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, подвести итог проделанной работе на уроке.

Организовывает рефлексию и оценку учениками

собственной учебной деятельности.






Оценивает работу учащихся.




Помогает подвести итог урока


В начале урока вы поставили цели, достигли ли вы поставленной цели?


–Почему сказка так называется?

–Чему учит эта сказка?


–Дайте характеристику главным героям. Выполните задание.

.




Оцените свою работу на уроке.

(У меня все получилось. Я доволен уроком.

У меня почти все получилось, но я делал ошибки.

У меня было много ошибок, мне нужна помощь.)





отвечают на вопросы.



Выполняют задание по ссылке и проверяют себя.



Высказывания детей.



Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы,

Слайд 11






Слайд 12

https://learningapps.org/watch?v=py22dzxra20




Слайд 13




Организует запись д/з.и выбор

домашнего задания

разных уровней сложности.

Домашнее задание (по выбору).

Перечитать 1 часть сказки.

Краткий пересказ 1 части сказки;

Придумайте продолжение сказки;

Нарисовать иллюстрацию к прочитанной части сказки.


Спасибо за урок!


Личностные УУД:

умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Слайд 14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!