Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! У меня сегодня очень хорошее настроение, ведь нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно! - Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? -Что такое фольклор? -Какие жанры УНТ вы знаете? - Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора. Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки.. и отгадаем | Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание. - На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве. - Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы. Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют. | Познавательные: восприятие текстов разных стилей. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Целеполагание . | - На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них. - Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка») - Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке? - А что такое сказка? -Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ». -А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока? Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? -Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь. | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - В жанре сказки. Эта сказка называется «Царевна-лягушка» - Сегодня мы будем говорить о сказках. Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка». Записывают тему в тетрадь. -Высказывают свои предположения. -Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра. Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда проходит и проверяет записанное определение. | Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
3. Актуализация знаний и знакомство с новым материалом | -Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе? -Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок. - Кто часто бывают героями русских народных сказок? -В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных. Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы. | Учащиеся называют известные им сказки. Отгадывают сказки. - Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои. С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите. | Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары | Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки. |
5.Работа с презентацией «Композиция сказки» | Организация деятельности учащихся по решению учебных задач Сейчас мы познакомимся с композицией сказки. | Просмотр презентации (индивидуальное задание) Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации | Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организация деятельности учащихся по решению учебных задач. -Найдите в сказке Зачин; Присказку; Концовку. Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки? | Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку. Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки. |
Физкультминутка | | | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: провести самостоятельную работу над текстом - Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы. Вопрос №1: Как называется сказка? Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести? Учитель читает фрагмент сказки «Морозко» | Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду. Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка». | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? - Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ. - Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки? -Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки. - Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок. - Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях. Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю. Карточка для этапа рефлексии: Я понял изученную тему Я умею отличать сказку от других жанров Я еще плохо отличаю сказку от других жанров В самостоятельной работе у меня всё получилось Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе Я доволен своей работой на уроке Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
10.Информация о домашнем задании | Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | |