СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Окружающий мир. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 1. Мир глазами астронома

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Окружающий мир. 4 класс»

Урок 1. Мир глазами астронома

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с учебником: авторами, условными обозначениями, определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; групповая (коллективная), фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://kosmos-x.net.ru/forum/12-345-1

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта полушарий; кроссворды для работы в группах, тесты для индивидуальной работы; фотоматериалы

Основные
понятия

Астрономия, астроном

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

читает стихотворение Тима Собакина:

Напрасные мечты

Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Часто слышать, как шепчут кругом:

«Вон Собакин пошел... астроном!»

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры...

И трактат сочинить непременно –

«ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ».

Мне хотелось бы стать астрономом,

По ночам на работу влекомым.

Но напрасны все эти мечты:

Я ведь с детства боюсь темноты.

– Кто такой астроном? Что такое астрономия?

Слушают
и принимают участие в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний
для человека; имеют желание учиться;
проявляют интерес
к изучаемому предмету, понимают его
важность; имеют мотивацию к работе на результат

Устные ответы, организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний

Знакомство, рассматривание учебника.

объясняет и показывает, где в учебнике написаны фамилии авторов (их могут прочитать хорошо читающие ученики или учитель).

Слушают, рас-

сматривают учебное пособие, работают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Работа
со словарем
С. И. Ожегова

читает текст-обращение авторов учебника к учащимся, делая при этом необходимые паузы, чтобы учащиеся могли ответить на вопросы, поставленные в учебнике

с толковым словарем


объяснения учителя, высказываний одно-
классников; систематизируют собственные знания; владеют

логическими действиями; овладевают базовыми предметными понятиями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.



III. Изучение нового материала

Работа
над темой «Вселенная».

Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.

Астроном – специалист по астрономии.

– С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун и кроха Плутон.

– Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд и других небесных тел.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Работа
над темой «Солнце».






















Существует несколько гипотез (предположений)
о том, как родилась Солнечная система *.

– отгадайте загадку:

Колокольчик синенький прозвенел букашке:

– Ты скажи мне, милая, что там за ромашка

Выросла над облаком желтая такая,

Яркая, лучистая, очень уж большая?

– Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, –

Это крупное светило под названьем... (солнце).

– Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос,
в Египте – Ра, а наши предки славяне – Ярило.
В честь Солнца слагались гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце – дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире,

Нам дано лицезреть…

– Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? (Потому что это планета, и она движется
в космосе, как и остальные небесные тела.)

Выступают
с сообщениями.

отгадывают загадку


















Отвечают
на вопросы.

Фронтальная.



















Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможно-
сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Работа
над темой «Наша планета – Земля»

– А как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по западному маршруту.)

– разгадайте кроссворд

разгадывают кроссворд

Коллективная

проявляют целостный взгляд на мир
в его органичном единстве


Физкультминутка**

Проводит физкультминутку с показом движений

Выполняют физические упражнения

Индивидуальная

Регулятивные – принимают и сохраняют учебные задачи

упражнения

IV. Практическая деятельность

Выполнение заданий
из учебника, электронного приложения к учебнику, рабочей тетради

– откройте учебник (с. 4–8), прочитайте и выполните задания.

далее организует работу по заданиям в рабочей тетради и заданиями из электронного приложения к учебнику по своему усмотрению.

в ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации по выполнению заданий

Отвечают
на вопросы, находят необходимую информацию
в учебнике,

выполняют
задания, применяя способы решения задач творческого и поискового характера

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск информации; владеют логическими действиями.

Регулятивные: при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: излагают и аргументируют свое мнение

Задания
в тетради.

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

– закончу урок стихотворением Александра Галлицкого . Задумайтесь над вопросами, поднимаемыми поэтом.

– Подведем итоги урока:

– Над какой темой работали?

Отвечают
на вопросы, обосновывают свое мнение, проявляя целостный

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Выставление оценок

– Что нового узнали?

– Что было интересного на уроке?

– Что еще хотелось бы узнать по данной теме?

– Какие задания вызвали у вас затруднения? почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Выставляет оценки

взгляд на мир в его органичном единстве


Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний


VI. Домашнее задание

Инструкция
к выполнению домаш-
него задания

Учебник, с. 4–8, записать в словарик новые слова: астрономия, астроном; выполнить задание рубрики «Подумай», с. 7; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», с. 7

слушают, задают уточняющие вопросы

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Гипотезы (высказывают учащиеся)

– Одни ученые считают, что это произошло в результате космической катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета, и тогда из раскаленного солнечного вещества образовались сгустки, которые постепенно сформировались в шары и стали планетами.

– Другая гипотеза гласит, что Солнце и планеты возникли из одного и того же вращающегося раскаленного облака газа.

– Сторонники третьей гипотезы утверждают, что планеты вообще никогда не были раскаленными шарами и возникли из холодного вещества. Это была окружающая Солнце туманность, состоящая из газа и пыли.

Кроссворд

1. Сторона света и название космического корабля. (Восток.)

2. Куда уходит Солнце вечером? На… (запад).

3. Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)

4. Вселенная – это… с точки зрения астронома. (Мир.)

5. Высокообразованный человек, имеющий научную степень. (Ученый.)

6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего. (Звезды.)

Ключевое слово: ВПЕРЕД.

* – ресурсный материал к уроку; здесь и далее в диске располагается после технологической карты.

На каждом уроке предусмотрена физкультминутка, которую учитель проводит по своему усмотрению.

URL: http://www.stihi.ru/2006/10/

Урок 2. Планеты Солнечной системы

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий

Основные
понятия

Планеты Солнечной системы, теллурий

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему путешествия.

1-й этап – повторение изученного. проверка домашнего задания.

2-й этап – остановка «планеты Солнечной системы».

3-й этап – отдых (выход в открытый космос).

4-й этап – практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?».

5-й этап – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание.

– Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными

слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной

форме, вступают
в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Организация рабочего места

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка домашнего задания: крос-
сворд.

Дидактическая игра

«Верно –
неверно»

– Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали .

– Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно».

– Земля – это одна из планет Солнечной системы.

– Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.

– Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.

– Земля движется вокруг Солнца.

– Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.

– Луна – планета Солнечной системы.

– Компьютер к работе готов. Вперед, к загадочным
и далеким планетам Солнечной системы!

– Почему космонавты называют Землю голубой планетой?

– Она еще имеет воздушную оболочку, атмосферу,
и эта оболочка придает планете голубизну. Посмотрите на плакат «Планеты Солнечной системы». Что вы можете сказать о планете Земля?

– Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо.

Разгадывают кроссворд
(«Восток».)


Участвуют
в игре.


Отвечают:

– Верно.

– Верно.


– Неверно.

– Верно.


– Неверно.

– Неверно.



Отвечают
на вопросы



Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин-

Устные ответы,

записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7







Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

– Так почему Землю называют «планета-сад»?

– познакомимся с другими планетами






формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Личностные: осознают свои возможно-
сти в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении


III. Изучение нового материала

Знакомство
с планетами Солнечной системы

демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет».

– Мы познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы.

– Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты.

– Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава.

Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

– Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия

Заранее подготовленные ученики рассказывают
о планетах.

Выполняют
записи в тетради.




Отвечают
на вопрос

Фронтальная

Устные ответы,

записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?»

– Мы вернулись на борт космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля.

– Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля?

– Как освещается Земля Солнцем? Одинаково?

– Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи?

– Посмотрите на верхний рисунок в учебнике (с. 12). Что вы можете сказать?

– Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем?

– Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

– Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:

Рассматривают теллурий.

Приводят
в движение прибор.

Отвечают
на вопросы.


Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:
аргументируют свое мнение.

Устные ответы,

записи
в тетради.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7





Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации




Выполняют
задания




Индивидуальная

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело




Задания
в рабочей тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Все тайны раскрыты. Путешествие подошло к концу.

– Понравилось ли вам оно?

– Какие выводы сделали?

– Какая информация показалась для вас значимой?

– Как оцениваете свою деятельность?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2

Слушают, уточняют
задания

индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

кроссворд

1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)

2. Специалист по астрономии. (Астроном.)

3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты. (Спутник.)

4. Наука о небесных телах. (Астрономия.)

5. Ближайшая от Земли звезда. (Солнце.)

6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (Комета.)

Ключевое слово: Восток.

Урок 3. Звездное небо – великая книга природы

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию представления о звездах, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с созвездиями как участками звездного неба, определения границ знания и «незнания»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться находить созвездия на звездной карте и в ночном небе, работать с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта звездного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы»

Основные
понятия

созвездия

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Сегодня мы продолжим путешествие по Вселенной.

А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки:

В черном небе до зари

Тускло светят фонари.

Фонари-фонарики,

Меньше, чем комарики. (Звезды.)

– Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.

На доске тема: «Звездное небо – великая книга природы»

Слушают, прогнозируют содержание урока на основе загадки.

демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных знаний

Проверка
домашнего
задания.

Тестирование по теме «Планеты Солнечной

– Назовите планеты Солнечной системы, опираясь
на изготовленную вами дома модель.

Предлагает выполнить тест .

– Пора отправляться в путь. чтобы звезды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово

выходят к доске, демонстрируя модели Солнечной системы, рас-
сказывают
о планетах.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно-
классников, система-

Устные ответы,

тест, крос-
сворд

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


системы».

Разгадывание кроссворда


Выполняют задания теста. Решают крос-
сворд


тизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение


III. Изучение нового материала

Знакомство
с картой звездного неба, новыми понятиями

демонстрирует карту звездного неба, фотографии и рисунки.

– Посмотрите, какое огромное количество звезд и какие они разные! Когда можно увидеть звезды на Земле?

– Что же такое звезды?

– А почему звезды светятся?

Звезда – небесное тело (раскаленный газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

– Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь.

Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Звезды, которые мы видим на ночном небе, – это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные
у них размеры и цвета. Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например звезда Солнце). У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звезды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов. Также звезды различаются и по величи-

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетрадях

Фронтальная

Устные ответы,

записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



не. Многие звезды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

На карте значками разной величины показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны. Прочитайте названия ярких звезд.

– посмотрите на карту звездного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звезд. Что вы можете сказать о расположении звезд?

– Существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние ученые объединили в созвездия. Все звезды, видимые
с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая «звездная фигура» получила свое имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ



других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием


IV. Практическая деятельность

Работа
по учебнику

Читает стихотворение:

Вот Медведица Большая

Кашу звездную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

Маленьким ковшичком

Собирает крошечки.

(Г. Сапгир.)

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

индивидуальная, фронтальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой

Устные ответы,

выполненные

задания

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7





















Задания
из электронного приложения к учебнику

– о каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении?

– На что похожи созвездия Большой и Малой Медведиц?

– в каком созвездии находится Полярная звезда?

– Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника «Сокровища звездного неба» (с. 18–20).

После чтения предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20).

– Какое созвездие изображено на рисунке (с. 18)? (Полярная звезда.) Как вы узнали?

– Какое направление указывает Полярная звезда?

– Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике
(с. 19)? (Сириус.) Как вы узнали?

– Какие созвездия изображены на рисунке (с. 20)?
(Плеяды, Альдебаран.) Как вы узнали?

– Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.

Предлагает выполнить задания.

В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации






Читают текст учебника, работают по рисункам в учебнике, отвечают на вопросы учителя








Выполняют
задания


информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Очередное путешествие подошло к концу.

– Над какой темой работали?

– Что же такое созвездие? Это одиночная звезда?

– Назовите созвездия, о которых вы узнали на уроке.

– Прочитайте вывод в учебнике (с. 21).

– Что больше всего понравилось на уроке? Почему?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении, как вы думаете, почему?

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную

деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 16–21. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

Задают уточняющие вопросы

индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Тест «Планеты Солнечной системы»

Подчеркни верный вариант ответа.

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы; б) историки; в) астрономы; г) химики.

2. Вокруг Солнца вращаются:

а) спутники; б) планеты; в) кометы; г) звезды.

3. Количество планет Солнечной системы:

а) 9; б) 11; в) 7; г) 10.

4. Найди «лишнее» слово:

а) Марс; б) Юпитер; в) Луна; г) Венера.

5. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Плутон; б) Венера; в) Земля; г) Юпитер.

6. Самая маленькая планета Солнечной системы:

а) Плутон; б) Марс; в) Уран; г) Нептун.

7. Какая планета названа в честь римского бога войны?

а) Земля; б) Венера; в) Марс; г) Нептун.

8. Относительно Солнца планеты расположены так:

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Уран, Сатурн, Юпитер;

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Ответы к тесту: 1 – в. 2 – б. 3 – а. 4 – в. 5 – г. 6 – а. 7 – в. 8 – в.

кроссворд

1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты. (Венера.)

2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (Космос.)

3. Небесное тело, которое само светится. (Звезда.)

4. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце.)

5. Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий.)

6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли. (Луна.)

7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. (Планета.)

8. Планета Солнечной системы, вторая по счету (Марс.)

9. Планета, на которой есть жизнь. (Земля.)

Ключевое слово: Вселенная.

По млечному пути***

Скажи, мой брат, откуда мы? –
Взорвавшись Светом во Вселенной,
Звездой погибшей рождены,
Ее материей нетленной?!.
Или в Космическом Пути,
Гонимые Его дыханьем,
Проникшим семенем взросли
В Земле, во Чреве планетарном?
Колосьями пробились вверх,
Зерном рассыпались по спектру
И проложили путь для тех,
Кто вслед идет навстречу ветру!..
Скажи, мой брат, Земля – наш Дом –
Приют для звездных постояльцев?
Ее Очаг горит огнем
Для галактических скитальцев.
Огнем Тепла, огнем Любви,

Или судьбы – огнем пристрастий?!
Мы с головы до ног в пыли
По Звездным тропам вечных странствий.
В мирах, покрытых синим льдом,
Где нет для скорби утешенья,
Душе там снится отчий Дом,
Из прошлой жизни – след забвенья.
Мой брат, скажи, откуда мы? –
Несемся Светом из Галактик!
Или ползем из пасти тьмы –
Холодной, чавкающей гати?..
Но тьма не наших душ удел,
Внутри мерцает блик надежды!
Кто Прометеем вмиг сгорел,
Тот был зажжен Огнем Безбрежным.
Пронизывая пустоту
И расщепляя тьму на атом,

Бредем по Млечному мосту –
В иных мирах открыть фарватер.
Скажи, мой брат, мы не одни
В Пространстве этом бесконечном?!
Здесь, на Земле, сочтем все дни
И снова в Путь, в Порядке Млечном!
К Огню, что не испепелил,
А Жизнь зачал, вздохнув ВСЕЛЕННО,
И миллиарды Звезд – Светил,
Родившись, вспыхнули мгновенно!
И тот Огонь, что в нас горит,
Мы пронесем в Пространстве – Светом!
Как будет Млечный Путь покрыт,
Мы вновь вернемся за ответом! –
Скажи, мой брат, откуда мы?..

(А. Галлицкий.)


Урок 4. Мир глазами географа

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с наукой географией, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с глобусом и картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, физическая карта; дидактическая игра «Домино и астрономия» (4 комплекта), карточки с текстами; разрезанные карты Восточного полушария (3 комплекта)

Основные
понятия

География, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Подумайте, кто мог написать такое стихотворение?

География – наука из наук, замечательная,

Интересная, полезная и увлекательная!

Убедила нас она, что Земля

И кругла, многообразна и чудес полным-полна!

Всё теперь мы знаем и про реки, про моря –

И про устья и истоки и какая глубина!

Всё про горы и равнины изучили мы, дивясь,

Чудесами восхищались, откровенно, не таясь!

А про страны, континенты, про народы, города

Столько мы всего узнали... Закружилась голова!

Географией «болею», трудно дома мне сидеть,

Путешественником стану, мир хочу я посмотреть!

– Такое стихотворение мог написать только будущий географ. Вот его-то «глазами» мы и посмотрим на мир сегодня на уроке

Слушают, принимают участие в диалоге.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

Дидактическая игра «Домино и астрономия»

– Как правильно наблюдать звездное небо?

– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

– Что вы о них знаете?

Предлагает три комплекта карточек

Отвечают на вопросы. делятся на
3 команды.

Побеждает
команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; адекватно воспринимают информацию.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельнос-

Устные ответы,

выполненные задания

III. Изучение нового материала

Работа
над темой «Глобус».











Загадки.

– Что же изучает наука география?

– Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». слово «география» образовалось из двух слов: «ге» – земля и «графо» – пишу. Интересно, что «ге» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню земли.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

– Послушайте внимательно загадки . Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.









Отгадывают загадки.

фронтальная

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



















Работа
по учебнику.

путешествовать по планете.

– Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

– Какую форму имеет глобус?

– Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар». Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

– Какую он имеет окраску? И почему?

– Почему глобус называют «мяч в сетке»?

– Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

– Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем в учебнике (с. 24).

– Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

– Как назвал он свое изобретение?

– Чем глобус М. Бехайма отличается от современного?


Рассматривают глобус.

Отвечают
на вопросы учителя.














самостоятельно читают текст.


ти, осуществляют поиск средств их достижения.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7


Пауза психологической разгрузки.

Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия).

читает текст .

Слушают.










Работа
над темой «Географическая карта»

– Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

– Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

– Нужен другой помощник. Что это?

Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

– С какими видами географических карт вы уже знакомы?

– Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

предлагает мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

Демонстрирует карту полушарий.

– Совсем не случайно такое изображение называют «карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике
(с. 26, 27) и на доске






Отвечают
на вопросы учителя.




Рассматривают карту полушарий


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Работа
по учебнику
(с. 23).




Работа
с настенной картой.




Самостоятельная
работа.

– Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?





– Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.




1. Дополнить текст:

Модель Земли называют… . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют… . На физической карте синим цветом обозначена… , коричневым, желтым, зеленым – … , белым – … . Каждая карта имеет свой… . Если работаешь у настенной карты, стой… , когда держишь указку в правой руке, и… , когда указка в левой.

2. Собрать полушарие. Назвать географические
объекты.

Устанавливают сходство и различие глобуса и карты полушарий.

выходят к доске и на настенной карте показывают материки
и океаны.


Вписывают
недостающие слова.





Собирают
разрезанную по экватору
и меридианам карту Восточного полу-

Групповая, фронтальная.










Индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Устные ответы, выполненные задания

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7






Задания
из электронного приложения к учебнику





Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

шария, записывают его материки
и океаны.

Выполняют
задания


Личностные:

осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело


V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что нового узнали?

– Полезным будет для вас изученный материал в будущем?

– Какую он имеет практическую направленность?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– какие задания выполнять было легко?

– как оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 29).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2

Слушают, уточняют
задания

индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных

задач

Задания

Ресурсный материал

Загадки

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками… (глобус).

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно –

На одном листе бумажном.

(Географическая карта.)

Пауза психологической разгрузки

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Карточки к игре «Домино и астрономия»

Земля

созвездие Большой Пес

звезда Сириус

созвездие Плеяды

маленький ковшик
из нескольких звездочек

Луна

спутник Земли

самая большая планета

Юпитер

планета с «кольцами»

Сатурн

самая маленькая планета

Плутон

созвездие
Малая Медведица

звезда Полярная

наша Галактика

Млечный путь

звезда Альдебаран

созвездие Телец

третья планета от Солнца


Урок 5. Мир глазами историка

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с наукой историей, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса
к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами; индивидуальные карточки с заданиями; кроссворд

Основные
понятия

История, историк, исторические источники, архивы, экспонаты

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– какая наука сегодня поможет провести урок?

На доске:

ис ’ия

– сегодня познакомимся с наукой историей. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка


Слушают, принимают участие в диалоге.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.

– Что изучает география?

– Какие виды географических карт вы знаете?

– Расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.

– Как выглядела первая географическая карта?

Отвечают
на вопросы учителя.


Фронтальная, индивидуальная,

Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулиру-

Устные ответы,

карточки

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7




Кроссворд

Предлагает некоторым учащимся по выбору выполнить задания по карточкам .

– Узнайте материки по контурам, запишите их названия в кроссворд, и тогда сможем прочитать ключевое слово

Выполняют
задания.

Отгадывают кроссворд

коллективная

ют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; используют знаково-символические средства представления информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.


III. Изучение нового материала

Рассказ учителя.

– В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество.

У человечества тоже есть биография – это история.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

– Что же изучает история?

Внимательно слушают.












Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы,

записи
в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7



– История – это дорога во времени. Она уходит
в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

предлагает рассмотреть схему:

– Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

– Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

– Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древ-










Рассматривают схему.






Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.


Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; ставят вопросы; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравст-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7










Работа
по учебнику

них людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

– О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» (с. 37–40).

предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки









читают, рассматривают иллюстрации
(с. 39, 40)


венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям


IV. Практическая деятельность





Дидактическая игра «Исторические источники».



Задания
из электронного прило-

– Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

– Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Предлагает ученикам правильно их распределить по группам.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Учащиеся высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы.

Ученик прикрепляет карточку к доске, объясняя свой выбор.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Устные ответы,

выполненные

задания

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


жения к учебнику




Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; замечают допущенные ошибки


V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Что такое история?

– Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

– Приведите примеры исторических источников.

– Кто-нибудь из вас захотел связать свою будущую профессию с историей?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 41).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 35–41. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

Индивидуальные карточки

1. Заполни пробелы в предложениях:

Условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому, – … (меридиан).

Самая большая параллель – … (экватор), делит земной шар на Северное и Южное… (полушария).



2. Выбери, подчеркнув, верное высказывание:

1) Модель Земли – это…

а) глобус; б) схема; в) карта.

2) Наука о Земле – это…

а) астрономия; б) география; в) история; г) физика.

Кроссворд

Ответы:

1. Африка. 4. Антарктида.

2. Евразия. 5. Австралия.

3. Южная Америка. 6. Северная Америка.

Ключевое слово: Экватор.

Урок 6. Когда и где?

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление», определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию умения работать с исторической картой, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с исторической картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный, поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://audiostars.org/?mp3

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карточки с новыми словами; таблица римских цифр, исторические карты; «лента времени»; отрывной настенный календарь

Основные
понятия

Век, тысячелетие, летосчисление

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного материала

звучит отрывок из песни о времени (к кинофильму «Стрелы Робин Гуда») в исполнении Владимира Высоцкого.

– Здравствуйте, юные историки! Сегодня нас ждет путешествие в глубь времен, и мы узнаем, почему историки так часто задают вопросы «Где?» и «Когда?»

Слушают учителя.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный
опрос.


Кроссворд

– Что изучает история?

– Приведите известные вам примеры исторических памятников.

– Что такое исторические источники?

– Какие исторические источники вам известны?

– Как работают археологи?

Предлагает разгадать кроссворд

Отвечают
на вопросы учителя.




Отгадывают кроссворд

Фронтальная, коллективная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учеб-

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

Беседа по теме урока.















Работа
по учебнику
(с. 42, 43).

– Этот исторический термин поможет нам совершить путешествие в глубь времен. Мы узнаем, как велось летосчисление в давние времена.

– Перед нами отрывной календарь. В нем можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года – Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы. Какой вопрос можно задать к этим предложениям?

– Что общего у этих вопросов?

– Что мы называем, отвечая на эти вопросы?

– А как быть, если событие произошло сотни, тысячи лет назад? На помощь нам приходят новые слова: «век» и «тысячелетие». Сколько лет составляет век?

– Сколько лет составляет тысячелетие?

– Сколько веков в тысячелетии?

– В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы. Рассмотрите ленту цифр
в учебнике (с. 42). В верхнем ряду записаны арабские цифры, а в нижнем – римские.

– Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как разные народы вели счет лет.

показывает рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека.

– У разных народов был разный счет лет – летосчисление .

Слушают учителя.

Отвечают
на вопросы.













Рассматривают ленту цифр, иллюстрации в учебнике.


Подготовленный ученик рассказывает об истории обозначения

Фронтальная, индивидуальная

нике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7











Загадка.






Работа
с исторической картой

предлагает учащимся прочитать последний абзац
в учебнике (с. 43) о том, как узнать по году исторической даты век.

– Сколько лет длится I век нашей эры?

– Когда начинается II век?

– А когда он завершается?

– В каком веке мы с вами живем?

– Так почему же историки задают вопрос «когда»? Что они хотят знать?

Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя. в реках, морях воды нет.

– Что это?

– Мы открываем следующую страницу урока «Карта-помощница». Какие виды карт вы уже знаете, о чем они могут рассказать?

– Что помогает нам ориентироваться по карте?

– Сегодня мы познакомимся с другим видом карт – исторической картой. Рассмотрите историческую карту «Взятие Измаила» в учебнике (с. 45). Какие условные обозначения вам уже знакомы?

– Изучите условные обозначения этой карты. Что в ней особенного?

– Что на исторических картах является главным? Что рассказывает историческая карта?

– Почему же историки задают вопрос «где»?

летосчисления римскими цифрами.













читают статью и рассматривают «ленту времени»
в учебнике
(с. 44–45).

Отвечают
на вопросы

Рассматривают карту, выполняют задания


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию
к работе на результат


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Составление рассказа
по исторической карте
в учебнике.






Проверочная работа
(по карточкам).




предлагает учащимся рассказать по исторической карте, как происходило взятие крепости Измаил русскими войсками, используя вопросы:

1) Где расположена крепость?

2) Как она обороняется изнутри?

3) Сколько входов в крепость? Назови их.

4) Какой вид войска обороняет крепость со стороны реки Дунай?

5) Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия русского войска.

1. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание:

«Для обозначения дат событий используются слова: сто лет – … (век), а десять веков – … (тысячелетие). События, случившиеся позднее даты рождения Иисуса Христа, относятся к… (нашей) эре. О том, что произошло раньше этого времени, мы говорим, что это случилось… (до нашей эры). В истории годы принято обозначать с помощью… (арабских) цифр, а века – с помощью… (римских) цифр. Помощницей при изучении истории служит… (историческая) карта».

2. Узнай по году век:

1) Первое упоминание о Москве – 1147 год – … век.

2) Основание Санкт-Петербурга – 1703 год – … век.

3) Крещение Руси, принятие христианства – 988 год –

… век.

Составляют устные рас-сказы.








Выполняют работу письменно, сдают на проверку.







Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника), логические действия.

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; слушают учителя.

Личностные: оценивают усваиваемое

Устные рассказы, пись-

менные

работы.














Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7






Задания
из электронного приложения к учебнику

4) Отечественная война с войсками императора Наполеона – 1812 год – … век.

5) Принятие нового летосчисления от Рождества Христова в России – 1700 год – … век.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации





Выполняют
задания



содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям





Выполненные задания

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Какое летосчисление принято сейчас в России
и других странах?

– Какую помощь оказывает историческая карта при изучении исторических событий?

– Наш урок подходит к концу. Но мы еще должны «расшифровать» древнюю запись на бересте, используя подсказку.

Отвечают
на вопросы.

читают вывод в учебнике (с. 46).


читают: «Молодцы!»

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; следуют в поведении моральным нормам

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



– Действительно, вы молодцы! Работали дружно, активно





VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 42–46. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, с. 46

Слушают, уточняют
задания

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания

Ресурсный материал

кроссворд

1. Первый в России музей.

2. Специалист по истории.

3. Хранилище документов.

4. Древние записи о событиях, которые велись год за годом.

5. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком-нибудь.

Ответы: 1. Кунсткамера. 2. Историк. 3. Архив. 4. Летопись. 5. Памятник.

Ключевое слово: летосчисление.

О летосчислении

Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона.

Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима.

В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам.

Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Это было очень неудобно. Люди испытывали трудности при подсчете лет. Тогда христианская церковь предложила создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий – вторым и т. д.». Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».

Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!