Никитина Т.В. маг., 1 курс, гр. 2 (ЖИВ)
Класс | 7 класс (13 лет) |
Тема урока | Осенний пейзаж |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока | Научить рисовать пейзаж гуашью |
Ожидаемые образовательные результаты: | Предметные: умеют пользоваться гуашью, знают, что такое заливка, тон, контраст, законы изобразительного искусства, законы композиции, знают виды пейзажей, знают, как вести поэтапно работу, как нарисовать законченную картину. Метапредметные: владеют способностью ставить и выполнять перед собой творческую задачу, оценивают свои достижения, умеют вступить в речевое общение, пользуются вспомогательным материалом. Личностные: уважительно относятся к творчеству, как своему, так и других людей; самостоятельны в поиске решения различных изобразительных задач. |
Оборудование | Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер. Оборудование для учащихся: лист акварельной бумаги, гуашь, плоская и круглая кисти, мастихин, баночка, палитра, тряпочка. |
Наглядно-демонстрационный материал (Зрительный/музыкальный/литературный ряд) | Зрительный ряд: презентация с показом произведений русских художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, А. И. Куинджи. |
Основные понятия | Пейзаж, композиция, объем, виды пейзажей. |
Практическая работа учащихся, задачи урока | Рисуют пейзаж. |
Техника, материалы (Пример работы) | Бумага, гуашь. |
Этапы урока | Формы, (в том числе формы организации взаимодействия) и методы | Деятельность учите- ля | Деятель-ность учащихся | Формируемые (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1.Вызов творческого состояния (мотивация к учебной деятельности, актуализация, целеполагание) | Организация внимания учащихся. Приветствие и проверка готовности. Определение темы и задачи урока. Показ презентации. Беседа с учащимися. | Здоровается с учащимися. Осуществляет проверку готовности к уроку. Формирует тему урока «Осенний пейзаж» и показывает презентацию с произведениями русских художников-пейзажистов. | Здороваются с учителем. Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя и смотрят презентацию. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости учащихся на слова учителя, их самоорганизация. Формирование познавательных интересов и творческих способностей у учащихся. Регулятивные УУД: организация деятельности на уроке, учащиеся учатся определять цель своей работы. Познавательные УУД: умение познавать учащимися мир через образы и формы изобразительного искусства. | Задача вопросов по презентации. |
2. Включение в систему знаний | Объяснение нового материала. Выделение главных и существенных признаков понятий, явлений, обеспечения и восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала. | Дает знания о цветоведении, цветовосприятии, перспективе, техниках работы с гуашью. | Слушают объяснения учителя и отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. | Какие цвета использует художник? Что изображено на первом плане? Что изображено на втором плане? Что художник хотел передать зрителю? |
3. Выявление места и причин затруднений и нахождение способов выхода из них | Возникновение предполагаемых трудностей в технике рисования гуашью, работы с перспективой, передаче тональных отношений. | Отвечает на вопросы. Показывает выход из затруднений. | Задают вопросы. | Коммуникативные УУД: учащиеся задают вопросы, ведут диалог с учителем. Познавательные УУД: нахождение решения учащимися из затруднений во время работы на уроке. | Контроль правильности выполнения задания учащимися. Индивидуальное консультирование. |
4. Закрепление знаний | Упражнения на палитре. | Показывает упражнения: 1) «Cухой» мазок – сухая кисть опускается непосредственно в краску; 2) Разведение красок водой; 3) Нанесение мастихином; 4) Пальчиковая техника; 5) Использование губок, мятой бумаги и т.д. | Слушают учителя и выполняют упражнения. | Познавательные УУД: самостоятельно выполняют упражнения, осваивают новые техники работы с гуашью. | Назовите основные характеристики гуаши? Чем отличается гуашь от акварели? |
5. Самостоятельная творческая /учебная практическая деятельность | Практический метод. Этапы самостоятельной работы: 1) Подготовка фона, отношение неба и земли; 2) Изображение силуэтов деревьев на заднем плане, без детализации, создание перспективы; 3) Изображение первого плана, композиционное расположение дороги, деревьев и кустарников; 4) Показ тональны отношений; 5) Прорисовка мелких деталей. | Рассказывает и показывает ход работы над осенним пейзажем: 1) Займитесь фоном. Мастихином и плоской жесткой кистью нанесите краску синего, голубого и светло-голубого цветов на верхние 2/3 листа. Вы получите нужные оттенки на палитре; 2) Создайте перспективу: дальние деревья нарисуйте силуэтами, без детализации. Жесткой кистью сделайте мазки разными красками: желтые, коричневые, темно-зеленые; 3) Нарисуйте дорогу, уходящую вдаль – зауженную кверху. «Оживите» дорогу после высыхания краски: на палитре смешайте зеленую, синюю краски. Нанесите мазки – отражение неба; 4) Схематично нарисуйте деревья вдоль дороги – коричневые стволы и ветви. Дальние элементы сделайте тонкими и менее насыщенными; 5) Жесткой сухой кистью наберите желтую гуашь и обозначьте листву. Подчеркните объем, нанеся мелкие штрихи оранжевой, коричневой, зеленой краской. Чем ближе дерево, тем детальней проработайте кроны; 6) Более крупными мазками нарисуйте опавшую листву вдоль дороги. | Учитель показывает ̶ ученики повторяют и рисуют пейзаж. | Личностные УУД: желание работать, проявлять интерес к учебному материалу. Познавательные УУД: самостоятельно выполняют рисунок осеннего пейзажа, определяют линию горизонта, расположение дороги, деревьев и кустарников, создают перспективу, показывают тональные отношения. | Контроль правильности выполнения задания учащимися. Индивидуальное консультирование. |
6. Самооценка/ рефлексия учебной/творческой деятельности | Выставка и просмотр работ. Обобщение полученных знаний. Заключительная беседа по вопросам. | Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности. | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками, давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта. | Чему научились на этом уроке? Что вызвало затруднения в ходе работы? Что понравилось? С каким настроением вы уходите с урока? |