Класс: 9 «З»
Тема урока: «Очистка сточных вод»
Разделы: Химия, Физика, История, Биология, География
Урок ведут:
Томилова М.В., учитель химии
Кормишина Е.Г., учитель физики
Время урока: 80 мин.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, химические стаканы, стеклянная палочка, фильтр, вода с примесями песка и глины.
Используемые программы: Google form.Ppt.,
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Подготовка учащихся к уроку.
Подготовка к этому уроку проходит заранее – об этом объявляется за две–три недели.
В классе формируется группа учащихся, которая будет работать над проектом “Очистные сооружения города Тюмени”. Четыре ученика получают индивидуальные задания. Темы сообщений: “История очистки сточных вод”, “Загрязнение гидросферы Земли”.
Задачи урока. Развитие функциональной грамотности на уроках химии, физики.
Образовательные
-Обобщить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни планеты, о физических свойствах воды;
-Повторить основные части гидросферы Земли;
-Рассмотреть области использования воды в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту. Ввести понятия “сточные воды”, “абсорбенты”;
-Показать необходимость очистки сточных вод. Рассмотреть схему очистки воды на примере очистных сооружений города Тюмени;
-Дать понятие об источниках и видах загрязнения Мирового океана;
-Рассмотреть зависимость свойств воды от её агрегатного состояния.
Ценностные отношения
-Формировать ориентацию на применение знаний из социальных естественных наук для решения задач в области окружающей среды;
-Планирование поступков и оценка их возможных последствий для окружающей среды;
-осознание глобального характера экологических проблем и пути их решения;
- Активное непринятие действий, приносящий вред окружающей среды;
-Воспитывать активность, самостоятельность, интерес к предмету;
-Выработать чувство ответственности;
-Воспитать культуру работы в группах;
-Совершенствовать трудовые навыки.
Развивающие
-Развивать познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей (химия, физика, экология, биология, география);
-Развивать логическое мышление учащихся, внимание, память, речь;
-Развивать функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность учащихся.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Презентация.
Постановка цели и мотивация учебной деятельности (слайды № 1–5).
Изучение новой темы (слайды № 6–10).
Лабораторный опыт (слайд №11). Выступление учащихся, работающих над проектом.
Подведение итогов занятия (слайд № 18).
Домашнее задание (слайд № 19).
Слайд | Содержание деятельности учителя и учеников |
1. Тема урока: “Вода в природе. Очистка сточных вод” | |
2. Эпиграф: “...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь…”.Антуан де Сент-Экзюпери | Мне бы хотелось начать урок с эпиграфа. Учитель: Посмотрите на слайд. Вы видите картинки. Посмотрите внимательно и сформулируйте тему нашего урока. Ученики формулируют тему «Очистка сточных вод». Учитель: Молодцы! Действительно, сегодня речь пойдёт о самом распространённом веществе на нашей планете, о воде. (Ученики записывают тему в тетради) - Какие задачи вы поставите перед собой? (Ученики формулируют задачи, учитель обобщает и дополняет) |
3. Актуализация знаний | Используя знания, полученные на уроках химии, физики, географии и биологии, ученики вместе с учителем называют Формулу воды, её молекулярный состав, Учитель химии: Вода содержится во всех живых организмах. Нормальное содержание воды в теле человека 65 %. При потере 10–12% влаги человеку грозит гибель. В теле рыб воды 80%, в медузе – 95%определяют относительную атомную массу. Дают характеристики воды: формула, качественный и количественный состав, определяют массовые доли химических элементов ( в процентах) Рассчитывают массу воды в своём теле по предложенной формуле. Учитель физики: Ребята вы молодцы! Вспомнили про воду с точки зрения химии, а теперь мы с вами вспомним с точки зрения физики. И так, перечислите, пожалуйста, основные физические свойства воды. Ученики перечисляют (Агрегатные состояния: пар, вода, лёд) Называют особенности в молекулярном строении. Называют основные свойства вещества в разных агрегатных состояниях. Вспоминают о температуре кипения-100 градусов Цельсия, при нормальном атмосферном давлении. Называют температуру плавления=0 градусов Цельсия при нормальном атмосферном давлении. Дают определения кипение, плавление, температура кипения, температура плавления. Вспоминают о плотности вещества 1000 кг/м3.-вода,900 кг/м3-лёд. Дают определение удельной теплоёмкости вещества. Называют численное значение воды, как наибольшее значение 4200Дж/кг*С Приводят примеры высокой теплопроводности. Вспоминают о парообразовании. Называют значение L=2,3*106Дж/кг .Говорят о том, что вода является прекрасным растворителем. Основные запасы воды на Земле сосредоточены в морях и океанах. Пресная вода находится, главным образом, в ледниках, а также в реках и озёрах. В атмосфере содержится 14 тыс. км3 водяного пара. Кроме того, вода входит в состав многих минералов, в частности глин. |
4.Работа с текстом (Читательская грамотность) | Очистка сточных вод. Индивидуальная работа. Выполняют задание1.Заполняют таблицу. Выписать пять фактов, которые отражают основную идею текста. Задание 2. На основе информации из текста выявите причины и следствия ухудшения гигиенического состояния городов и в Средневековье. Заполняют таблицу. Представляют результат . Комментирую и дополняют друг друга. |
5.Анкета опрос «Качество воды». Физкультминутка. | Проходят по QR -коду на сайт гугл- формы |
6.Роль воды в жизни людей | Сообщение учащихся: Сегодня учёных, да и всех людей планеты беспокоит будущее водных ресурсов. Анализ водной проблемы показывает, что при условии рационального и комплексного использования водных источников, сбережения их от загрязнения и управления круговоротом воды существующее её количество в природе должно обеспечивать потребность людей. В наши дни всё возрастающие сбросы нефти, нефтепродуктов, радиоактивных продуктов распада и других вредных химических веществ особенно усилили загрязнение морей и океанов. Загрязнения вызывают нарушения веками сложившееся биологическое равновесие Мирового океана. В водоёмах нарушается система окислительно - восстановительных процессов, накапливаются соединения сероводорода, аммиака и др. Происходит перестройка биоценозов, наступает “цветение” воды, вода приобретает плохой вкус, запах, содержание кислорода уменьшается. Ежегодно в гидросферу сбрасывается около 6*1011 т промышленных и бытовых стоков, около 1010 т нефти и нефтепродуктов. От 2 до 4% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов покрыто нефтяной плёнкой. Реки, озёра, моря становятся непригодными не только для их законных обитателей, но и для людей |
7. Проблемный вопрос: “Какие способы очистки вы знаете?» | Учащиеся размышляют над поставленным вопросом, выдвигают гипотезы и приходят к выводу о том, какими способами можно очистить сточные воды. |
11. Лабораторный опыт “Очистка воды от примесей песка и глины”. | Ученики работают в группах: группы учащихся очищает воду с помощью метода отстаивания и фильтрование Вывод, к которому приходят ученики вместе с учителем: большинство методов утилизации являются физико-химическими (поглощение нефти с помощью абсорбентов, затопление нефти мелом или гипсом). Есть и другие способы утилизации нефти. Например, использование буёв, ограничивающих дальнейшее растекание пятен. Сначала пятно окружают такими буями, а затем нефть откачивают оттуда в специальные контейнеры. Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы “Дженерал электрик” создан супермикроб, способный расщеплять молекулы углеводородов. |
| Работа в группах 5-6 чел. Выступление учащихся, работающих над текстом, схемой. Составление рейтингов способов очистки сточных вод от наиболее дешевого к самому дорогому, с приведением не менее двух аргументов для обоснования. Вводится определение сточных вод , работа с глоссарием. Заполняют таблицу на соответствие. Сточные воды – это те воды, которые возвращаются в окружающую среду после своего использования (например: канализационные воды, сбросы промышленных предприятий). В ходе их выступления, остальные ученики знакомятся с очисткой сточных вод в нашем городе. Очистка сточных вод включает узел механической очистки, узел биологической очистки, узел дезинфекции очищенной воды. Механическая очистка заключается в удалении из сточных вод крупных отбросов, песка и части взвешенных веществ. Механическая очистка предшествует биологической. В процессе биологической очистки из сточной жидкости удаляются растворённые, коллоидные и оставшиеся после механической очистки взвешенные вещества. Узел дезинфекции предназначен для обеззараживания очищенной воды гипохлоритом натрия. После обеззараживания вода стекает в реку Шачу. Основное сооружение биологической очистки сточных вод – аэротенки. Жидкость в аэротенке, очищается активным илом, который представляет собой сложный биоценоз различных организмов. Активный ил и биоплёнка при нормальной работе очистных сооружений состоит из скоплений бактерий, среди которых развиваются в очень незначительном количестве нитчатые бактерии, отдельные нити грибов, актиномицеты, дрожжи, бесцветные жгутиковые, различные виды корненожек, инфузорий, коловраток и червей, а в редких случаях и клещи. Источником питания организмов активного ила служат загрязнения сточных вод. Для снабжения организмов активного ила кислородом жидкость аэрируют. Воздух, подаваемый в аэротенки, выполняет и другую функцию: он перемешивает содержимое аэротенка, тем самым ускоряя процесс очистки и препятствуя осаждению ила. Тип аэротенка, технологический режим работы, химический состав поступающей сточной воды оказывают большое влияние на формирование биоценоза аэротенка. Биоценоз аэротенка менее разнообразен, чем биоценозы водоёмов. В аэротенке, как правило, отсутствуют водоросли и насекомые, весьма ограниченно представлены черви и членистоногие, состав простейших беднее, чем в водоёмах. Бактериальный состав активного ила в очень большой степени зависит от химического состава очищаемых сточных вод. Вывод: Рост водопотребления приводит к увеличению количества сточных вод. Вода, используемая на нужды промышленности, коммунального и сельского хозяйства, не только сама загрязняется, но, попадая в водоёмы, загрязняет их, снижая самоочистительную способность водоёмов. Проблема защиты водоёмов от загрязнений и сохранения водных ресурсов планеты стала одной из самых важных проблем для любой страны мира. Узнали о способах очистки воды. Человек должен грамотно использовать ресурсы планеты. |
18. Работа с диаграммой по опросу анкеты. | Подведение итогов работы на уроке. |
19. Домашнее задание. | Продолжить работу над проектом, оформить проект “Очистные сооружения г. Тюмени” (для учащихся, работающих над проектом) Подготовить сообщения по теме “Запасы воды в Тюменской области” |
20. Рефлексия | Предложения ддетей |