СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия."

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия."»

Технологическая карта урока по БЖ

Дата проведения: 14.09.2020.

Раздел: Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Тема урока: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Класс: 8а

Цель урока: Изучить понятие о пожарах в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

I. Образовательные задачи (предметные):

  1. Ознакомить с общим понятием пожары;

  2. Изучить причины пожаров в жилых и общественных зданиях;

  3. Изучить последствия пожаров в жилых и общественных зданиях;

II. Развивающие задачи (личностные):

1. Развитие умения обобщать, сравнивать, логически излагать свои мысли.

2. Развить умение анализировать полученную информацию и делать выводы.

III. Воспитательные задачи (метапредметные):

  1. Воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  2. Воспитать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения

Место проведения: Кабинет 112

Оборудование: тетрадь, учебник Смирнов, Хренников, видеоролик «https://yandex.ru/video/preview?filmId=87099262439331285&parent-reqid=1600081130344134-604757741057309849400277-production-app-host-man-web-yp-139&path=wizard&text=видео+на+тему+Пожары+в+жилых+и+общественных+зданиях%2C+их+причины+и+последствия.&wiz_type=vital», «https://www.youtube.com/watch?v=ZC4-Q0sykiw», раздаточный материал(тест)

Учитель: Усова Полина Александровна


Содержание

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения*

Подготовительная часть

Организационный момент




















Постановка темы и цели урока








5 мин

1 мин




3, 5 мин















30 сек







Приветствие,
проверка явки учащихся,
заполнение учителем классного журнала.


Давайте вспомним материал прошлого года, по нашей теме и устно ответьте на вопросы:

1.В чем заключается значение огня в жизни человека?

2.Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.

3.Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

4.Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.







Открываем учебник на странице 6.



Тема урока: Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Цель урока: Изучить понятие о пожарах в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.


Приветствие учителя.





Слушают

Отвечают на вопросы















Открывают учебник


Записывают тему урока

ПУУД Формирование познавательного интереса к занятиям безопасности жизнедеятельности.

РУУД Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление к ее выполнению.

КУУД Готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение.

ЛУУД Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; умение проявлять дисциплинированность

Основная часть

Изучение нового материала. 36 мин


2 мин









1 мин


1 мин
































1 мин


























1 мин


























1 мин
































1 мин


































1 мин

































7 мин




































































4 мин





1 мин

























10 мин



5 мин

Ребята, как вы думаете, что такое пожар? Дайте мне определение.

Давайте запишем это определение.

Пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.


Итак, как вы думаете, как раньше человек добывал огонь?

Артем, прочитай нам об этом информацию из первых двух абзацах.































Сегодня вы представляете свою жизнь без огня?

Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

На протяжении всего существования цивилизации человек постоянно расширял возможности использования огня для удовлетворения своих потребностей, совершенствовал систему управления огнем и обеспечения своей безопасности от него. Но и по сей день возникают ситуации, когда огонь выходит из-под контроля человека, и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку, что ведет к пожару.

Вероника, прочитай нам пожалуйста информацию под заголовком «Запомните», «Внимание».























Теперь давайте вспомним исторические факты. И начнет нам их читать Виктор.






























Спасибо Виктор.

Костя продолжает
































Спасибо Костя.

Продолжает Анастасия































Спасибо Настя.


Итак, давайте запишем наиболее распространенные причины пожаров в быту

Неосторожное обращение с огнем:

-бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;

-разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;

-отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;

-подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;

-чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;

-небрежное хранение горючих жидкостей;

-применение для освещения открытого огня.


Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:

-перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;

-повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;

-оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;

-расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);

-нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей;

-эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.


Неправильная эксплуатация печного отопления:

-неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;

-своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;

-установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;

-оставление топящейся печи без присмотра; применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.


Шалости детей:

-игра со спичками;

-разведение костров в подвалах и на чердаках;

-поджог тополиного пуха в летнее время; нарушение правил обращения с пиротехникой.


Теперь давайте посмотрим видеоролик «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия».


Лаура, прочитай нам пожалуйста статистику






















Спасибо Лаура.

Давайте посмотрим еще один видеоролик на тему: «пожары в жилых помещениях».


Теперь проверим ваши знания, решите пожалуйста тест. (Приложение 1) Приготовьте листочки и сдайте их в конце урока.


Отвечают


Записывают определение







Отвечают


Артем: «Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические1 находки свидетельствуют о том, что природный огонь использовали люди (синантропы), жившие около 46—230 тыс. лет тому назад. Позднее, примерно более 10 тыс. лет до н. э., люди научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В период железного века (начало 1 тыс. лет до н. э.) человек стал добывать огонь высечением искр из кремния при помощи огнива — железной или стальной пластинки.

При помощи кремния и огнива человек добывал огонь до тех пор, пока не научился делать спички (их начали изготавливать в период 1830—1855 гг.). Так постепенно человек овладевал величайшей силой природы — огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать этот процесс).»


Отвечают


Слушают
























Вероника: «Запомните!

Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность.

Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.

Внимание!

Пожары возникают чаще всего там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из-под его контроля.»


Исторические факты

В период с 1860 по 1910 гг. только в европейской части России было зарегистрировано 2 млн пожаров, которыми было уничтожено свыше 6,5 млн крестьянских дворов; ущерб оценивался в несколько миллиардов рублей золотом. В период с XII по XIX в. Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевский2 писал, что пожары в Москве были привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно. Если пожар истреблял сотню или две домов, о нем и не говорили много. Только тот пожар считался в Москве большим, в пламени которого уничтожались по крайней мере 7—8 тыс. домов.

Самый большой пожар в Москве был в сентябре 1812 г., когда в оставленный русскими войсками город вошла Великая армия французского императора Наполеона I. Пожар длился трое суток и уничтожил три четверти городских строений.


В 1912 г. было установлено, что деревни Российской империи почти полностью выгорали каждую четверть века.

Использование огня в производстве и в быту возрастает, увеличивается, следовательно, и вероятность возникновения пожаров. В каждом жилище в настоящее время используются различные электроприборы (холодильники, телевизоры, утюги, электронагреватели и целый ряд других приборов). В большинстве домов используется бытовой газ. Меры пожарной безопасности при пользовании бытовыми приборами соблюдаются не всегда и не всеми, что приводит к возникновению пожаров в жилых районах.

Чаще всего пожары возникают по причине так называемого «человеческого фактора». Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.


Самый крупный пожар по числу жертв в одном здании произошел в 1845 г. в театре города Кантона (Китай). В огне погибло 1670 человек.

Трагичны по своим последствиям пожары, возникающие в гостиницах и общежитиях.

В феврале 1977 г. в московской гостинице «Россия» произошел пожар, в результате которого погибло 42 и пострадало 52 человека. Пожару была присвоена самая высокая, пятая категория сложности. В тушении пожара принимали участие 1500 пожарных и 162 единицы специальной техники.

Полностью избежать возникновения пожаров в быту в принципе невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.


Записывают



































































Смотрят видеоролик





Лаура: «Статистика

В Российской Федерации наибольшее количество людей гибнет в ситуациях, связанных с крупными пожарами в городах (в 2010 г. — 6771 человек). Всего в 2010 г. произошло 109 564 пожара в городских зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Более чем 80% случаев возникновения пожаров обусловлено неосторожным обращением человека с огнем.

В 70—75% случаев пожары возникают в жилом секторе и общественных зданиях, а число пострадавших в этих местах составляет 85—90% от общего количества.

По данным Главного управления Федеральной противопожарной службы МЧС России».


Смотрят видеоролик




Решают тест.

ПУУД Овладение знаниями о признаках, причинах и классификации ЧС техногенного характера.

РУУД Умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм для их решения.

КУУД Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, работать с разными видами информации. осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности.

ЛУУД Проявление целеустремленности, трудолюбия, дисциплинированности, ответственного отношения к учению.

Заключительная часть

Рефлексия. 4 мин

30 сек

















3,5 мин




Часть пожаров (особенно на дачах) возникает из-за поджогов — криминальных, умышленных действий по уничтожению или повреждению чужого имущества.

Необходимо подчеркнуть, что и в настоящее время пожары — это постоянно существующие бедствия.

Государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.


Давайте подведем итог, какие впечатления у вас остались от нашего урока? Выставление оценок.

Запишем домашнее задание:

1. параграф 1.1, прочитать еще раз

2.ответить на вопросы после параграфа (письменно)

Слушают учителя


















Записывают домашнюю работу. Высказывают впечатления от урока.

ПУУД Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания.

РУУД Формирование адекватного восприятия оценки учителя; осуществление пошаговый контроль своих действий.

КУУД Умение участвовать в диалоге по заданной теме; умение увидеть ошибки других учащихся подсказать пути их исправления.

ЛУУД Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.


*Примечание: Умения формируются через ПУУД – познавательное универсальное учебное действие; РУУД – регулятивное универсальное учебное действие; КУУД – коммуникативное универсальное учебное действие; ЛУУД – личностное универсальное учебное действие















Приложение 1.

1. В каком году был самый большой пожар в Москве, когда в оставленный русскими войсками город вошла французская армия Наполеона I?

1) в 1811 году
2) в 1812 году
3) в 1813 году

2. По причине какого фактора чаще всего возникают пожары?

1) техногенного фактора
2) человеческого фактора
3) природного фактора

3. Что такое пожар?

1) это контролируемое горение древесных материалов
2) это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб
3) процесс горения газа в газовой плите

4. Что не является неосторожным обращением с огнём?

1) кипячение воды в чайнике
2) подогрев на плите бытовой химии
3) подогревание замёрзших труб отопления лампой или факелом

5. Что может вызвать перегрузку электросети, зачастую приводящую к пожарам?

1) включение в розетку домашнего телевизора
2) включение нескольких небольших по мощности электроприборов в разные розетки
3) включение нескольких электроприборов в одну розетку

6. В здании чего произошёл самый крупный пожар по числу жертв в 1845 году в городе Кантона (Китай)?

1) в здании театра
2) в здании больницы
3) в здании школы

7. Каков процент пожаров, обусловленных неосторожным обращением человека с огнём?

1) менее 50%
2) более 60%
3) более 80%

8. В какой период человечество научилось производить спички?

1) в период с 1780 по 1800 гг.
2) в период с 1830 по 1855 гг.
3) в период 1920-1950 гг.

9. Что вызывает замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей?

1) спокойствие
2) самообладание
3) паника

10. Что выделяется при горении синтетических материалов?

1) ядовитые вещества
2) кислород
3) вода






Ответы:

1-2
2-2
3-2
4-1
5-3
6-1
7-3
8-2
9-3
10-1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!