Предмет | История России | Класс | 10 |
Тема урока | Великая российская революция: февраль 1917 г. |
Цели урока | Сформировать у учащихся представление о событиях Февральской революции 1917 г. |
Задачи урока | Выявить причины революционного кризиса. Проанализировать сущность двоевластия. Охарактеризовать основные политические партии, действовавшие в России в 1917 г. Рассмотреть кризисные ситуации, которые возникли в процессе деятельности Временного правительства. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- Называют причины революционного кризиса. - Анализируют сущность двоевластия. - Характеризуют основные политические партии, действовавшие в России в 1917 г. - Анализируют кризисные ситуации, которые возникли в деятельности Временного правительства. | Познавательные: -Поиск и выделение необходимой информации. -Осмысление прочитанной или услышанной информации. -Извлечение необходимой информации. -Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. -Определение основной и второстепенной информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Аргументирование своей точки зрения. Коммуникативные: -Умение организовывать сотрудничество с учителем и учениками. - Умение слушать друг друга, учитывать позиции других людей. - Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: -Поиск и устранение причин возникших трудностей. - Постановка учебной задачи, определение последовательности действий. | -Желание к самостоятельному поиску исторической информации к уроку. - Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. -Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать. - Почтительное отношение к прошлому своей страны. - Уважительное отношение к своему Отечеству, воспитание в духе патриотизма. |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование |
Презентация «Великая российская революция: февраль 1917 г.» | Учебник: История России. 10 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 3 ч. Ч. 1/ под ред. А.В. Торкунова. М.- Просвещение, 2016. – 175 с. | История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях Часть 2 (Электронная форма) История России. Поурочные рекомендации.10 класс: пособие для учителей общеобразов. организаций / Т.П.Андреевская. – М. : Просвещение, 2015. – 240 с. | Учебник Компьютер, проектор. На доске: число, тема урока, домашнее задание. Раздаточный материал: тест. |
Основные понятия | Регентство- временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин. Учредительное собрание- парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти. Коалиционное правительство- правительство, сформированное из представителей различных партий. Временное правительство — высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти в России в период между Февральской и Октябрьской революциями. Двоевластие- период в истории Российского государства с февраля 1917 и июль 1917 г., когда у власти находилось одновременно два центра власти, которые должны были согласовывать свои действия: Временное правительство – власть буржуазии и Петроградский Совет – власть пролетариата. |
Основные даты | 18 февраля 1917 г.- забастовка на Путиловском заводе. 23- 25 февраля 1917 г. – Всеобщая забастовка в Петрограде. 26-27 февраля 1917 г. – переход войск на сторону бастующих. 2 марта 1917 г. – отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства. 3 марта 1917 г. – опубликованная согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. 1 марта 1917 г. – Петросовет издал Приказ №1 по гарнизону Петроградского военного округа. 4 апреля 1917 г.- Ленин выступил с «Апрельскими тезисами». 18 апреля 1917 г.- апрельский кризис Временного правительства. июнь-июль 1917 г . - июльский кризис Временного правительства. |
Персоналии | Николай II, М.В. Родзянко, Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев, Г.Е. Львов, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.И. Ленин, В.М. Чернов |
Форма проведения урока | Рассказ учителя + самостоятельная работа учащихся. |
Этап урока (с хронометражем) | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
Организационный (2 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет отсутствующих. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Умение организовать рабочее место. |
Проверка домашнего задания (10 мин.) | Раздает задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий. | Выполняют тестовые задания разной степени сложности. | Умение работать с тестовыми заданиями. |
Определение задач данного урока (1мин.) | Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи. | Записывают в тетрадь. Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока. | Умение анализировать. |
Изучение нового материала мин.) | Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Объективные и субъективные причины революционного кризиса стр.27- 28 и выделите причины февральской революции 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Рассказ учителя с помощью презентации. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Рассказ учителя с помощью презентации. Основные политические партии в 1917 г. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Основные политические партии в 1917 г. стр. 31-32 и назовите основные политические партии, действовавшие в 1917 г., дайте им характеристику. Кризисы Временного правительства. Дает задание учащимся: прочитайте пункт Кризисы Временного правительства. стр. 32-34 и заполнить таблицу Время пребывания у власти | Председатель Пра-ва | Причина кризиса | | | | | Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. Причины февральской революции 1917 г. - Поражение на фронтах. -Тяжелое положение рабочих и крестьян - Голод, разруха. - Политическое бесправие - Спад авторитета самодержавной власти и ее неспособность провести реформы. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию и записывают основные даты. Читают учебник и отвечают на вопрос учителя. - Конституционно-демократическая партия из главной оппозиционной силы превратились в правящую партию. Кадеты стали придерживаться иных взглядов, отличавшихся от первоначальных. Весной 1917 года они высказались за установление в России республики и даже за сотрудничество с социалистическими партиями. -Вышли из подполья социалистические партии. Их влияние возросло. Весной 1917 года численность меньшевистских групп и организаций достигла 100 тыс. человек. Их лидеры были инициаторами создания Петроградского Совета. Они возглавили и его Исполнительный комитет. Еще быстрее росли ряды партии социалистов-революционеров (в марте более 500 тыс. членов), они имели самую крупную фракцию в Петроградском Совете. Но эсеры уступили руководящую роль меньшевикам. Они отказались от некоторых положений своей программы. - Большевики не приняли активного участия в февральских событиях. Многие руководители партии находились в тюрьмах и эмиграции. В РСДРП (б) состояло не больше 24 тыс. членов, в Петрограде большевиков было несколько сотен человек. У них была небольшая фракция в Петроградском совете, которая в целом разделяла позиции меньшевиков и эсеров по отношению к Временному правительству. Ситуация изменилась в апреле 1917 года. Читают учебник и заполняют таблицу Время пребывания у власти | Председатель Пра-ва | Причина кризиса | 2 марта- 6 мая 1917 г. | Г.Е. Львов | Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне | 6 мая – 24 июля 1917 г. | Г.Е. Львов | Разногласия в прав- ве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде. | 24 июля – 25 сентября 1917 г. | А.Ф. Керенский | Углубление социально – экономического и политического кризиса в стране. | 25 сентября – 25 октября 1917 г. | А.Ф. Керенский | Взятие власти большевиками | | Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Осмысление услышанной информации. Умение структурировать знания. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту. |
Закрепление изученного материала (3мин.) | Прочитать документы на стр. 35 и ответить на вопросы к нему. | Читают документ и отвечают на вопросы. | Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения. |
Итоги урока. Рефлексия. (2 мин.) | Беседа с учащимися по вопросам: - О чем вы сегодня узнали на уроке? - Назовите причины революции? - Когда Николай II отрекся от престола? - Что такое двоевластие? - Какие мероприятия были проведены Временным правительством? - Назовите кризисные ситуации, которые возникли в процессе деятельности Временного правительства? Выставляет отметки за урок. | Отвечают на вопросы. | Умение полно и точно выражать свои мысли, умение аргументировать свою точку зрения. |
Домашнее задание (2 мин.) | Объясняет выполнение домашнего задания: учить параграф 3 + задание 5 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание в дневник. | |