СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по биологии в 7 классе по теме "Химический состав клетки".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику А.М. Шереметьевой, Д.И. Рокотовой.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии в 7 классе по теме "Химический состав клетки".»

Технологическая карта урока по биологии

в 7 классе по теме «Химический состав клетки»

Предмет: Биология

Учебник: Биология 7 кл. 1 часть. А.М. Шереметьева, Д.И. Рокотова.

Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты:

личностные:

  • учить проверять себя;

  • учить давать оценку своим действиям;

  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;

  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

•должны знать химический состав и роль веществ в клетке;

•должны уметь характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Оборудование: пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, банки с водой, пипетки, марля, раствор йода, пшеничная мука.

 Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая работа.


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся







Мотивация к учебной деятельности.

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

-Здравствуйте, начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к уроку?

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Интерактивная игра «Поделись позитивом».


- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

- Давайте посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся, пусть улыбка настроит нас на позитивную работу на уроке.


Обмениваются улыбками и позитивными репликами.

 

Актуализация знаний.


-Давайте вспомним, какие основные классы веществ вы знаете?

-Чем органические вещества отличаются от неорганических?

Дают ответы на вопросы.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

ориентируются в классификации веществ, их различиях.

«Верю-не верю».

Учитель произносит одну за другой фразы, относящиеся или не относящиеся к классификации и свойствам веществ.

-Химические вещества, которые содержатся в организмах всех представителей живого мира, называются органическими.

-К органическим веществам относятся соли.

-Сложные превращения, протекающие в живых организмах, происходят при участии ферментов, относящихся к углеводам.

-С помощью нуклеиновых кислот организмы могут передавать потомкам свои наследственные признаки.

Ученики соглашаются или нет.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают правильную информацию.

Метапредметные: развитие умения работать с информацией.

Постановка учебной задачи.

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, попробуйте объяснить, почему говоря о жизни на нашей планете, часто используют выражение: «Белковая форма жизни»?


Ученики предполагают свои варианты.

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют материал, изученный ранее о химическом составе живых организмов.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока.

-Что является единицей строения всех живых организмов?

-Только ли из белков состоят живые организмы?

- Значит, мы ещё не знаем всех веществ, входящих в состав живых организмов, а точнее клеток, из которых они состоят.

-Какие знания и умения нам нужны для этого?

- Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

Индивидуальная работа с текстом учебника (стр. 6,7) до нуклеиновых кислот.


По ходу изучения материала оформить кластер:



Вещества


Орг.

Неорг.









Составляют кластер самостоятельно.

Метапредметные: развитие умения обобщать,

устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать материал.

Предметные:

формирование представления о существовании двух групп веществ, о значении воды и солей для клетки и живого организма в целом.

Личностные: развитие умения выражать своё отношение к информации.

Фронтальная работа с учениками.

-Какие органические вещества вам известны?



Учащиеся дают ответы на вопросы.

Предметные: формирование представления о многообразии органических веществ.

Метапредметные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные УДД

осознание ответственности за общее дело.


Чтение с остановками.

Работа с текстом учебника.

-Давайте выясним, какие существуют органические вещества клетки.


По заголовку «Нуклеиновые кислоты», попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь?

Работа с текстом.

Итак, белки, что это за вещества, какова их роль?

- Вернёмся к вопросу в начале урока: почему говоря о жизни на нашей планете, часто используют выражение: «Белковая форма жизни»?


-Какие у вас возникают ассоциации при произношении слова «Липиды»?

-Прежде, чем прочитать информацию об углеводах, предположите, что авторы могли о них написать?












Учащиеся продолжают заполнять кластер по ходу изучения материала.







Высказывают предположения, идеи.

(в большом количестве содержатся в клетках, выполняют множество функций)

Кластер, выполненный учащимися по ходу изучения материала, выглядит так:

Вещества



Органич. Неорганич.

белки вода

жиры мин. соли

нуклеиновые кислоты

углеводы




Метапредметные: развитие умения работать с информацией, умения её перерабатывать из одной формы в другую; контролировать и корректировать свою деятельность.

Личностные: вступать в дискуссию, соблюдая такт, и объясняя своё мнение.

Предметные: формирование представления о четырёх группах органических веществ, их роли в клетке.

Применение теоретических положений в условиях выполнения практических заданий.

Выполнение практической части урока.



-Оформите и выполните практическую работу «Химический состав семян». Оформите отчёт о ней в тетради (стр. учебника 24).

Учащиеся оформляют лабораторную работу. Работают в парах.

Метапредметные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение и структурирование знаний, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, контроль и коррекция своей деятельности.

Предметные: формирование практических навыков по определению химического состава клетки, и способах определения наличия органических и неорганических веществ.

Личностные: развитие культуры общения со сверстниками, положительная мотивация к процессу обучения.


Задание 1. Обнаружение в составе семян неорганических веществ.

Нагревание семян в пробирке сначала на слабом огне (на стенках пробирки образуются капельки воды), а дальнейшее нагревание приводит к обугливанию семян и образованию золы (минеральные вещества).

Ученики наблюдают за действиями учителя при проведении опытов, доказывающих наличие в семенах воды и минеральных веществ. После обсуждения записывают результаты в тетрадь.

Задание 2. Обнаружение в семенах белка.

Заверните в марлю комочек теста из пшеничной муки и промойте его несколько раз в банке с водой. На марле останется вязкая масса, которая называется клейковиной. Рассмотрите её. Убедитесь в том, что она клейкая, тягучая. Клейковина является одной из разновидностей белка.

Результаты наблюдений записываются в тетрадь.

Задание 3. Обнаружение крахмала.

Капните в воду, в которой промывали тесто, 1-2 капли раствора йода. Обратите внимание на цвет раствора. В присутствии йода крахмал становится тёмно- синим.

Результаты наблюдений записываются в тетрадь.

Задание 4. Обнаружение жира. Положите семя подсолнечника между листами бумаги и сильно надавите на него тупым концом карандаша. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?

Результаты наблюдений записываются в тетрадь.


Задание 5. Сделайте вывод о том, какие вещества входят в состав семени.

Выводы записываются в тетрадь.


Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Задание «Путаница-перепутаница»

Учащимся необходимо исправить с помощью стрелок, допущенные ошибки:



Неорг. в-ва Органич.в-ва


Вода Жиры

Нукл. кислоты Минеральные в-ва


Углеводы Белки






Ученики работают самостоятельно с раздаточным материалом.

Метапредметные: продолжить формирование умений анализировать, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства.

Предметные: применение и закрепление изученного материала.

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия.


Обобщение усвоенного материала и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Игра «Ты - мне, я – тебе».

Учащиеся задают вопросы друг другу по изученной теме.

Учащиеся отвечают на вопросы сверстников.


Метапредметные: умение

анализировать, сравнивать, обобщать

информацию, аргументировать своё мнение,

учитывать различные мнения других учеников.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Предметные: формирование систематизированных знаний о химическом строении клетки.


Домашнее задание.

Домашнее задание дифференцированное.

Учитель корректирует домашнее задание.

Для всех учеников: §1, задание 1 на стр. 9 выполнить письменно.

По желанию: подготовить доклад о белках-ферментах.

Ученики задают возникающие у них вопросы, записывают домашнее задание.




Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?


Учащиеся отвечают на вопросы, отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

Метапредметные: осознанное построение речевого высказывания, определение основной и второстепенной информации, аргументация своего мнения, учёт различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные: осознание ответственности за общее дело, а также важности полученных знаний.





Карточка для самостоятельной работы


С помощью стрелок исправьте допущенные ошибки:

Неорганические вещества

Органические вещества

Вода

Жиры

Нуклеиновые кислоты

Минеральные вещества

Углеводы

Белки









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!