Монашенко Станислав Евгеньевич
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА
"ГЕРМАНИЯ НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКОМУ ЛИДЕРСТВУ"
(урок истории, 9 класс)
УМК О.О. Сороко-Цюпа
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: Определение условий для раскрытия причин экономического лидерства Германии во второй половине 19-нач.20 века и
особенностей развития в ней
Задачи:
– ученики должны уметь формулировать причины экономического лидерства Германии во второй половине 19-нач.20 века;
– ученики должны самостоятельно находить «трудные места» в выполняемой работе и уметь преодолевать их;
– ученики должны уметь объективно оценивать свою деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
1) предметные:
- уметь применять новые понятия для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических событий истории Германии второй половины XIX века;
- использовать историческую карту как источник информации о процессе объединения Германии;
- изучить экономическое, социальное и политическое развитие Германии, а также сравнить курсы Отто фон Бисмарка и Вильгельма II.
2) личностные:
- уважать историю германского народа, который отстаивал идею национального обьединения,
- понимать важность решения национальных вопросов в истории и современном обществе.
3) метапредметные:
- владение умением работать с учебной и внешкольной информацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение работать с историческим документом и историческими картами и применять полученных знания при выполнения заданий;
- умение по алгоритму; составлять логическую цепочку;
- умение выражать ясно и чётко умозаключения и выводы по данной теме.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник «Всеобщая история. История нового времени. 9 класс», карточки с заданиями для обучающихся.
Организационная структура урока
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организаци онный этап | 1 | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Коммуникативные УУД: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализац ия знаний и проверка домашнего задания. | 8 | Проверка Д/З вопросы на доске рассказать : 1. Особенности политического и экономического развития Франции периода Второй империи? 2. Причины Франко-германской войны? 3. Причины возникновения Парижской коммуны? 4. Рабочий вопрос во Франции? 5. Итоги Франко-Германской войны? | Учащиеся отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: – извлечение из памяти необходимой информации; – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: – контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия). |
III. Мотивация | 5 | Работа с картой «объединение Германии на доске и с конституцией в рабочих листах». Пожалуйста посмотрите на экран и предположите о каком государстве пойдет речь на сегодняшнем уроке? На протяжении 19 века Германия долго шла к своей цели: национальному единству, удалось ли ей этого добиться? Давайте поработаем с документом в ваших рабочих листах и выясним какие же земли вошли в состав Германской империи? | Отвечают на вопросы, работают с картой и документом. | Регулятивные УУД: – выполнение пробного учебного действия; – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные УУД: – умение слушать и вступать в диалог;– умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
IV. Формирован ие темы урока и цели. | 2 | Предположите какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы должны поставить на урок? | Формулируют тему урока, ставят цель и способы их достижения. | Коммуникативные УУД: – умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
V. Этап получения новых знаний. | 15 | Начнем мы с политического устройства нового государства для этого каждой из групп нужно заполнить пропуски в схеме «Политической устройство Германии по конституции 1871 г.». Дополните Исторических личностей на постах кайзера и канцлера. Проверка выполнения задания со схемой на проекторе. Социальное развитие Германии. Теперь нам предстоит узнать о развитии Германского общества в изучаемый нами период. Для этого вы сейчас в группе поработаете со статическими данными в таблице в рабочем листе и сделаете данные о развитии общества в Германии в данный период. Экономическое развитие. Изучение пункта плана экономическое развитие: выполнить задание «Дополни утверждения» в рабочих листах привлекая информацию из учебника. 4. Работа с историческим источником о политике Бисмарка и личного правления Вильгельма II используя материал учебника и дополнительный материал (если не успеваем синквейн + доклады). | 1. Работа с рабочим листами( групповая работа) с материалом учебника. 5 мин. 2. Работа со статическими данными таблицы, сделать вывод о развитии. 5-7 мин. 3. Работа с текстом учебника и заполнение пропусков в рабочем листе. | Регулятивные УУД: – контроль; – коррекция; – оценка; – волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: – извлечение из текста необходимой информации; – выполнение действий по алгоритму; – доказательство. |
| | 4. Составление рассказа каждой из групп о видных деятелях политики Германии в указанный период. | |
| | | |
| | | |
| | | |
Этапы урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
VI. Первичное закрепление | 5 | Давайте посмотрим как вы усвоили сегодняшний материал с помощью Составление группового синквейна по теме урока. | Составление синквейна | Познавательные УУД: – установление причинно-следственных связей; – выполнение действий по алгоритму; – построение логической цепи рассуждений, доказательств. Коммуникативные УУД: – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; – использование критериев для обоснования своего суждения. |
IX. Рефлексия | 4 | Учитель возвращается к этапу построение проекта и выхода из затруднения для самоанализа и самооценки ученика и его работы. Как ты оценил свою работу в начале урока? Как ты теперь оценишь свою работу? Почему? Выполнили ли мы все цели и задачи, которые поставили в начале урока? Д/з: Параграф 20 изучение, документ стр 190. | Отвечает на вопросы: На пять. На пять, так как я смог выполнить все задания и выполнены они были правильно. Да. | Личностные УУД: – формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; – формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные УУД: – восприятие оценки учителя; – адекватная самооценка. Познавательные УУД: – построение речевого высказывания в устной форме; – установление причинно-следственных связей. |
Состоял из представителей бывших самостоятельных государств
Рабочий лист вариант 1:
Задание 1: Из конституции 1871 года Германской империи»
«Его Величество Король Прусский, от имени Северо-Германского Союза, Его Величество Король Баварский,, Его Королевское Высочество великий герцог Баденский и Его Королевское Высочество великий герцог Гессенский, стоящий также во главе тех частей герцогства, которые расположены по Рейну к югу от Майна, заключаем вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на её протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской Империей.»
Задание 2. Схема. «Политическое развитие Германии»
Назначал
Вводил всеобщее избирательное право
Задание 3: Сделайте выводы о развитии Германского общества основываясь на данных таблицы:
| 1860-70 | Начало XX века |
Прирост населения | 41 млн.чел (600-800 тыс.ежегодно) | 67 млн. (910 тыс) |
Деревенское население | половина | треть |
Фабричные рабочие | 2 млн 800 тыс. | Больше 10 млн |
Продолжительность рабочего дня | От 12 до 16 часов | 9,5 часов |
Вывод 1: Вывод 2: Вывод 3: Задание 4: Дополни утверждения:
Состоял из представителей бывших самостоятельных государств
Рабочий лист вариант 2:
Задание 1: Из конституции 1871 года Германской империи»
«Его Величество Король Прусский, от имени Северо-Германского Союза, Его Величество Король Баварский,, Его Королевское Высочество великий герцог Баденский и Его Королевское Высочество великий герцог Гессенский, стоящий также во главе тех частей герцогства, которые расположены по Рейну к югу от Майна, заключаем вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на её протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской Империей.»
Задание 2. Схема. «Политическое развитие Германии»
Назначал
Вводил всеобщее избирательное право
Задание 3: Сделайте выводы о развитии Германского общества основываясь на данных таблицы:
| 1860-70 | Начало XX века |
Прирост населения | 41 млн.чел (600-800 тыс.ежегодно) | 67 млн. (910 тыс) |
Деревенское население | половина | треть |
Фабричные рабочие | 2 млн 800 тыс. | Больше 10 млн |
Продолжительность рабочего дня | От 12 до 16 часов | 9,5 часов |
Вывод 1: Вывод 2: Вывод 3:
Задание 4: Дополните утверждения
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 1 ВАРИАНТ:
МАКС ВЕБЕР, ИЗВЕСТНЫЙ СОЦИОЛОГ О БИСМАРКЕ (+стр.187):
Дело его жизни заключалась не только во внешнем, но и во внутреннем единении нации, но каждый из нас знает: этого достичь не удалось. Этого невозможно достичь его методами.
Какие методы объединения Германии использовал Отто фон Бисмарк?
Что имел в виду М. Вебер под внешним и под внутренним единением нации? Сумел ли Бисмарк достичь внешнего единения?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 ВАРИАНТ: ОТТО ФОН БИСМАРК О ВИЛЬГЕЛЬМЕ II (стр.187-188):
Император унаследовал от своих предков некоторое разнообразие в чертах характера. От нашего первого короля он перенял любовь к пышности, пристрастие к великолепию придворного церемониала и к торжественному облачению в праздничные дни и особую чувствительность к тонкой лести...
С Фридрихом Вильгельмом IV ныне царствующий император имеет одну общую черту: красноречие и потребность пользоваться им чаще, чем полагается. Речь течёт быстро и легко. С Фридрихом Вильгельмом IV у Вильгельма II есть то общее, что принцип политики того и другого коренится в сознании, что король — и только он — лучше других знает волю Божью, что он по воле Господа Бога правит и потому вправе требовать полного повиновения, что он не обязан обсуждать свои планы с подданными и не должен им эти планы сообщать.
Какие черты характера Вильгельма описывает Бисмарк?
Какой принцип политики Вильгельма выделяет автор? Какой форме правления в наибольшей степени соответствует этот принцип?