ТЕМА: | Овощи и фрукты. |
Приоритетная ОО | познавательное развитие |
Интеграция образовательных областей (видов деятельности) | речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие |
Возраст детей, группа | 4-5 лет, общеразвивающая |
Тип НОД | интегрированный |
Цель | Создание социальной ситуации развития познавательной и коммуникативной деятельности в процессе обобщения и систематизации знаний по теме "Овощи и фрукты". |
Задачи | Образовательные: актуализировать, уточнить, расширить представления детей об овощах и фруктах; способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решений; закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», умение дифференцировать овощи и фрукты; расширять круг наблюдений за трудом взрослых. Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, любознательность и интерес к природе. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, инициативность, навыки сотрудничества, трудолюбие, умение внимательно слушать взрослых и сверстников; содействовать сближению и объединению детей и взрослого для достижения цели. |
Материал, оборудование | ноутбук, презентация, аудиозапись «плач девочки»; кукла Катя, крупный строительный материал, игровой набор овощей и фруктов; комнатные растения группы, лейка с водой, влажные тряпочки, ящики с землей, семена моркови и редиски; "деньги»", бумажные сумки-пакеты. |
Предварительная работа: | Родители совместно с детьми нарисовали то, что растет на грядке и то, что растет в саду, выставка принесенных из дома рисунков. |
Предполагаемый результат | Понимают … разницу между овощами и фруктами, называют условия, необходимые для нормального роста растений. Демонстрируют умение работать в команде, приходить на помощь тому, кто в ней нуждается. Умеют …взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач, высказывают желание помочь, помогают друг другу и игрушкам, |
Этапы образовательной ситуации | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в игровую ситуацию | Мотивировать детей на включение в деятельность. Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. Введение в ситуацию. | Воспитатель обращает внимание воспитанников на экран ноутбука, где появляется изображение Феи Цветов, которая предлагает воспитанникам обратить внимание на уголок природы группы, рассмотреть комнатные растения и рассказать из каких частей состоит каждое растение. Воспитатель (обращается к детям). На полочках стоят горшочки с комнатными растениями. Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение. | Слушают, рассматривают растения, стоя на ковре. В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. | Интерес к познавательной деятельности | Ответы детей Установление эмоционального контакта с детьми. |
II.Актуализация знаний Постановка проблемы и мотивация детей | Актуализировать знания и умения детей | Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит: Принесла я вам горшок, А в горшке растет цветок, Вот зеленый листок, Вот зеленый стебелек, А в земле корешок. Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения. Воспитатель: Посмотрите, у каждого растения есть листья, они разные. У одного растения они короткие и широкие, а у другого листья длинные и узкие. Воспитатель: Чтобы наши растения хорошо росли, цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как мы будем это делать? Воспитатель предлагает детям полить комнатные растения. Воспитатель: Чтобы листики были чистыми, и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует). Далее воспитатель предлагает детям протереть листья влажной тряпочкой. Фея цветов довольна вами. В благодарность она дарит вам красочные пакетики с семенами. Воспитатель уточняет, что растения растут не только в комнате, но и могут расти на огороде, в саду. Обращает внимание на экранноутбука и предлагает рассмотреть картинку «Зайкин огород» Воспитатель: Кто изображен на картинке? Что растет на огороде у Зайчика? Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить семена редиса и моркови. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Мы копаем, мы копаем, В землю семена бросаем. Сделай, сделай ямку ты, Вырастут у нас плоды. Предложить посадить семена моркови и редиски в ящики с землей, как будто это грядка на огороде, полить их. Воспитатель напоминает воспитанникам о том, что необходимо ухаживать не только за цветами, но и еще и за урожаем, его нужно поливать и рыхлить землю. Воспитатель: Без чего не могут расти растения? | Делают предположения, отвечают. Дети называют и показывают части растений. хоровые и индивидуальные ответы детей с показом, какие листья - длинные, короткие, узкие, широкие. хоровые и индивидуальные ответы детей. Дети поливают. Дети протирают. Воспитанники совместно с воспитателем рассматриваем семена редиса и моркови. Рассматривают и отвечают на вопросы. Дети повторяют игру несколько раз. Дети сажают и поливают совместно с воспитателем. Ответы детей: без воды, без тепла, без света. | | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы Выполнение заданий |
III. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Раз-вивать у детей внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать совместно. | Раздается плач девочки. Воспитатель предлагает воспитанникам найти того, кому грустно и печально. Предлагает выяснить причину плача. Воспитатель: Как нам узнать, где и кто плачет? Что – то я не пойму, может быть, вы мне поможете… Воспитанники совместно с воспитателем находят куклу Катю, которая рассказывает, что перепутала все овощи и фрукты и не может разобрать их без помощи воспитанников. Воспитатель уточняет у детей место произрастания овощей и фруктов. Что растет на огороде? Что растет в саду? Кукла Катя предлагает воспитанникам разобрать овощи и фрукты и приготовить из овощей – салат, из фруктов – компот. Решают, кого будут угощать. | Рассуждения детей. Ответы детей: идти на плач и посмотреть, кто плачет, выяснить почему. Ответы детей: овощи растут на огороде, в земле, на земле, а фрукты – в саду, на деревьях. Девочки складывают овощи в салатник. Мальчики - фрукты в кастрюлю. Мальчики варят компот, девочки готовят салат. Воспитанники берут свои любимые игрушки, угощают их. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникатив-ные умения. | Наблюдение в процессе работы Приходят к выводу: фрукты растут в саду, на деревьях, а овощи растут на огороде, в земле, на грядке. |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Подвижная игра «Едем – едем на машине… Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Воспитатель уточняет у воспитанников: Как урожай поступает в магазин? Кто его привозит? На чем привозят урожай в магазин? Воспитатель предлагает построить грузовую машину и отвезти овощи и фрукты, с огорода и сада в магазин. Воспитатель предлагает воспитанникам поиграть в игру «Магазин», выбрать продавца. А овощи и фрукты, купленные в магазине, использовать для приготовления пищи куклам, любимым игрушкам после занятия. | Дети обсуждают с воспитателем возможный способ решения проблемы. И приходят к выводу, что… Ответы детей: на автомобилях (газелях, грузовых машинах, фурах), водители. Совместно с воспитателем воспитанники сооружают постройку грузового автомобиля, выбирают водителя и доставляют урожай в магазин | Усвоение общего способа действий. Приходят к выводу: выращенный урожай поступает на прилавки магазинов, из магазина урожай поступает в кафе, столовые, дома. | Выполнение задания. |
V Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять в различных видах деятельности, новые знания и способ их применения. | | Дети выполняют | Выполнение действий по замыслу. В самостоятельной деятельности дети рисуют или лепят из пластилина на выбор овощи, которые сегодня сажали в ящик с землей | Соблюдение правил в работе по изготовлению … Словесные инструкции и незначительная помощь воспитателя в процессе посадки семян, постройки столов и стульев для кукол, грузового автомобиля. |
VI Осмысление (итог) | Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности | | Ну вот, ребята, сколько нового и интересного мы узнали об овощах и фруктах. Узнали, как их выращивают, на чем доставляют в магазин, куда из магазина поступает урожай. Я очень горжусь вами, вы справились со всеми заданиями, потому что были внимательными, дружными, сообразительными. Воспитатель: Воспитанники прощаются с Феей Цветов. | Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя. Подходят к воспитателю. Отвечают. | Самооценка Дети с помощью воспитателя пытаются сделать самооценку. | Ответы детей. |