Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. - Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. | Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности, саморегуляция. Личностные: формированиеэмоциональногонастроя. |
II.Актуализация знаний | Замедленно, почти что на весу, Плывут снежинки тихо, беззаботно. Ловлю – они повсюду – на носу, На лбу, ресницы трогают щекотно! Мороз кусает! Что его укус – Знакомые проделки и повадки! Смеюсь! Снежинки пробую на вкус – Пломбирны, восхитительны и сладки! Восторженность! Волшебная пора – Метель очаровала белизною! Счастливый, я стою среди двора, И кружатся снежинки надо мною! Осип Беленький. - Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение? - Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово? - Пломбирны. - Есть ли такое слово в русском языке? - Нет. - Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»? - По цвету напоминают мороженое, пломбир. - Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение. (слайд 1)– Давайте рассмотрим первое предложение первой строфы. Скажите, благодаря каким словам мы ощущаем, как снежинки падают? (Замедленно, на весу, тихо, беззаботно.) –Определите, к какой части речи принадлежат эти слова? Как вы определили? (Ребята высказываются) | Осмысливают вопросы. Отвечают, выдвигают различные версии. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Предметные: понимать задание, искать ассоциации, аргументировать ответы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
III.Определение темы и целей урока. | Подводит обучающихся к формулировке темы и целей урока: - Итак, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (О наречии) - Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока (слайд 2), учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме? –Перед вами лежат листочки, на которых сформулированы цели нашего урока. Выберите то, что вам близко на данный момент. "Я узнаю, я научусь" | 1. Я узнаю, что такое наречие. | | 2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия. | | 3. Я научусь находить наречия в тексте. | | 4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи. | - Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями). | Под руководством учителя формулируют цели и тему урока "Наречие как часть речи" Целеполагание Принимают участие в работе, выполняют поставленные учителем задачи, обсуждают в группах, приходят к определённым выводам, сформулированным в процессе обсуждения. | Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний. |
IV.Актуализация знаний. | Направляет учащихся на исследовательские действия –А что мы уже знаем об этой части речи? Приём " Кластер" - Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе А4. Оформите ваши записи в кластер «Три кита». Помогут вам наводящие вопросы (слайд 3) и карточка с заданием. На какие вопросы отвечает наречие? От каких слов в предложении зависит наречие? Изменяется ли по лицам, числам, падежам? Есть ли у наречия окончание? Каким членом предложения являются? - Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии. | Групповая работа Слайд 3. Заполняют кластер «Три кита» в группах на листе А4. Проверяют кластер коллективно Слайд 4. От глагола «бежать» задают вопросы к наречиям. Делают выводы | Предметные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация умение выделять необходимую учебную информацию из источника, умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений моделирование подведение под понятие установление причинно-следственных связей; |
V.Изучение нового материала. | 1. Работа с учебником. - Откройте учебник на станице 80, найдите правило и прочитайте его. Читая, делайте себе пометы на полях (слайд 4) Приём "Инсерт" v | уже знал | + | новое | - | думал иначе | ? | не понял, есть вопрос | - Что вы узнали из первого абзаца? Из второго? Из третьего? Четвертого? 2. Слово учителя. - Как вы думаете, почему наречие так назвали? 3. Рассказ наречия о себе. - Послушайте рассказ наречия о себе и соотнесите эту информацию с кластером, внесите, если необходимо дополнения (слайд 5) - Что вы узнали из рассказа наречия об этой части речи? - А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим. 4. Работа в группах. Каждая группа получает дифференцированное задание на карточках (1-2 повыш., 3 – баз.). 1. Найдите наречие в данном предложении. От какого слова оно зависит? На какой вопрос отвечает? Что обозначает? (слайд 6) Очень внимательному человеку откроется чудесная красота спящего зимнего леса. Внимательному (насколько?) очень Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака. 2. Найдите в предложении наречия, слова от которых они зависят, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий. (слайд 7) Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес. Волшебно и сказочно (насколько?) особенно. Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака. 3. Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод. (слайд 8) Чтение (какое?) вслух Взгляд (какой?) исподлобья Яйца (какие?) всмятку От слов каких частей речи зависят данные наречия? Что обозначают? Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета. Индивидуальная работа: Лингвистический эксперимент:( слайд 9) Убрать наречия из текста. Проанализировать получившиеся предложения. Подготовить ответ на вопрос: «Что изменилось в содержании?» Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками. - Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них? -«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».М. Горький. А ещё очень любил употреблять наречия Пушкин. Он говорил, что они «живописуют» нашу речь. | Работа с параграфом. Делают пометы на полях. Высказывают предположения. Индивидуальное задание. Слайд 5. Слушают. Соотносят с информацией в кластерах. Дополняют кластеры. Выполняют дифференцированные задания в группах. Коллективно обсуждают. (6-8 слайды) Делают выводы. Дополняют информацию в кластеры. Ученик работает индивидуально. Представляет результаты лингвистического эксперимента: наречия более точно и выразительно рисуют картину дождя (называют действия). Делают выводы. Слайд 10. | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные: умение слушать и слышать Предметные: читают или слушают учителя, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, строят высказывания на научную тему. |
VI. Физминутка | - Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку. Быстро встаньте, поднимите руки вверх, плавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влево, низко присядьте, тихо сядьте за парту. -Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось наречие?(8 раз) | Выполняют физминутку. | формирование здорового образа жизни (Л). |
VII. Закрепление изученного. | Дифференцированное задание. Создание ситуации выбора. Работа в парах. (Учащиеся выбирают задания сами) Средний уровень сложности. Даны предложения, в которых нужно найти наречия и доказать, что это так. Можно воспользоваться материалом учебника. План ответа: а) часть речи; б) на какой вопрос отвечает? в) Что обозначает? г) Морфологические признаки. д)Каким членом предложения является. Я пошёл вправо, через кусты. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Небольшая ночная птица пугливо нырнула в сторону. Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко. (Можно воспользоваться фразеологическим словарём) Положа руку на сердце | | У черта на куличках | | Рукой подать | | Как в аптеке | | Сломя голову | | Битый час | | Бок о бок | | В ежовых рукавицах (держать) | | Душа в душу | | В один миг | | Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы. Составьте словосочетания. Быстро | | Вежливо | | Аккуратно | | Часто | | Трудно | | Холодно | | Поздно | | По-новому | | Вдали | | Низко | | Проверка выполненного задания. | На выбор 3 уровня сложности. Выбирают для себя уровень сложности. Работа в парах. Выполняют взаимопроверку. Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. | Контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Личностные: формирование позитивной самооценки; Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Умение работать в паре (К); Контроль и оценка результатов деятельности (Р); коррекция (Р); оценка (Р); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); |
VIII. Подведение итогов. | Оценивает результаты работы класса и отдельных учащихся. Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока. - Давайте вспомним, что называется наречием? (Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?) -Чем наречия отличаются от всех других частей речи? -А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство, определение) | Получают оценку за работу на уроке и принимают объективный комментарий учителя. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | 1. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. 2. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. - Сегодня на уроке мы говорили, что одна из особенностей наречия – образность. Наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям, которые пусть будут адресованы всем нам. Приём " Незаконченные словосочетания" - Не болеть … - Выглядеть… - Улыбаться … - Готовиться к урокам … -Учить правила … Приём " Незаконченные предложения" - С помощью наречий оцените свою работу на уроке. 1. На уроке мне было______________. 2. Задания мы выполняли____________. 3. Сегодня я ___________поработал. 4. Я постараюсь в дальнейшем ___________употреблять наречия в речи. | Определяют свой уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при выполнении работы. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Учащиеся отвечают: Никогда Отлично Приветливо Ежедневно Всегда | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
X. Домашнее задание. | 1.Обеспечивает понимание целей содержания и способов выполнения домашнего задания. 2.Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. 3.Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. § 12, упражнение 204 ( 1 задание - базовый уровень, + 2, 3 - повышенный). | | Дифференцированные задания (П., Л) |