СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по истории 5 класс на тему "Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по истории 5 класс на тему "Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по истории 5 класс на тему "Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян"»



Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему «Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян».

Цели урока

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.

Задачи

Образовательные

 (познавательные УУД):

- охарактеризовать географическое положение Египта, оценить расположение Нила и его влияние на жизнь египтян, объединение Египта

Развивающие

(регулятивные УУД):

- формирование навыков саморегуляции через групповую, парную и коллективную  работу;

- работать с документом и учебником, ориентироваться по карте, находить объекты на карте, делать выводы и работать с полученной информацией.

- формирование рефлексивности  оценки и самооценки.

Воспитательные

(коммуникативные, личностные УУД)

- развитие  коммуникативных  и речевых  компетенций  учащихся;

-  формирование  навыков сотрудничества  в поиске и сборе информации;

- развитие познавательного интереса  к истории других стран;

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению.

Предметные:

овладение базовыми историческими знаниями - учащиеся смогут определять географическое положение Древнего Египта, раскрывать значение понятий фараон, папирус;

формирование умений применять полученные знания показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства.

Метапредметные:

1)Познавательная - обучающиеся смогут давать определения понятиям. Смысловое чтение.

2)Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке.

3)Коммуникативная - обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Ресурсы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, карта «Древний Египет».

УМК

История. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. Свенцицкая И.С. под ред. Искендерова А,А. из.-во «Просвещение».



Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.


Мотивация учащихся

- Государства, существовавшие в 4 тысячелетии до нашей эры – первой половине 1 тысячелетия нашей эры на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Древний Египет. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка».

Геродот назвал Египет – даром Нила.



А что вам уже известно о Египте, и что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Помогает ученикам формулировать цель урока.

-Где находится Египет?

- Действительно ли Египет – дар Нила.





Беседуют с учителем, отвечают на вопросы.






















Формулируют вместе с учителем цель урока.

Записывают тему урока «Природа Египта и

ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян».



Умение ставить цель, преобразовывать познавательную задачу в практическую. Умение планировать пути достижения цели. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Изучение нового материала

- Для того чтобы, ответить на вопрос где же находится Египет, нужно определить его местоположение. Теперь, мы с вами вспомним, как нужно работать с исторической картой.

Организует работу с картой на слайдах.

- Местоположение объекта на карте определяется по сторонам света.

Работа по карте:

  • Назовите основные стороны света (основные географические направления).

  • Назовите промежуточные географические направления.

  • Какой объект выделен на карте зеленым цветом?

  • В какой части Африки находится страна Египет?

  • -Водами какого моря омывается Египет на севере? А на востоке? Что находится на западе и востоке Египта?


А сейчас поработаем с текстом учебника. Найдите, пожалуйста, в тексте параграфа ответы на такие вопросы:

  1. Что такое оазис?

  2. Что такое дельта реки Нил?

  3. Что такое пороги?

  4. И на карте найдите эти места.

Оазис – расположенный около естественного водоёма островок растительности посреди пустыни.

Египет – страна в долине реки Нил. Ширина долины – 10 – 15 километров.

Низовья реки, где Нил разделяется на несколько рукавов, называется дельта – от четвертой буквы греческого алфавита, напоминающей треугольник.

На пути течения реки встречаются каменистые преграды – пороги.


Одна из древнейших цивилизаций на земле зародилась в Африке, в долине реки Нил. Единственным источником жизни были воды Нила.


Как выдумаете, какое занятие было главным в Древнем Египте?


Что необходимо цветку для успешного роста? Нам предстоит выяснить, существовали ли эти условия в Нильской долине.


Мысленно перенесёмся на берега Нила. Климат здесь был сухим и жарким, дожди были очень редкими. Вокруг был безжизненная пустыня, беспощадный суховей почти в течение 2-х месяцев превратил землю в камень, почва потрескалась, пыль проникает в складки одежды, забиваются поры кожи, воспаляются глаза. Раскаленный песок, палящее солнце, небо ясное. В Египте дожди почти не выпадают. И поэтому кажется, что еще немного – и вымрет все живое. Но происходит чудо. В июле Нил начинает разливаться, и вода заливает всю долину и стоит до ноября. Земля пропитывается влагой… Что же происходит??


Во время разливов Нил заливал обширные площади. После спада воды оставался толстый слой ила. Именно он и делал землю плодородной.

Ил – растительные остатки, плодородные частицы, которые оставалась после окончания разливов Нила.

Плодородный слой почвы в Египте достигал от 10 до 16 метров. Но Нил не круглый год разливался, было время, когда воды не хватало. И египтяне придумали способ, как доставлять воду на поля.

Ребята, а как сейчас мы с вами доставляем воду на огороды?

Молодцы! А знаете, что придумали египтяне? Они являются создателями системы ирригации.

Ирригация – система орошения полей при помощи каналов.


Ну вот, мы с вами поговорили о местоположении и природе Египта. Но Древний Египет – это страна, а в стране должен быть правитель. Теперь нам нужно поговорить и о нём.


Выполняют задания на слайдах, отвечают на вопросы учителя. Называют основные стороны света (Север, Юг, Запад, Восток), промежуточные географические направления (С-З, С-В, Ю-З, Ю-В)

Отвечают на вопросы учителя, работая с картой.

- Африка

-Страна Египет находится в северо-восточной части Африки








- Средиземное море. Красное море.

Пустыни и горы.








Формулируют понятия с помощью учителя. Записывают в тетрадь. Работают с картой.





- С юга на север.


Читают вслух, участвуют в беседе.










Земледелие



Ответы учащихся (плодородная почва, свет, тепло, вода).




















Записывают термин «Ил»








Ответы учеников (с помощью лейки, ведра, шлага)



Записывают термин «Ирригация»

Умение работать с исторической картой, определять стороны света, умение оценить выполненные задания, делать выводы на основе полученного знания, строить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.















Умение осуществлять поиск решения проблемы. Умение давать определение понятиям.








Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, стоить взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

































Умение строить логическое рассуждение, сравнивать прошлое и современность. Осуществлять взаимный контроль.

Физкультминутка

Проводит физминутку

Участвуют в проведении физминутки.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Первичная проверка

В IV тысячелетии до нашей эры возникли первые города-государства – номы. Общее их число достигало 40. Главным городом на Севере стал Мемфис, а на Юге – Фивы. Образовались северное царство – Нижний Египет и южное царство – Верхний Египет.


Около 3000 года до нашей эры правитель Верхнего Египта Мина объединил под своей властью оба царства. Он был провозглашен фараоном. Столицей был объявлен Мемфис. Были введены знаки царской власти, ритуалы, законы, письменность. Была проведена перепись населения, установлены налоги.


Древний Египет называли ''даром Нила'' потому, что:

а) по Нилу в Древний Египет приплывали послы с ''дарами'' из других стран;

б) Древний Египет располагался в долине Нила;

в) разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи;

г) Нил был ничей, им пользовались бесплатно, даром;

д) Нил приносил (дарил) влагу и плодородный ил египтянам, поэтому они на земле трудились мало, высокие урожаи вырастали сами.

Работают с картой.

Записывают определения: «Правитель Египта – фараон»; Мемфис – столица Египта.




Рассматривают иллюстрации в учебнике.

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Умение строить логическое рассуждение.





Рефлексия

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Я узнал, что

Я понял, что…

Я удивлен тем, что…

Достигли поставленной цели? Что получилось, что не получилось? Какие трудности возникли?


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.


Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Инструктаж домашнего задания

Параграф 5 (читать, пересказывать), вопросы после параграфа

Творческое задание ( по желанию)

Записывают домашнее задание в дневники.

Развитие творческого потенциала, умения нестандартно представлять изученный материал, формирование устойчивого интереса к изучению истории.

Итог

Итак, согласитесь ли вы с Геродотом, что Египет – это дар Нила?

Совместно с учителем делают вывод.

  1. Нил – источник воды и жизни в безводной пустыне.

  2. Нил приносит большое количество ила и делает землю в долине очень плодородной.

  3. По Нилу шла перевозка грузов.

  4. От обильности разливов Нила зависел размер урожая и благополучие жителей.

  5. Разливы Нила толкали людей к строительству ирригационных сооружений – каналов, дамб.

  6. Нил способствовал объединению людей и созданию государства.

  7. Нил определяет распорядок жизни людей.


Умение организовывать учебное сотрудничество, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнением одноклассников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!