СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Очистка сточных вод"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока показывает межпредметные связи физики и химии. Отрабатывает приемы и способы развитие мышления и обобщения знаний с помощью читальской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Очистка сточных вод"»

Класс: 9 «З»


Тема урока: «Очистка сточных вод»

Разделы: Химия, Физика, История, Биология, География

Урок ведут:

Томилова М.В., учитель химии

Кормишина Е.Г., учитель физики

Время урока: 80 мин.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, химические стаканы, стеклянная палочка, фильтр, вода с примесями песка и глины.

Используемые программы: Google form.Ppt.,

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Подготовка учащихся к уроку.

Подготовка к этому уроку проходит заранее – об этом объявляется за две–три недели.

В классе формируется группа учащихся, которая будет работать над проектом “Очистные сооружения города Тюмени”. Четыре ученика получают индивидуальные задания. Темы сообщений: “История очистки сточных вод”, “Загрязнение гидросферы Земли”.

Задачи урока. Развитие функциональной грамотности на уроках химии, физики.

Образовательные

-Обобщить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни планеты, о физических свойствах воды;

-Повторить основные части гидросферы Земли;

-Рассмотреть области использования воды в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту. Ввести понятия “сточные воды”, “абсорбенты”;

-Показать необходимость очистки сточных вод. Рассмотреть схему очистки воды на примере очистных сооружений города Тюмени;

-Дать понятие об источниках и видах загрязнения Мирового океана;

-Рассмотреть зависимость свойств воды от её агрегатного состояния.

Ценностные отношения

-Формировать ориентацию на применение знаний из социальных естественных наук для решения задач в области окружающей среды;

-Планирование поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды;

-осознание глобального характера экологических проблем и пути их решения;

- Активное непринятие действий, приносящий вред окружающей среды;

-Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к предмету;

-Выработать чувство ответственности;

-Воспитать культуру работы в группах;

-Совершенствовать трудовые навыки.

Развивающие

-Развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей (химия, физика, экология, биология, география);

-Развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, речь;

-Развивать функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Презентация.

  2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности (слайды № 1–5).

  3. Изучение новой темы (слайды № 6–10).

  4. Лабораторный опыт (слайд №11). Выступление учащихся, работающих над проектом.

  5. Подведение итогов занятия (слайд № 18).

  6. Домашнее задание (слайд № 19).


Слайд

Содержание деятельности учителя и учеников

1. Тема урока: “Вода в природе. Очистка сточных вод”


2. Эпиграф: “...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь…”.Антуан де Сент-Экзюпери

Мне бы хотелось начать урок с эпиграфа.



Учитель: Посмотрите на слайд. Вы видите картинки. Посмотрите внимательно и сформулируйте тему нашего урока. Ученики формулируют тему «Очистка сточных вод».

Учитель: Молодцы! Действительно, сегодня речь пойдёт о самом распространённом веществе на нашей планете, о воде. (Ученики записывают тему в тетради)

- Какие задачи вы поставите перед собой? (Ученики формулируют задачи, учитель обобщает и дополняет)

3. Актуализация знаний

Используя знания, полученные на уроках химии, физики, географии и биологии, ученики вместе с учителем называют Формулу воды, её молекулярный состав, Учитель химии:

Вода содержится во всех живых организмах. Нормальное содержание воды в теле человека 65 %. При потере 10–12% влаги человеку грозит гибель. В теле рыб воды 80%, в медузе – 95%определяют относительную атомную массу.

Дают характеристики воды: формула, качественный и количественный состав, определяют массовые доли химических элементов ( в процентах)

Рассчитывают массу воды в своём теле по предложенной формуле.

Учитель физики: Ребята вы молодцы! Вспомнили про воду с точки зрения химии, а теперь мы с вами вспомним с точки зрения физики. И так, перечислите, пожалуйста, основные физические свойства воды.

Ученики перечисляют (Агрегатные состояния: пар, вода, лёд)

Называют особенности в молекулярном строении. Называют основные свойства вещества в разных агрегатных состояниях.

Вспоминают о температуре кипения-100 градусов Цельсия, при нормальном атмосферном давлении. Называют температуру плавления=0 градусов Цельсия при нормальном атмосферном давлении. Дают определения кипение, плавление, температура кипения, температура плавления. Вспоминают о плотности вещества 1000 кг/м3.-вода,900 кг/м3-лёд.

Дают определение удельной теплоёмкости вещества. Называют численное значение воды, как наибольшее значение 4200Дж/кг*С

Приводят примеры высокой теплопроводности. Вспоминают о парообразовании. Называют значение L=2,3*106Дж/кг .Говорят о том, что вода является прекрасным растворителем.

Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах. Пресная вода находится, главным образом, в ледниках, а также в реках и озёрах. В атмосфере содержится 14 тыс. км3 водяного пара. Кроме того, вода входит в состав многих минералов, в частности глин.

4.Работа с текстом (Читательская грамотность)

Очистка сточных вод. Индивидуальная работа. Выполняют задание1.Заполняют таблицу. Выписать пять фактов, которые отражают основную идею текста. Задание 2. На основе информации из текста выявите причины и следствия ухудшения гигиенического состояния городов и в Средневековье. Заполняют таблицу. Представляют результат . Комментирую и дополняют друг друга.

5.Анкета опрос «Качество воды». Физкультминутка.

Проходят по QR -коду на сайт гугл- формы

6.Роль воды в жизни людей

Сообщение учащихся: Сегодня учёных, да и всех людей планеты беспокоит будущее водных ресурсов. Анализ водной проблемы показывает, что при условии рационального и комплексного использования водных источников, сбережения их от загрязнения и управления круговоротом воды существующее её количество в природе должно обеспечивать потребность людей.

В наши дни всё возрастающие сбросы нефти, нефтепродуктов, радиоактивных продуктов распада и других вредных химических веществ особенно усилили загрязнение морей и океанов. Загрязнения вызывают нарушения веками сложившееся биологическое равновесие Мирового океана.

В водоёмах нарушается система окислительно - восстановительных процессов, накапливаются соединения сероводорода, аммиака и др. Происходит перестройка биоценозов, наступает “цветение” воды, вода приобретает плохой вкус, запах, содержание кислорода уменьшается.

Ежегодно в гидросферу сбрасывается около 6*1011 т промышленных и бытовых стоков, около 1010 т нефти и нефтепродуктов. От 2 до 4% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов покрыто нефтяной плёнкой. Реки, озёра, моря становятся непригодными не только для их законных обитателей, но и для людей

7. Проблемный вопрос: “Какие способы очистки вы знаете?»

Учащиеся размышляют над поставленным вопросом, выдвигают гипотезы и приходят к выводу о том, какими способами можно очистить сточные воды.

11. Лабораторный опыт “Очистка воды от примесей песка и глины”.

Ученики работают в группах:

группы учащихся очищает воду с помощью метода отстаивания и фильтрование



Вывод, к которому приходят ученики вместе с учителем: большинство методов утилизации являются физико-химическими (поглощение нефти с помощью абсорбентов, затопление нефти мелом или гипсом).

Есть и другие способы утилизации нефти. Например, использование буёв, ограничивающих дальнейшее растекание пятен. Сначала пятно окружают такими буями, а затем нефть откачивают оттуда в специальные контейнеры. Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы “Дженерал электрик” создан супермикроб, способный расщеплять молекулы углеводородов.


Работа в группах 5-6 чел. Выступление учащихся, работающих над текстом, схемой. Составление рейтингов способов очистки сточных вод от наиболее дешевого к самому дорогому, с приведением не менее двух аргументов для обоснования.

Вводится определение сточных вод , работа с глоссарием. Заполняют таблицу на соответствие. Сточные воды – это те воды, которые возвращаются в окружающую среду после своего использования (например: канализационные воды, сбросы промышленных предприятий). В ходе их выступления, остальные ученики знакомятся с очисткой сточных вод в нашем городе. Очистка сточных вод включает узел механической очистки, узел биологической очистки, узел дезинфекции очищенной воды.

Механическая очистка заключается в удалении из сточных вод крупных отбросов, песка и части взвешенных веществ. Механическая очистка предшествует биологической. В процессе биологической очистки из сточной жидкости удаляются растворённые, коллоидные и оставшиеся после механической очистки взвешенные вещества. Узел дезинфекции предназначен для обеззараживания очищенной воды гипохлоритом натрия. После обеззараживания вода стекает в реку Шачу.

Основное сооружение биологической очистки сточных вод – аэротенки. Жидкость в аэротенке, очищается активным илом, который представляет собой сложный биоценоз различных организмов. Активный ил и биоплёнка при нормальной работе очистных сооружений состоит из скоплений бактерий, среди которых развиваются в очень незначительном количестве нитчатые бактерии, отдельные нити грибов, актиномицеты, дрожжи, бесцветные жгутиковые, различные виды корненожек, инфузорий, коловраток и червей, а в редких случаях и клещи.

Источником питания организмов активного ила служат загрязнения сточных вод. Для снабжения организмов активного ила кислородом жидкость аэрируют. Воздух, подаваемый в аэротенки, выполняет и другую функцию: он перемешивает содержимое аэротенка, тем самым ускоряя процесс очистки и препятствуя осаждению ила.

Тип аэротенка, технологический режим работы, химический состав поступающей сточной воды оказывают большое влияние на формирование биоценоза аэротенка. Биоценоз аэротенка менее разнообразен, чем биоценозы водоёмов. В аэротенке, как правило, отсутствуют водоросли и насекомые, весьма ограниченно представлены черви и членистоногие, состав простейших беднее, чем в водоёмах.

Бактериальный состав активного ила в очень большой степени зависит от химического состава очищаемых сточных вод.

Вывод: Рост водопотребления приводит к увеличению количества сточных вод. Вода, используемая на нужды промышленности, коммунального и сельского хозяйства, не только сама загрязняется, но, попадая в водоёмы, загрязняет их, снижая самоочистительную способность водоёмов. Проблема защиты водоёмов от загрязнений и сохранения водных ресурсов планеты стала одной из самых важных проблем для любой страны мира. Узнали о способах очистки воды. Человек должен грамотно использовать ресурсы планеты.

18. Работа с диаграммой по опросу анкеты.

Подведение итогов работы на уроке.

19. Домашнее задание.

Продолжить работу над проектом, оформить проект “Очистные сооружения г. Тюмени” (для учащихся, работающих над проектом)

Подготовить сообщения по теме “Запасы воды в Тюменской области”

20. Рефлексия

Предложения ддетей



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!