СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 7 классе " Наречие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока учащиеся повторяют имеющиеся знания о наречии как части речи и узнают новые сведения.

На уроке использованы разные приёмы и методы, такие как " Кластер", " Инсерт"и другие, благодаря которым учащиеся сисмтематизировали уже имеющиеся знания и  получили новые.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 7 классе " Наречие как часть речи"»

Технологическая карта урока

русского языка в 7а классе

«Наречие как часть речи»

учителя русского языка и литературы

ЛебедевойСветланы Фёдоровны

Цели для ученика:

1. Актуализировать и углубить знания о наречии как части речи;

2. Определить часть вопросов наречия, общее грамматическое значение (признак действия, признак признака, признак предмета)

3. Определить морфологические признаки наречия (неизменяемость, разряды по значению, степени сравнения)

4. Определить его синтаксическую роль в предложении (обстоятельство, определение).


Цели для учителя:

Образовательные:

- формирование устойчивого представления о наречии и его соотнесенности с другими частями речи;

- развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма,

- развитие устной и письменной речи учащихся;

-развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- совершенствование орфографических и пунктуационных умений.

Развивающие:

- развитие навыков устной и письменной речи;

- развитие " умений учиться": использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Воспитательные :

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Тип урока - изучение нового материала


Методы и приёмы обучения:

"Кластер", "Инсерт", "Я узнаю, я научусь", работа в парах, работа в группах, создание ситуации выбора, "Незаконченные предложения"

Формы контроля - индивидуальный и фронтальный опрос, эвристическая беседа, взаимоконтроль.


Домашнее задание

§ 12, упражнение 204 (задание дифференцированное)

Базовый уровень - задание 1

Повышенный уровень - 1, 2, 3.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности


Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

- Добрый день, ребята!

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом.


Приветствуют учителя, демонстрируют свою готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности, саморегуляция.

Личностные: формированиеэмоциональногонастроя.


II.Актуализация знаний


Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!

Осип Беленький.

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?

- Пломбирны.

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Нет.

- Значит, его придумал сам автор. А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?

- По цвету напоминают мороженое, пломбир.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение.

(слайд 1)– Давайте рассмотрим первое предложение первой строфы. Скажите, благодаря каким словам мы ощущаем, как снежинки падают? (Замедленно, на весу, тихо, беззаботно.)

–Определите, к какой части речи принадлежат эти слова? Как вы определили? (Ребята высказываются)

















Осмысливают вопросы. Отвечают, выдвигают различные версии.


Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению.

Предметные:

понимать задание, искать ассоциации, аргументировать ответы.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


III.Определение темы и целей урока.


Подводит обучающихся к формулировке темы и целей урока:

- Итак, о какой части речи мы будем сегодня говорить? (О наречии)

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока (слайд 2), учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме?

–Перед вами лежат листочки, на которых сформулированы цели нашего урока. Выберите то, что вам близко на данный момент.

"Я узнаю, я научусь"



1. Я узнаю, что такое наречие.


2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия.


3. Я научусь находить наречия в тексте.


4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи.


- Какие цели вы поставите перед собой? (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями).


Под руководством учителя формулируют цели и тему урока

"Наречие как часть речи"



Целеполагание

















Принимают участие в работе, выполняют поставленные учителем задачи, обсуждают в группах, приходят к определённым выводам, сформулированным в процессе обсуждения.

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.


IV.Актуализация знаний.


Направляет учащихся на исследовательские действия

–А что мы уже знаем об этой части речи?

Приём " Кластер"

- Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии.

Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе А4. Оформите ваши записи в кластер «Три кита». Помогут вам наводящие вопросы (слайд 3) и карточка с заданием.

  • На какие вопросы отвечает наречие?

  • От каких слов в предложении зависит наречие?

  • Изменяется ли по лицам, числам, падежам?

  • Есть ли у наречия окончание?

  • Каким членом предложения являются?

- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.




Групповая работа

Слайд 3. Заполняют кластер «Три кита» в группах на листе А4.

Проверяют кластер коллективно

Слайд 4. От глагола «бежать» задают вопросы к наречиям. Делают выводы

Предметные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

умение выделять необходимую учебную информацию из источника,

умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе услышанного логическую цепь рассуждений

моделирование

подведение под понятие

установление причинно-следственных связей;


V.Изучение нового материала.


1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на станице 80, найдите правило и прочитайте его. Читая, делайте себе пометы на полях (слайд 4)

Приём "Инсерт"


v

уже знал

+

новое

-

думал иначе

?

не понял, есть вопрос

- Что вы узнали из первого абзаца? Из второго? Из третьего? Четвертого?

2. Слово учителя.

- Как вы думаете, почему наречие так назвали?

3. Рассказ наречия о себе.

- Послушайте рассказ наречия о себе и соотнесите эту информацию с кластером, внесите, если необходимо дополнения (слайд 5)

- Что вы узнали из рассказа наречия об этой части речи?

- А как вы считаете, может ли наречие зависеть от слов других частей речи? Давайте это проверим.

4. Работа в группах.

Каждая группа получает дифференцированное задание на карточках (1-2 повыш., 3 – баз.).

1. Найдите наречие в данном предложении. От какого слова оно зависит? На какой вопрос отвечает? Что обозначает? (слайд 6)

Очень внимательному человеку откроется чудесная красота спящего зимнего леса.

Внимательному (насколько?) очень

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и признак признака.

2. Найдите в предложении наречия, слова от которых они зависят, сформулируйте к ним вопросы, определите общее грамматическое значение наречий. (слайд 7)

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно.

Значит, наречие может примыкать и к другим наречиям и обозначать признак признака.

3. Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

(слайд 8)

Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Яйца (какие?) всмятку

От слов каких частей речи зависят данные наречия? Что обозначают?

Чтение, взгляд, яйца – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

Индивидуальная работа:

Лингвистический эксперимент:( слайд 9)

Убрать наречия из текста. Проанализировать получившиеся предложения. Подготовить ответ на вопрос: «Что изменилось в содержании?»

Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.

- Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них?

-«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».М. Горький.

А ещё очень любил употреблять наречия Пушкин. Он говорил, что они «живописуют» нашу речь.

Работа с параграфом.

Делают пометы на полях.

 







Высказывают предположения.

 





Индивидуальное задание.

Слайд 5. Слушают. Соотносят с информацией в кластерах. Дополняют кластеры.

 



Выполняют дифференцированные задания в группах.







Коллективно обсуждают. (6-8 слайды)





Делают выводы. Дополняют информацию в кластеры.














Ученик работает индивидуально.

Представляет результаты лингвистического эксперимента: наречия более точно и выразительно рисуют картину дождя (называют действия). Делают выводы.

Слайд 10.


Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: умение слушать и слышать



Предметные: читают или слушают учителя, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, строят высказывания на научную тему.


VI. Физминутка


- Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Быстро встаньте, поднимите руки вверхплавно опустите их вниз, повернитесь вправо, повернитесь влевонизко присядьте, тихо сядьте за парту.

-Сколько раз в тексте физкультминутки встретилось наречие?(8 раз)


Выполняют физминутку.


формирование здорового образа жизни (Л).


VII. Закрепление изученного.


Дифференцированное задание.

Создание ситуации выбора.

Работа в парах. (Учащиеся выбирают задания сами)

Средний уровень сложности. Даны предложения, в которых нужно найти наречия и доказать, что это так. Можно воспользоваться материалом учебника. План ответа:

а) часть речи;

б) на какой вопрос отвечает?

в) Что обозначает?

г) Морфологические признаки.

д)Каким членом предложения является.

Я пошёл вправо, через кусты. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Небольшая ночная птица пугливо нырнула в сторону.

Сложный уровень. К данным фразеологизмам подобрать синонимы-наречия. Например, На всю Ивановскую – громко. (Можно воспользоваться фразеологическим словарём)

Положа руку на сердце


У черта на куличках


Рукой подать


Как в аптеке


Сломя голову


Битый час


Бок о бок


В ежовых рукавицах (держать)


Душа в душу


В один миг


Простой уровень. Подберите к данным наречиям антонимы. Составьте словосочетания.

Быстро


Вежливо


Аккуратно


Часто


Трудно


Холодно


Поздно


По-новому


Вдали


Низко


Проверка выполненного задания.

На выбор 3 уровня сложности.

Выбирают для себя уровень сложности.


Работа в парах.


Выполняют взаимопроверку.



Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

учет разных мнений,

координирование в сотрудничестве разных позиций (К).



Личностные: формирование позитивной самооценки;

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Умение работать в паре (К);

Контроль и оценка результатов деятельности (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);


VIII. Подведение итогов.


Оценивает результаты работы класса и отдельных учащихся.

Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока. - Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство, определение)

Получают оценку за работу на уроке и принимают объективный комментарий учителя.



Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


IX. Рефлексия учебной деятельности.


1. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Сегодня на уроке мы говорили, что одна из особенностей наречия – образность. Наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям, которые пусть будут адресованы всем нам.

Приём " Незаконченные словосочетания"

- Не болеть …

- Выглядеть…

- Улыбаться …

- Готовиться к урокам …

-Учить правила …

Приём " Незаконченные предложения"

- С помощью наречий оцените свою работу на уроке.

1. На уроке мне было______________.

2. Задания мы выполняли____________.

3. Сегодня я ___________поработал.

4. Я постараюсь в дальнейшем ___________употреблять наречия в речи.


Определяют свой уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при выполнении работы.

Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.





Учащиеся отвечают:

Никогда

Отлично

Приветливо

Ежедневно

Всегда


Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.




X. Домашнее задание.


1.Обеспечивает понимание целей содержания и способов выполнения домашнего задания.

2.Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания.

3.Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

§ 12, упражнение 204 ( 1 задание - базовый уровень, + 2, 3 - повышенный).


Дифференцированные задания (П., Л)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!