СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по географии 6 класс "Ориентирование на местности"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающимся созданы условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме "Ориентирование на местности". Научатся анализировать план местности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по географии 6 класс "Ориентирование на местности"»

Технологическая карта урока по теме «Ориентирование на местности»

Валиева Василя Саитгараевна, учитель географии МОУ Новобеденьговская ОШ

Класс: 6

Предмет: география

Дидактическая цель урокасоздать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Ориентирование на местности».

Тип урокаурок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений

Планируемые результаты:

Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям ориентирование, компас, азимут, стороны горизонта ; уметь анализировать план местности, тематические карты мира, определять стороны горизонта компасом, ориентироваться в политической карте, контурной карте.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что ориентирование в пространстве- необходимое условие для жизни, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

Образовательная цель: Показать значение умения ориентироваться на территории. Обосновывать роль различных источников информации.

Развивающая цельУмение описывать различные географические объекты. Анализировать различные источники географической информации

Воспитательная цель: Воспитывать речевую культуру, культуру общения, географическую культуру на уроке.

Методы обученияпроблемного обучения, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности);

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обученияучебник для класса, топографический план местности, карты атласа, мультимедийная презентация, проектор

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание, мотивация

  3. Актуализация

  4. Первичное усвоение

  5. Осознание и осмысление

  6. Первичное закрепление

  7. Домашнее задание

  8. Рефлексия


1.Организационный момент

2.Целеполагание, мотивация

Создаёт проблемную ситуацию. ( На автомобильной трассе пожилая женщина обращается за помощью: показать в каком направлении находится областной центр)

Приводят различные варианты решения проблемы


Сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

3.Актуализация. Чтобы достичь цели вспомним:

1. Что такое стороны горизонта? (слайд)

2. Местные признаки ориентирования? (визуальный ряд на слайдах)

Приложение 1.)

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки

Самоопределение (для чего?)

Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать своё мнение

Определять уровень успешности, самоконтроль

4.Первичное усвоение

Проблемная ситуация: Условия недостаточной видимости: туман, дождь, природные ориентиры ненадёжны. Как быть?

1.Прочитайте текст на стр.35 учебника

2.Что такое компас?

3. Составьте план действий ориентирования по компасу.

4. Соотнесите план с соседом по парте

5. Что такое азимут? Запишите определение в тетрадь

Работают с текстом учебника, составляют алгоритм работы с компасом


Работают в парах

Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста

Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

Понимать позицию других, учебное сотрудничество.

Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки

5. Осознание и осмысление.

1.Работа с рисунком учебника (рис. стр.)

2. Нахождение азимута на предметы в кабинете.(Приложение2.Приложение 3.)

Преобразовывать информацию.

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

Учебно-познавательный интерес

Самостоятельно искать средства достижения цели

Проговаривать последовательность действий

6. Первичное закрепление

Географический диктант

(Приложение 4)

Объяснять значение понятий. Уважение ситуации успеха партнёра

Определять уровень успешности. Оценка действий партнёра

7. Домашнее задание

1.П. учебника

2.Используя Яндекс-карту-составить маршрут до школы

3.Семейный практикум

8. Рефлексия

Незаконченные предложения.

Самым интересным на уроке для меня было....

У меня появился вопрос...

Меня удивило....

Теперь я знаю....

Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

Самооценка своей деятельности

Осознание причин успеха и неуспеха





Приложение 1.

Ориентирование по местным признакам.

- Кора большинства деревьев грубее на северной стороне; тоньше, эластичнее, а у березы светлее - на южной стороне.

- У сосны вторичная бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне поднимается выше по стволу.

- С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли обильнее покрыты лишайниками, грибками.

- На деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны.

- У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.

- Толщина годичных колец пня спиленного дерева, росшего отдельно, больше с южной стороны.

- Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; кроме того, южный скат муравейника пологий, а северный - крутой.

- Весной травяной покров более развит на южных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами, а в жаркий период лета - на северных, затененных.

- Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.

- Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.

- Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания образуются зазубрины - «шипы», направленные на юг.

- Алтари православных церквей, часовен обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.

Приложение2.

Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (катушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На катушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

Приложение 3.

Правила работы с компасом:

1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2.  Подождите, пока компасная стрелка установится.

3.  Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4.  На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

Приложение 4


1. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 270 ?

А). север;

Б). юг;

В). запад;

Г). восток.

2. Какой стороне горизонта соответствует азимут в 225 ?

А). северо-восток;

Б). юго-восток;

В). северо- запад;

Г).юго-запад.

3. Какому азимуту соответствует направление на запад?

А). 0 ;

Б). 90 ;

В). 180 ;

Г). 270 .

4. Какому азимуту соответствует направление на юго-восток?

А). 45 ;

Б). 135 ;

В). 225 ;

Г). 315 .

5. Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае?

 


Самым интересным на уроке было…

Меня удивило…

Теперь я знаю…

Мне понравилось…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!