Выявление места и причины затруднения | - Ребята, скажите, с творчеством какого поэта связаны наши уроки? - Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения? - Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. - Какой теме был посвящен последний урок? - Скажите пожалуйста, какой жанр литературы самый любимый у детей? - Какие сказки Пушкина вы знаете? - Конечно, все мы любим эти сказки. Но сказки Пушкина любили и многие русские композиторы. Наверное, нет ни одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи или сказки А.С. Пушкина. К таким композиторам относится и Н.А. Римский-Корсаков. - Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок ? Сегодня мы в вами будем говорить о сказках. Сказка – это такой жанр литературы, с которым мы начинаем знакомиться с самого раннего детства. Наши мамы, бабушки, когда мы сами ещё не умели читать, читали и рассказывали нам сказки. Затем, когда вы научились читать, сами начали читать сказки. Сказка зародилась в древности и с далёких времён хранились в памяти народа, передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Что-то при этом забывалось, и, напротив, что-то привносилось новое; наконец пришло время, когда их стали записывать и издавать. | - А.С. Пушкина Ответы детей - «Зимнее утро. Зимний вечер» - сказки - Золотой петушок, о царе Салтане, о мёртвой царевне. -Сказкам А.С. Пушкина | |
Построение проекта выхода из затруднения + Реализация построенного проекта | Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником. Вот именно о нём сегодня и пойдёт речь. Я хочу рассказать вам немного о жизни этого великого композитора. На севере России, там, где когда-то пролегали древние торговые пути, стоит тихий русский город Тихвин. Ни моря не омывают его, ни океаны, а течёт лишь маленькая речушка Тихвинка. Здесь в 1844 году в семье Андрея Петровича Римского-Корсакова, родился сын Николай (или как его звали в семье Ника). Тихвинский дом, окружённый небольшим, но уютным садом с множеством цветущих кустарников сирени, жасмина был в сущности маленькой усадьбой. И в самом Тихвине, и за его пределами Николай соприкасался с поэтической северной природой, которая впоследствии получила глубокое своеобразное отражение в его творчестве. Он слышал песни своего народа, видел красочные народные игры и гулянья, старинные обряды и краски. Детские впечатления помогали ему впоследствии определить основное направление в его творчестве. Так он и стал «сказочником». В доме находилось старое пианино. У родителей был хороший музыкальный слух. Николаю не было 2-х лет, а он хорошо различал мелодии, которые пела ему мама. В 3-4 года он отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда папа играл на пианино. Римский-Корсаков вспоминает: «Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал верно напевать всё, что играл отец, и часто певал с ним вместе, затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы». Регулярные занятия музыкой начались в 6-ти летнем возрасте. Но местные преподаватели не смогли дать Николаю хорошей школы и не сумели по-настоящему заинтересовать его. Сам он об этом говорил: «Сделаться же музыкантом, я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком». Море – страстная любовь Николая. О море он мечтал, читал. В детских играх охотно изображал мореплавателя, долгими часами строил модель военного корабля. Поэтому в 12 лет с большой охотой Николай поступает в Петербург в Московский корпус – учебное заведение, готовившее офицеров военно-морского флота. Римский-Корсаков – автор таких известных опер-сказок, как «Садко», «Кащей Бессмертный», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Давайте вспомним, что такое опера? Как вы думаете, почему композитор обращается к сюжетам сказок? Сказка сочетает в себе реальную обстановку с воображаемым миром. Она не может обойтись без чуда. Добрые волшебники, добрые силы помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. Чудо сказки – это осуществление мечты, идеала, это – победа Добра над Злом. Именно это и привлекало композитора к сказочным сюжетам. В 1899 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. К годовщине готовились пышно. Именно к этой дате была написана опера на сюжет пушкинской сказки «Сказка о царе Салтане». Композитору хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке – нечто совершенно яркое, ярморочное. «Сказку о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования. Помните сюжет – царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жёны одну из трёх девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сёстры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, царица родила сына. Злые же сёстры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие: Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь, Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку… А дальше по приказу царя: Царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в окиян – Так велел-де царь Салтан. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица Плачет, бьётся в ней царица; И растёт ребёнок там Не по дням, а по часам. Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбывает дно. «Мать и сын теперь на воле». Здесь царевич встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведёт Гвидона с матерью в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздаётся торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона. Но Гвидон и его мать всё думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к отцу в царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной царевне Лебеди, о белочке, которая грызёт изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33 богатырях, выходящих из морской пучины. Конечно, как и в каждой сказке, здесь всё окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу и князь Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестёр – повариху и ткачиху. Сказка закончилась весёлым пиром. Римский-Корсаков стремился как можно точнее следовать пушкинскому оригиналу, однако сказку необходимо было приспособить к оперной сцене. Опера оказалась поистине пушкинской. Композитору удалось сохранить своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор, быстрый «плясовой» ритм, народный колорит. Свою основную задачу Римский-Корсаков в том, чтобы создать выразительный музыкальный язык, на котором можно было «сказать», «спевать» русскую сказку. Композитор Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Элементы сказочности наполняют большинство произведений композитора. Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучаниях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь-птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли в огороде», которую с присвисточкой поёт Белочка, и мощная тема «33 богатырей» - всё это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда». Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты. 1 – знаменитый «Полёт шмеля» Давайте послушаем. | - это театрализованное представление, где действующие лица не говорят, а поют, где музыке отводится главная роль. многолика, она никогда не стареет, она всеми любима. | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Следующая музыкальная картина называется «Три чуда» Эта музыкальная картина предваряет собой последнее действие оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Содержание сцены раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царь Гвидон. Тут и белочка, что грызёт золотые орешки и с присвисточкой поёт: «Во саду ли в огороде…» и 33 богатыря, «в чешуе как жар горя». И несказанной красоты царевна-Лебедь. В красочных звуках оркестра, как на волшебной картине, возникают образы пушкинской сказки. Трижды звучит трубная фанфара, извещая о каждом чуде. Вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного звона тема сказочного города Леденца с его златоглавыми церквами, с теремами и садами». | | |