СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 года Р. Рождественский «Реквием».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 года Р. Рождественский «Реквием».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 года Р. Рождественский «Реквием».»

Технологическая карта по литературному чтению

Дата: 13.11.18

Класс: 4 «А»

Тема: Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941-1945 года Р. Рождественский «Реквием».

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Закрепить знания на тему: Куликовская битва; Познакомить с композитором Ф. Глинки, его биографией и произведением «Солдатская песнь»; Познакомить с писателем Р. Рождественским, его биографией и произведением «Реквием».

Задачи:

Обучающая: Познакомить с М. Кутузовым как исторической личностью; Актуализировать знания учащихся о событиях России 1941-1945. Учить понимать исторические произведения о Родине.

Развивающая: Развивать навыки выразительного чтения; развивать кругозор учащихся, память и мышление.

Воспитывающая: Воспитывать патриотические чувства к своей Родине; Воспитывать уважительное отношение к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

1.Умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

2. Умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока);

3.Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Регулятивные УДД:

1.Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений;

2. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

3.Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1. Осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);

2. Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

3.Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

Личностные УУД:

1.Осмысление темы: «Что значит для меня моя Родина»;

2.Проявлять интерес к поэзии;

3.Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник по литературному чтению 4 класс Климанов, рабочая тетрадь по литературному чтению.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)


Здравствуйте, сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Анна Александровна.

На ваших столах, лежат карточки с изображением сказочного героя. Внимательно посмотрите, он изображен с разным настроением. Обведи то настроение, которое подходит к твоему настроению сейчас. Это ваша анкета-настроения. Отодвинь ее на край стола. К ней мы вернемся в конце урока.

Настроились на рабочий лад, проверили готовность к уроку литературного чтения.

А теперь пожалуйста покажите, как должен сидеть ученик. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте.

Приветствуют учителя.



Заполняют анкету настроения.


Проверяют готовность к уроку.


Л.3.

2.Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии

А урок литературного чтения мы начнем с речевой разминки. Представьте, что мы с вами на солнечной опушке леса. (слайд 1)

Где много одуванчиков. Каждый сорвал по одному одуванчику, а они уже красивые и пушистые и мы дуем на этот одуванчик. Итак, представили:

Взяли в руки одуванчик, держим его перед собой и вдох через нос, а выдыхаем через рот. Делаем глубокий вдох и продолжительный выдох.

Отлично.

Еще одна разминка в стихотворной форме (слайд 2)

Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый...

-Давайте прочтем:

-медленно;

- с ускорением;

-прочитать быстро, замедляя темп;

-скороговоркой .

- Попрошу прочитать выразительно отдельного ученика.

Молодцы, теперь переходим к проверке домашнего задания. Что было задано на сегодня?

Устный фронтальный опрос по пройденной теме: (слайд )

На слайде вопрос, вы должны ответить и подтвердить свой ответ с помощью учебника - назвать страницу, абзац и предложение, котором дана характеристика. Для этого откройте учебники.

1.Попрошу вас охарактеризовать князя Дмитрия, какими чертами характера он обладал.

2. В чем заслуга Дмитрия Донского?

3. Кратко охарактеризуйте Куликовскую битву:

а) в каком году проходила битва?

б) какие главные герои?

в) Что задумал Мамай?

г) кто с кем воевал?

г) на чьей земле проходило сражение?








-К какому типу относиться данное произведение?

Выполняют речевую разминку




















Домашним заданием было прочитать произведение Куликовская битва





1.Дмитрий Донской отличался великодушным характером, стремился к единению всех русских земель.

2. Он много сделал для Москвы, огородил ее от вражеских набегов, украсил многими постройками.

Самый главная его заслуга в том, что он собрал войско и дал бой Ордынскому игу.

3. а)1380

б) Дмитрий Донской и Мамай

в) Русское войско и орда.

г) На русской земле

-Данное произведение относиться к литературно- историческому типу

П.1.






















Р.1.

3. Выявление места затруднения , постановка темы урока

- Прочитаем отрывок из поэмы.(слайд 3)


Здесь — на полях Бородина —

С Россией билася Европа,

И честь России спасена

В волнах кровавого потопа.

С. Раич

-Как вы думаете, о каком сражении здесь идет речь?

- В какой войне происходило данное сражение?



Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?





Читают хором.






-Речь идет о Бородинском сражении.

- о отечественной войне 1812 года.

Тема урока: Произведения, посвященные отечественной войне 1812 года.









Р.2.

Л.1.

4. Построение проекта выхода из затруднения



























5.Реализация построенного проекта выхода из затруднения





































































































































6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Откройте учебник на стр.76, вверху страницы вы можете увидеть портрет великого фельдмаршала Михаила Кутузова.

(Слайд)

Что вы знаете о данном полководце?

Отлично!

В конце страницы вы можете рассмотреть репродукции картины под названием Бородинская битва.




Как вы думаете, что изобразил художник? Прошу подобрать прилагательные для описания данный картины.Какие чувства вызывает у вас данная картина?







Многие художники, композиторы, поэты и писатели вдохновлялись мужеством наших воинов и посвящали им свои произведения, картины и композиции.






-Михаил Кутузов был главнокомандующим всех русских армий. Кутузов был учеником Суворова.

Русская армия во главе с Михаилом Кутузовым разбила императора Франции Наполеона


-Я думаю, что художник изобразил поле после битвы.

Мрачная, захватывающая, выразительная, угнетающая и тд.

Картина написана в ярких тонах, что бы передать весь масштаб трагизма, художник использует темные и красные цвета.

-Он хотел передать трагический смысл.







П.2.










Л.1.

















И сегодня мы познакомимся с выдающимся композитором 19 века, Федором Ивановичем Глинкой, который также вдохновлялся подвигами наших солдат и посвятил им композицию «Солдатская песнь».

Внимание на слайд: (Портрет Ф. Глинки и краткая биография)

- Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки. Множество произведений в биографии Михаила Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

-Когда и где родился Федор Иванович?


-Где было написано множество произведений?

Я сейчас вам включу композицию Глинки, и ваша задача следить в учебнике и отметить слова, который вам не понятны.

Давайте внимательно посмотрим и найдем

незнакомые нам слова.

  1. (слайд 5) Русь (русы, в ед. числе ру́син) — народ или племя, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян — Руси, в современной литературе известного как Древняя Русь или Киевская Русь.

  2. ражу́, рази́шь; Наносить удар (удары) кому-, чему-л., поражать оружием.

  3. от слова «метать» бросать, кидать.

4.Значение слова «нива». НИ́ВА,- Поле, возделанное для посева или засеянное хлебом.

5. Кто объяснит слово держава?


6. Строптивый, как вы понимаете? Кого автор называет строптивым? Почему? Найдите строчку в стихотворение







-Подумайте, какие мысли и какое настроение хотел передать автор солдатам?



-Как вы думаете с какой интонацией нужно читать песнь, чтобы передать суть?



-Прислушайтесь к ритму стихотворения. Помогает ли он поднять боевой дух солдат?

Прочитайте по себя солдатскую песнь. Спинки ровные, голову не наклоняем.

Прочтем стихотворение по абзацам, подготовьтесь, прочтите про себя. Прочтем вслух первый абзац.

Вопросы к первому абзацу:

Первый абзац:





-К чему призывает автор воинов?


-О какой славе идет речь?



Прочтем вслух второй абзац:




Вопросы.

Вопросы к второму абзацу:

-Кому обращаются воины?

-Как вы думаете почему?






-Вопросы, к третьему абзацу:

-Почему смоленские степи представлены дверями?



-Какое художественное средство выразительности использует автор? Пример?



Отлично, прочтем четвертый абзац:




Вопросы к четвертому абзацу:

-Какой эпитет используется в этом четверостишии?

-Что разрушает враг?



Пятый абзац:





-Каким эпитетом описывает автор свою Родину?

-Эпитет, который показывает жестокость битвы?

Верно, есть такое высказывание- поле брани, значит поле сражения.


Прочитайте последнею строчку.

-Почему именно так написал автор, как вы думаете?



А появилось ли у вас чувство поддержки наших воинов в борьбе с врагом?

А было такое чувство у автора? Докажите.


Верно.



Немного разомнемся. Физминутка

«Сколько звуков в слове»

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.



У вас у каждого на парте лежит карточка. Прочитайте ее название

Прочтем притчу, по цепочке. Внимательно следим, я могу прервать читающего и попросить продолжить.















Ребята, о чем идет речь в данной притче?




-Верно, а как вы думаете, почему у него душа страдала? Чего она просила?


Совершенно верно. Есть такая пословица: Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай. Как вы ее понимаете?


Из предложенных высказываний выберите то, которое можно использовать в качестве совета для Человека, который хочет обрести счастье.

(слайд)

«Жить — Родине служить».

«Кто за Родину горой, тот истинный герой».



В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов.


Кинофрагмент «Вставай страна огромная» 1 мин.

И шла война четыре долгих года,

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить

И нас в рабов послушных превратить.


О каком историческом событии в истории Отечества эта песня и этот кинофрагмент? Что вы знаете об этой войне?






Перед вами 2 даты- 1941-1945, кто знает, что они означают?

Почему она называется Великой Отечественной Войной?

Верно, переверните страницу на 78.

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война.

Обратите внимание на репродукции картин.

Какие чувства вызывают у вас данные картины?

Существует много памятников, мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне. Назовите те, которые находятся в нашем городе.

Скажите, какой город Краснодарского края носит имя города-героя? Верно, еще имена героев воинской славы носят города –Туапсе и Анапа. (слайд)

Сегодня мы с вами познакомимся с новым автором. Его жизнь полностью переплетена с событиями Великой Отечественной войны. Это – Роберт Иванович Рождественский.

Биография (слайд 10)

Роберт Рождественский (1932—1994) — популярный советский поэт, переводчик, представитель эстрадной лирики. Родился 20 июня 1932 г. в Алтайском крае, селе Косиха. Мать будущего поэта Вера Павловна Рождественская (Федорова) была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. Отец Роберта Станислав Никодимович Петкевич в 1941 г. добровольцем ушел на фронт и вскоре погиб. Мать поэта была призвана в армию полевым хирургом в первые же дни войны. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи.

Умер Роберт Рождественский 20 августа 1994 года. После смерти поэта вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского»

-Когда и где родился автор?


-Как звали его мать и кем она работала его мать?


Как звали его отца? Чем он занимался?






На стр.79 мы можем видеть произведение Р. Рождественского – Реквием.

Что обозначает слово Реквием? Где мы можем найти значение трудных слов?

Обратимся к словарю: (слайд) Прочитайте:

Прослушайте стихотворение, внимательно следите в учебнике.

Чтение стихотворения учителем.



-К кому обращается автор?

-Какой прием использует?

-Почему Роберт Иванович пишет- Горе мое-это наше горе, правда твоя-это наша правда, слава твоя-это наша слава.

-Какой характер стихотворение?

-Интонация?

Прочтите его про себя. Прочтем первый столбец.

-О чем пишет автор? Что описывает автор в строчках: пламя ударило в небо?




-Какой выбор пал на каждую душу гражданина страны? Почему?


Прочтем второй столбец.

-Почему автор пишет, что горе твоё –это наше горе, правда твоя-это наша правда, слава — твоя-это наша слава?



Попрошу подготовиться к выразительному чтению на оценку. Комментирование и выставление отметки.

Вам понравилось данное стихотворение?




















- 20 мая (1 июня) 1804 года, в селе Новоспасском Смоленской губернии

- В пансионе.

Слушают и следят в учебнике





-Россов







-Разить


-Мещет

-Нива


-Держава-независимое, самостоятельное государство

-Это черта характера человека. Упрямый и своенравный, любящий пререкаться и действовать наперекор кому-либо, чему-либо.

-4 абзац- Враг строптивый мещет громы. Автор показывает, что враг был грозный, своенравный и злой.



-Автор хотел передать боевой дух воинам, их целеустремленность, волю к победе. Что нужно защищать свою Родину несмотря ни на что.

- Нужно читать твердым голосом, отрывисто.



-Да, он даёт позывы к бою.


Чтение про себя.




Чтение по абзацу.

Первый абзац:

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдем врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть — чем в рабстве жить.

-Автор призывает пойти в бой на врагов.

-Речь идет о славе руссов, т.е. о тех победах, которые одерживали предки воинов.

Второй абзац:

Мы вперед, вперед, ребята,

С богом, верой и штыком!

Вера нам и верность свята:

Победим или умрем!

-к Богу

-Они были религиозны, вера в бога помогала им в бою.

Третий абзац:

Под смоленскими стенами,

Здесь, России у дверей,

Стать и биться нам с врагами!..

Не пропустим злых зверей!


-Потому что, город Смоленск в Древней Руси граничил с другими государствами.

- Эпитет. Пример -злые звери

Автор сравнивает ордынскую армию с злыми зверями.


Враг строптивый мещет громы,

Храмов божьих не щадит;

Топчет нивы, палит домы,

Змеем лютым в Русь летит!


-Враг строптивый и лютый змей


-Храмы, поля, дома.



Русь святую разоряет!..

Нет уж сил владеть собой:

Бранный жар в крови пылает,

Сердце просится на бой!


-Русь святая

-Бранный жар.




-Сердце проситься на бой

- Потому что желание защитить Родину идет от души, от сердца.



-Да, появилось. Чувство гордости.


-Автор передал свои чувство сопереживания через данное стихотворение.



-4 звука


- 5 букв

-2 буквы






Притча о Родине


Жил человек там, где родился. Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живётся весело и богато. Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чём-то, может, и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми... Однако для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа о чём-то, но понять он её не мог и не знал, чего же ему недостаёт в тридевятом царстве.

-Речь идет о человеке, который хотел посмотреть мир. Он переехал в другую страну, ему хорошо жилось, но душа его страдала, и он не понимал почему.

-Я считаю, что для счастья ему не хватало Родины, душа хотела вернуться домой.


-Человеку всегда хорошо на Родине, ведь там его дом, семья, близкие и друзья.








- Я считаю, что подходит 2 выражения. Так как Родину нужно не только любить, но и защищать.










- Это песня про вторую Великую Отечественную войну

-Великая Отечественная война длилась 4 года. Она происходила между 2мя странами- Германией и СССР. Советские граждане одержали победу над фашистами.


- Это начало и конец Великой Отечественной войны.

-Потому что на защиту Родины встала вся страна, все Отечество.







-Чувство гордости и тд.



-Вечный огонь, мемориал работникам тыла

-г. Новороссийск


























Родился 20 июня 1932 г. в Алтайском крае, селе Косиха

Мать будущего поэта Вера Павловна Рождественская (Федорова) была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте,

Отец Роберта Станислав Никодимович Петкевич в 1941 г. добровольцем ушел на фронт и вскоре погиб



-В словаре


Реквием - это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящённое памяти умершим.


-Солдатам страны

-Олицетворение



торжественный, величественный, сильный, трагический, призывающий.


-Автор описывает взрывы бомб, снарядов, выстрелы танков.





- Я или Родина. Во время войны люди не думали о себе, у всех была одна цель защитить свою страну.

Читают второй столбец.

-Горе объединяло народ.





Читают про себя, готовятся к выразительному чтению.


-Да, автор дает шанс немного подробней прочувствовать события.







П.1.

























П.3.
















Р.1.
























Р.2.





































































Л.1.







П.3.

7. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону


Обратите внимание на картину после стихотворения. Прочитайте автора и название.

Защитники Бреста. Брест-Это что? Кто знает?

Защитник Бреста-Брестская крепость расположена у западной окраины Бреста, на границе сегодняшних Белоруссии и Польши (в 1941 году - на границе СССР и оккупированной нацистами Польши) Это первые кто принял удар в то ранее утро. Так и началась для них эта жестокая война. Оставшиеся советские солдаты продолжали сопротивление вплоть до осени, несмотря на то, что крепость фактически была взята немцами, а оборона уничтожена – небольшие сражения продолжались до тех пор, пока не был уничтожен последний защитник крепости. В результате обороны Брестской крепости несколько тысяч человек были взяты в плен, остальные погибли. Сражения в Бресте стали примером мужества советских войск и вошли в мировую историю.

-Кто первые приняли удар?

-Что вы еще можете дополнить?





Совершенно верно.

О подвигах, о героизме людей создано много пословиц, у вас на партах находятся отрывки из пословиц соберите их и объясните смысл.




Слайд- правильный ответ. Внимание на экран. Поднимите руку у кого также. (Работа на ошибками)

Какую пословицу мы можем отнести к стихотворению «Реквием»?

Теперь, я раздаю карточки. Они предназначены для проверки ваших знаний по трем темам: Куликовская битва, бородинское сражение и ледовое побоище.


Н. Бут Защитники Бреста

-Защитник Бреста, это солдаты, защищавшие Крепость. Брестская крепость от слова Брест-город на окраине Украины.














-Солдаты Брестской крепости

- Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом, имея десятикратное преимущество над немногочисленным гарнизоном



1 поговорка

Главное в жизни – служить отчизне.

2 поговорка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3поговорка

Русский солдат не знает преград.


Л.1.


























К.1.

8. Рефлексия.


Вспомним про нашу анкету настроения. Посмотрите на нее, какое настроение было у вас в начале урока. Если оно совпадает с настроение сейчас, то обведи его еще раз, если нет, то обведи другой , подходящий смайлик.

Спасибо за урок.



Заполняют Анкету-настроения.

К.1.

9. Домашнее задание

Учебник с.76-79 читать. Творческие рабочие тетради с.32.

Записывают домашнее задание





Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






УТВЕРЖДАЮ

Руководитель практики

________/_________/

«___»_______20___г.








СОГЛАСОВАНО

Учитель

_____________/____________/


«___» _________ 20___г.





Технологическая карта

урока литературного чтения


Класс 4





Выполнила: Ильченко Анна

студентка Ш - 41 группы


Дата проведения урока: 12.11.18


Ейск, 2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!