СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему:«Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему:«Что за прелесть эти сказки! Три чуда»»

Технологическая карта по музыке

Класс: 4

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Тип урока: открытие «нового» знания

УМК «Школа России»

Цель: создание литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

Образовательная: : раскрыть возможности литературы и музыки для характеристики сказочных образов;

Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности воображение;

Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу;

УУД:

Личностные УУД:

-приобщение к миру искусства;

-развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые заставляют нас переживать, волноваться;

Регулятивные УУД:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД:

-формулирование проблемы,

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и слышать друг друга;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивация (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте. Меня зовут Екатерина Евгеньевна, и урок математики проведу у вас я.

Улыбнитесь друг другу.

Присаживайтесь.

- А теперь мне хочется пожелать нам интересной и познавательной работы на уроке.

-Приветствуют учителя


- Улыбаются друг другу

-Присаживаются

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

Выявление места и причины затруднения

- Ребята, скажите, с творчеством какого поэта связаны наши уроки?

- Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения?

- Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина.

- Какой теме был посвящен последний урок?

- Скажите пожалуйста, какой жанр литературы самый любимый у детей?

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

- Конечно, все мы любим эти сказки. Но сказки Пушкина любили и многие русские композиторы. Наверное, нет ни одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи или сказки А.С. Пушкина. К таким композиторам относится и Н.А. Римский-Корсаков.

- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок ?

Сегодня мы в вами будем говорить о сказках. Сказка – это такой жанр литературы, с которым мы начинаем знакомиться с самого раннего детства. Наши мамы, бабушки, когда мы сами ещё не умели читать, читали и рассказывали нам сказки. Затем, когда вы научились читать, сами начали читать сказки.

Сказка зародилась в древности и с далёких времён хранились в памяти народа, передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Что-то при этом забывалось, и, напротив, что-то привносилось новое; наконец пришло время, когда их стали записывать и издавать.

- А.С. Пушкина

Ответы детей

- «Зимнее утро. Зимний вечер»

- сказки

- Золотой петушок, о царе Салтане, о мёртвой царевне.






-Сказкам А.С. Пушкина


Построение проекта выхода из затруднения + Реализация построенного проекта

Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником. Вот именно о нём сегодня и пойдёт речь. Я хочу рассказать вам немного о жизни этого великого композитора.

На севере России, там, где когда-то пролегали древние торговые пути, стоит тихий русский город Тихвин. Ни моря не омывают его, ни океаны, а течёт лишь маленькая речушка Тихвинка. Здесь в 1844 году в семье Андрея Петровича Римского-Корсакова, родился сын Николай (или как его звали в семье Ника).

Тихвинский дом, окружённый небольшим, но уютным садом с множеством цветущих кустарников сирени, жасмина был в сущности маленькой усадьбой. И в самом Тихвине, и за его пределами Николай соприкасался с поэтической северной природой, которая впоследствии получила глубокое своеобразное отражение в его творчестве. Он слышал песни своего народа, видел красочные народные игры и гулянья, старинные обряды и краски. Детские впечатления помогали ему впоследствии определить основное направление в его творчестве. Так он и стал «сказочником».

В доме находилось старое пианино. У родителей был хороший музыкальный слух. Николаю не было 2-х лет, а он хорошо различал мелодии, которые пела ему мама. В 3-4 года он отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда папа играл на пианино.

Римский-Корсаков вспоминает: «Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал верно напевать всё, что играл отец, и часто певал с ним вместе, затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы».

Регулярные занятия музыкой начались в 6-ти летнем возрасте. Но местные преподаватели не смогли дать Николаю хорошей школы и не сумели по-настоящему заинтересовать его.

Сам он об этом говорил:

«Сделаться же музыкантом, я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком».

Море – страстная любовь Николая. О море он мечтал, читал. В детских играх охотно изображал мореплавателя, долгими часами строил модель военного корабля. Поэтому в 12 лет с большой охотой Николай поступает в Петербург в Московский корпус – учебное заведение, готовившее офицеров военно-морского флота.

Римский-Корсаков – автор таких известных опер-сказок, как «Садко», «Кащей Бессмертный», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».



Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте вспомним, что такое опера?



Как вы думаете, почему композитор обращается к сюжетам сказок?


Сказка сочетает в себе реальную обстановку с воображаемым миром. Она не может обойтись без чуда. Добрые волшебники, добрые силы помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели.

Чудо сказки – это осуществление мечты, идеала, это – победа Добра над Злом. Именно это и привлекало композитора к сказочным сюжетам.

В 1899 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. К годовщине готовились пышно. Именно к этой дате была написана опера на сюжет пушкинской сказки «Сказка о царе Салтане».

Композитору хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно яркое, ярморочное.

«Сказку о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования. Помните сюжет – царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жёны одну из трёх девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сёстры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.

Когда царь Салтан уехал на войну, царица родила сына. Злые же сёстры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку…

А дальше по приказу царя:

Царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в окиян –

Так велел-де царь Салтан.


В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбывает дно. «Мать и сын теперь на воле». Здесь царевич встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведёт Гвидона с матерью в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздаётся торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать всё думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к отцу в царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной царевне Лебеди, о белочке, которая грызёт изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33 богатырях, выходящих из морской пучины.

Конечно, как и в каждой сказке, здесь всё окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу и князь Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестёр – повариху и ткачиху. Сказка закончилась весёлым пиром.

Римский-Корсаков стремился как можно точнее следовать пушкинскому оригиналу, однако сказку необходимо было приспособить к оперной сцене. Опера оказалась поистине пушкинской. Композитору удалось сохранить своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор, быстрый «плясовой» ритм, народный колорит. Свою основную задачу Римский-Корсаков в том, чтобы создать выразительный музыкальный язык, на котором можно было «сказать», «спевать» русскую сказку.

Композитор Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Элементы сказочности наполняют большинство произведений композитора. Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучаниях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь-птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли в огороде», которую с присвисточкой поёт Белочка, и мощная тема «33 богатырей» - всё это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда».

Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.

1 – знаменитый «Полёт шмеля» Давайте послушаем.

- это театрализованное представление, где действующие лица не говорят, а поют, где музыке отводится главная роль.

многолика, она никогда не стареет, она всеми любима.


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Следующая музыкальная картина называется «Три чуда»

Эта музыкальная картина предваряет собой последнее действие оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Содержание сцены раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царь Гвидон.

Тут и белочка, что грызёт золотые орешки и с присвисточкой поёт: «Во саду ли в огороде…» и 33 богатыря, «в чешуе как жар горя». И несказанной красоты царевна-Лебедь.

В красочных звуках оркестра, как на волшебной картине, возникают образы пушкинской сказки. Трижды звучит трубная фанфара, извещая о каждом чуде. Вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного звона тема сказочного города Леденца с его златоглавыми церквами, с теремами и садами».



Включение в систему знаний и повторение

Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы. Также, слушая музыку, мы моем «увидеть» литературные образы, созданные композиторами.




Домашнее задание

Открываем дневники записываем домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к одному из произведения

Записывают домашнее задание


Рефлексия учебной деятельности

- А теперь оценим свою деятельность на уроке.

Кто считает, что урок вам понравился и во время урока у вас не было трудностей, поднимите правую ладошку.

- Если урок не понравился и у вас возникали трудности в изучении нового материала, поднимите левую ладошку.

- Урок окончен. До свидания!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!