Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя. Содержание учебного материала. | Деятельность обучающихся | Время | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, вступительное слово учителя. | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2. Актуализация знаний Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Актуализация опорных знаний и способов действий | Сегодня на уроке мы повторим, обобщим знания по данной теме и применим их на практике. Для повторения – разминка. На протяжении всего урока учащиеся работают с Листом самооценки. а) «Смотри – не ошибись!» (Приложение 1) б) «Корзина знаний» (Приложение 2) | Работают на листах самооценки, выполняют проверку, ставят баллы | 4 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Целеполагание и мотивация Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Демонстрируется простейшая электрическая цепь, состоящая из источника тока, ключа, лампы и проводов. При замыкании цепи лампа загорелась. Учитель: (устный опрос) - Какие приборы составляют эл. цепь? - Что является потребителем тока в этой цепи? Ток обеспечивает работой потребителей. - Как определяется работа и мощность эл. тока? - В каких единицах измеряют работу тока? Сегодня мы узнаем, что существуют и другие единицы измерения работы тока, так как тема нашего урока: «Единицы работы электрического тока, применяемые на практике» Итак, мы с вами выяснили тему урока, а теперь давайте попытаемся совместно сформулировать цель нашего урока. Организовывает обсуждение проблемного вопроса: -Как можно выразить работу тока через мощность и время, какими единицами измерения на практике пользуются для определения этой величины? Задание в тетради: «Выразите мощность в Ваттах и работу в джоулях» В каком задании у вас возникло затруднение? ( 1 Втч = ? Дж) Работа находится по формуле А=Рt, Запишем единицы измерения каждой физической величины. Мы видим, что 1Дж=1Вт·1с. Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах. 1 Вт · ч = 3 600Дж 1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж | Отвечают на вопросы учителя: - источник питания, ключ, лампа, реостат, амперметр - лампа - A=UIt P=UI - Дж Записывают тему урока в тетрадь Ставят цели урока Затрудняются ответить на вопрос Делают записи в тетради | 5 | Коммуникативные: постановка вопросов. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное формулирование целей и задач. |
4. Изучение нового материала. Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | Организовать построение проекта изучения нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Вспомним известные нам приборы. Выполните задание «Угадай прибор». Каким прибором измеряют работу тока? (счетчиком) Где вы могли видеть электрический счетчик? Для чего он нам нужен? Счетчик электроэнергии состоит из трех приборов: амперметра, вольтметра и часов. Ребята, но ведь за работу надо платить? Кто из вас умеет подсчитывать стоимость потребленной энергии? Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени. Например: рассмотрим работу пылесоса. Мощность его написана прямо на корпусе — 1500 Вт, если мы пользуемся пылесосом в течении 30 минут, то по формуле А=Рt рассчитаем, какую работу производит электрический ток. Переведём сразу Вт в кВт, а минуты в часы. Получаем А= 1,5кВт·0,5ч=0,75кВт·ч. Ток выполняет работу, благодаря которой мы может использовать электрические приборы, а за работу, как известно, надо платить. Для этого необходимо знать существующий тариф, то есть цену 1кВт·ч. На сегодняшний день она составляет 3,30 рубля. Умножаем работу на тариф 0,75 кВт·ч·3,30 р=2,475 рубля. | Выполняют задание в листах самооценки В каждой квартире для учета израсходованной электроэнергии устанавливается этот прибор Для измерения работы электрического тока Делают записи в тетради | 14 | Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы |
5.Физкультминутка Слайд 12 | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Все учащиеся встают из-за парт. Соедините руки так, чтобы получилось последовательное соединение (образуют цепочку, взявшись за руки). А теперь – параллельное соединение двух проводников (встают напротив друг друга, берутся за руки. Если будет нечетное число учеников, то третий ученик кладет руки на плечи впереди стоящему. Должны догадаться сами ученики). | Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | 2 | |
6. Организация первичного закрепления | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Рассмотрим работу лампочки мощностью 100 Вт. Зная время работы лампочки, по формуле А=Рt рассчитаем, какую работу производит электрический ток. Запись решения задачи учителем на доске. | Учащиеся решают задачу в тетрадях, комментируя решение задачи. | 5 | Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. формирование интереса к данной теме. Личностные: самоопределение. формирование интереса к данной теме. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: умение вступать в диалог, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
7. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | А сейчас разделимся на группы по 4 ученика. Работа в группах. Каждая группа получает паспорта бытовых приборов (электрический чайник, телевизор, фен). Вычисляют работу тока, стоимость израсходованной электроэнергии. Пользуясь паспортом мощности электроприборов, рассчитайте стоимость электроэнергии вашего прибора. Заполните финансовый лист (приложение 3) Затем отчет каждой группы у доски. Выводится общая сумма. Как оплачивают ваши родители электроэнергию, израсходованную за месяц? Решение задачи Где можно заплатить за электроэнергию? | Выполняют самостоятельную работу в группах. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Отвечают на вопрос, устно решают задачу Через терминалы, банкоматы, кассы большинства банков, через почтовое отделение, через сайт «Все платежи» | 8 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
8. Подведение итогов урока. Оценка результатов деятельности Слайд 16 Слайд 17 | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Скажите, как можно экономить электроэнергию, чтобы сократить денежные расходы? Электрическая энергия не дается даром. Для ее производства работают многочисленные электростанции. В их топках сгорает ценное топливо, запасы которого очень медленно возобновляются или не возобновляются вообще. Вот почему так важно беречь электроэнергию и не тратить ее впустую. Ученые и инженеры создают электроприборы нового поколения с малым потреблением электроэнергии, изобретают энергосберегающие производственные технологии. И вы можете внести свою лепту в это важное дело, нужно только бережно и в соответствии с правилами пользоваться электрическими помощниками. Сегодня наш урок очень насыщен материалом, который вам обязательно пригодится в жизни. Оцените, пожалуйста, себя (лист самооценки). Средний балл за все задания 11-13 баллов ------------ оценка «3» 14-17 баллов ------------ оценка «4» Более 18 баллов ------------- оценка «5» | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Подсчитывают баллы и ставят оценку в листах самооценки | 2 | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками. |
9. Информация о домашнем задании Слайд 18 | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Посчитайте, сколько электроэнергии потребляют бытовые приборы в вашей квартире (выбрать три любых ), Подумайте, где бы вы могли сэкономить потребление электроэнергии. Какая сумма может получиться за месяц? | Учащиеся записывают в дневники задание | 2 | |
10. Рефлексия деятельности | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Сегодня наш урок очень насыщен материалом, который вам обязательно пригодится в жизни. Оцените, пожалуйста, как вы разобрались в новой теме? Кому были понятно и интересно? Кто пытался понять, но было трудно? Кто задаст мне вопросы после урока? На доске три показания счетчика: 1)Все понял. 2) узнал много полезного. 3) не понял. Прикрепите лампочки к показанию, которым бы вы оценили свою работу на уроке. По вашим ответам я вижу, что урок получился! Спасибо вам всем за работу! Урок окончен. До свидания! | Отвечают на вопросы. | 2 | Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |