СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Звуки и буквы С-Ш"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

   

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия по теме: "Звуки и буквы С-Ш"»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №6

(МБОУ г. Иркутска СОШ №6)

664058, г. Иркутск, м-н Первомайский, 10 тел/факс: 36-38-32, irkschool6@yandex.ru








Технологическая карта

логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С - Ш»







Занятие разработано и проведено с подгруппой обучающихся 1 класса

учитель-логопед: Гамаюнова Юлия Михайловна














Организационная информация

Автор занятия

Гамаюнова Юлия Михайловна

Должность

Учитель - логопед

Образовательное учреждение

МБОУ г Иркутска СОШ №6

Предмет

логопедия

Класс

Группа учащихся 1 класса (2человека).

Продолжительность занятия

25 минут

Методическая информация

Тема занятия

Звуки и буквы с - ш.

Занятие в системеобразовательных мероприятий

Тема занятия включена в раздел:

«Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с учащимися первых классов с ОНР и НВОНР.

Цель занятия

Продолжать учить дифференцировать звуки и буквы [с] – [ш] в словах, словосочетаниях, предложенияхи правильно обозначатьих на письме.

Задачи занятия

Образовательныезадачи:

  • Закреплять навыки дифференциации звуков[с]-[ш] по артикуляционно-акустическим признакам;

  • Закреплятьзрительный образ букв с-ш.

Коррекционно-развивающиезадачи:

  • Продолжать развивать фонематический слух, зрительноевнимание;

  • Закреплять навыки звуко-слоговогоанализа и синтеза;

  • Закреплять навыки словообразования и словоизменения;

  • Закреплять навыки работы с деформированными предложениями;

  • Продолжать обогащать словарный запас;

  • Продолжать развивать навыки самоконтроля;

  • Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.


Воспитательные задачи:

  • Развивать положительнуюучебную мотивацию;

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • Мотивація учебнойдеятельности, включаясоциальные, учебно-познавательные и внешниемотивы, развитие познавательного интереса к обучению;

  • Мотивація учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;

  • самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;

  • оценивать результаты своїй деятельности;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

  • уметь анализировать, развивать способность делать выводы;

  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно віражать свои мысли;

  • учитывать разные мнения, слушать и понимать других;

  • высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • уметь различать звуки и буквы [с] – [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях;

  • правильно об означать буквы «с»- «ш» на письме.

Используемыепедагогическиетехнологии

Коррекционно-логопедические, здоровьесберегающие, игровые технологии.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии»

Мультимедиа

Оборудование

Профили звуков С-Ш, листочки, ручки, маркеры, карточки со словами, мяч,

Домашнее задание

Не предусмотрено













План и ход занятия

Этапы занятия

Продолжитель

ностьэтапа

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

учащихся

Формирование

УУД

Формирование

ключевых компентностей




Скриншот

слайдов

Организационно-мотивационный этап

Организацион-

ный момент


10 мин.

Слайд №1

- Здравствуйте, дети! Очень рада вас видеть на занятии!

Слайд № 2

Дополните предложение:

- На занятии наши глаза внимательно смотрят и все…

уши внимательно слушают и все…,

руки не мешают, а голова …

-Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнётесь друг другу.



Здороваются с логопедом.





-видят,


-слышат,

-помогают,

-думает.


Улыбаются друг другу, логопеду.













Личностные: мотивація учебной деятельности.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.











Коммуникативная:

формируется способность учащихся выражать эмпатию к сверстникам, учителю.

Слайд № 1

Слайд № 2


Введение в тему занятия


Актуализация знаний


Слайд № 3

К нам на занятие пришли гости, чтобы узнать, как зовут ребят мы должны выделить первые звуки и у на получаться имена детей.

- Соня и Миша приготовили нам задания, готовы их выполнить?










- 1-ый звук- [с].


-3-ыйзвук - [ш].

- В словахпо два слога.

-Различали звуки [c]-[ш] и буквы в слогах и словах.

-Мы будем учиться различать звуки [с] - [ш].


К нам пришли: Соня и Миша.









-

Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.


Коммуникативные:

умет

высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.

Личностные: развитие познавательного интереса к обучению.

Регулятивные: выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем для выявления цели занятия.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.



Учебно-познавательные: приманять имеющиеся знания на практике.

Коммуникативная: уметь взаимодействовать в паре

Социальная,

Коммуникативная:

высказывать свою точку зрения.

Учебно-познавательные: уметь учиться оперировать знаниями.

Информационная -

умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию.


Слайд № 3

















Сообщение темы занятия




- Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [с] - [ш] и буквы “ЭС”, “ША” в словах, словосочетаниях и предложениях.

- Чтобы всему этому научиться, нужно быть внимательным, активным и старательным.













Смотрят на экран.



Личностные: проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные:

понимать и приниматьучебную задачу в своїй деятельности (планирование).

Познавательные: уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи;

Информационная: способность принять информацию, обработать и понять ее смысл.

Коммуникативные: способность к речевому общению и умению слушать других.


Операционно-исполнительский этап

Проработка темы занятия































Звуковые дорожки






Дидактическая игра «Топ-хлоп»
































Игра помоги Соне и Мише выбрать,,,,


25 мин.






















































































-Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков. Если вы правильно назовете признак, на экране появится картинка, которая подтвердит ваш ответ.

- Отвечать нужно по плану: положение губ, зубов, языка, воздушная струя.

Слайд № 4 и №5

Артикуляционные признаки

- При произношении звука с:

-Губы?

-Зубы?

-Язык?

-Воздушная струя?

-При произношении звука ш:

-Губы?

-Зубы?

-Язык?

-Воздушная струя?

-Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку с.

Слайд № 6

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?






Слайд №7

Звуковые дорожки


Слайд №8

Звуковые дорожки Пройти звуковую дорожку по стрелкам, произнося звуки/слоги в соответствии с условными обозначениями.


Слайд №9

-К нам на занятие пришли гости Соня и Миша. Соня какой звук любит? Как услышите звук с будете хлопать. А Миша любит звук Ш, как услышите звук Ш будете топать.

Слова:

-Москва, мошка, уши, усы, лампа, узелок, автобус, карандаш, железный, , книга , водолазы, , космонавт.

- Почему при произношении некоторых слов вы не топали и не хлопали?

-Молодцы, вы были внимательны.

Слайд № 10

- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?

При затруднении в ответе предлагается обратить внимание на таблицу «Звуки-

буквы»

Слайд №11

-Как обозначаются звуки и буквы, давайте пропишем на наждачной бумаге.

Слайд №12

Все задания будем выполнять на листе бумаге, свою фамилию и имя запишите в правом верхнем углу.

Зашифруем картинки с помощью букв , все слово писать не нужно, только изучаемую букву. Задание выполняется в левом верхнем углу листочка


Посмотрите на картинки, как можно одним словом назвать их. Давайте поможем Соне и Мише выбрать игрушки. Соня будет выбирать игрушки со звуком..? А Миша со звуком Ш.

Слайд №13 и №14

Давайте проверим!











-При произнесении звука [с] губы растянуты в лёгкой улыбке.

-Зубы сближены.

-Кончик язика лежит у нижнихзубов.

-Воздушная струя холодная.


-При произнесении звука [ш] губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

-Зубы сближены.

-Кончик языка поднят, а форма языка напоминает «чашечку».

-Выдыхаемая воздушная струя сильная, тёплая, широкая.

-Звук [с] – согласный.

-Глухой.

-Бывает твердым и мягким.

-Звук [ш] – согласный.

-Глухой.

-Всегда твердый.








Берут карточки.







-В этих слова нет ни звука С, ни звука Ш.









- Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем.

-“ЭС”,

-“ША”.

Прописывают буквы в воздухе.







Ориентировка на листе бумаге.












-Игрушки.






Личностные: развивать учебную активность.









Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту по предложенному плану.


Коммуникативные:

участвовать в учебном сотрудничестве.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи.


Регулятивные:

уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: уметь

оформлять свои мысли в устной форме.







Познавательные: развивать фонематический слух, осуществлять анализ с помощью знаковых моделей.


Регулятивные: уметь работать по предложенному плану. Преодолевать трудности, формировать установки на поиск способов решеният рудностей,

Уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.


Знаково-символические.















Знаково-символическая.


Ориентировка на листе бумаге.


Информационные:

умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию.

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе.

Осуществление контроль над собственной деятельностью и деятельностью одноклассников.








































Информационная: способность принять информацию, обработать и понищать ее смысл.

Социальная:

Возможность оценить свои силы в данной предметной области, опыт самопознания.


Информационная -

умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию.


Слайд № 4




Слайд№5







Слайд№6




Слайд № 7


Слайд № 8



Слайд №9








Слайд №10

Слайд №11



Слайд №12


Слайд №13

Слайд №14

Пальчиковая гимнастика

Массаж при Су-джока



Слайд №15

- Сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках – пальцах. Приготовим руки к письму.

Я мячом круги катаю.

Взад, вперед его гоняю.


Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.


И сожму его немножко.

Как сжимает лапу кошка,


Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.







Катают шарик между ладонями круговыми движениями.


Гоняют шарик между ладонями по столу.


Гладят одну ладошку

шариком

Гладят другую ладошку шарик


Сжимают шарик одной рукой


Меняют и сжимают шарик другой рукой

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за собственной речью, уметь самостоятельно регулировать свои действия и оценивать правильность их выполнения.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя и сверстников

Коммуникативная: осуществлять контроль за собственной речью и за выполнением учебных действий.


Слайд №15


Дидактическая игра «Вставь буквы»



- Молодцы!

Слайд № 16

- Ребята, посмотрите на экран. Миша и Соня написали слова, объясните, что они сделала не так?


На экране слова с пропущенными буквами: снег, мошка, ослик, шуба, каша, сапоги, кошка, шорты.

- Прочитайте слова, заменяя, фигуры на буквы.

- Будет работать с карточками, вставляя буквы в места пропусков.

Слайд № 17

На экране слова со вставленными буквами.

-Прочитайте слова, которые вы записали.

– Поменяйтесь листочками и сверьте записи друг друга с экраном.

-Молодцы, отлично справились с заданием.

Открывают тетради, записывают число.


Смотрят на экран.


-Вместо буквы [с] – написала , букву [ш]


заменила на .




Читают слова по очереди.


Вписывает буквы в слова, в карточках.




Читают слова по очереди


Проверяют записи друг друга.

Познавательные: уметь правильно обозначать буквы с-ш на письме.

Проявлять познавательную инициативу.

Знаково-символические.


Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения.


Информационная:

Самостоятельно анализировать, обрабатывать необходимую информацию.




Слайд № 16





Слайд № 17








Закрепление

Дидактическая игра с мячом «Угощения для Сони и Миши

















Дидактическая игра «Составь предложение»






















Слайд № 18

Соня и Миша большие сладкоежки. Давайте угостим их сладостями. Я буду кидать вам мяч и говорить слова, вы составите словосочетание и вернете мяч обратно.

Например:сок, вишня - вишневый сок.

Слова:

Джем, слива; торт, шоколад; варенье, абрикос; пастила, смородина; морс, брусника; сок, вишня; пирог, груша; печенье, кокос; йогурт, ананас; компот, черешня.

-Ребята, молодцы, я думаю, нашим гостям понравились ваши угошения.

-Садитесь за парты.


-Пока мы готовили угощения, Соня и Миша написали предложения, но все слова в перепутали

Слайд № 19

На экране появляются слова.

Рисовать, солнышко, Саня

Миша, ехать, санки, на

-Ребята, прочитайте слова.

-На партах лежат конверты, возьмите их. Прочитайте слова, которые там находятся.

-Ребята, вы что-то заметили?


-Составьте из слов предложение.

-Прочитайте составленные предложения и выберем самое лучшее.

-Ребята, напомните правила написания предложений?

-Запишите предложение в тетрадь.

-Проверьте.

- Букву ш – подчеркните, синим карандашом, а букву с - простым.










Дети ловят мяч и составляют словосочетания и бросают его обратно.






Садятся за парты.





Читают слова.

Берут конверты, достают слова и читают их.


-Это те же слова, что и на экране.

Составляют предложения.


Читают предложения, выбирают лучшее.

-Первое слово в предложении пишется с большой буквы,

слова друг от друга пишутся раздельно,

после последнего слова ставится точка.

Записывают предложение.


Проверяют.

Подчеркивают буквы.


Познавательные: закреплять навыки словообразования и словоизменения слов.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизация самостоятельности; интереса к способу действий.

Регулятивные: самоконтроль за выполнением действий.

Коммуникативные:

уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом.








Познавательные: закреплять навыки построения распространенных предложений.


Регулятивные:развивать

самоконтроль за правильностью выполнения действий.


Коммуникативная:

уметь достаточно полно и точно выражать свои мысли.





Коммуникативные: способность к речевому общению и умению слушать других.

Осуществлять контроль за собственной деятельностью и деятельностью одноклассников.












Информационная:

уметь самостоятельно анализировать и обрабатывать необходимую информацию.


Коммуникативная:

развивать умения внимательно слушать и активно обсуждать выполненное задание.


Слайд № 18


















Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21


Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов занятия














Рефлексия


5 мин.

- Наступил прощанья срок.

Прозвенит вот-вот звонок.

Говорят нам на прощанье:

«Не скучайте, до свиданья!»

Кто же вспомнит наш урок, И слова припомнит в срок?

-Чему мы сегодня учились на занятии?

-Какой буквой обозначается звук [с]?

- Какой буквой обозначается звук [ш]?

-Какие задания вам понравились?

-Какие задания у вас вызвали затруднения?

Слайд № 22

-Оцените свою работу с помощью смайликов: нарисуйте смайлик на полях тетради.

-Ребята, напомните, что обозначает желтый, зеленый и красный смайлики?

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Я и ребята прощаемся с вами и ждем новых встреч.

Слайд 23

На экране появляются слова «Молодцы! »







-Учились различать звуки и буквы [с ] - [ш].

-Буквой “ЭС”.


-Буквой “ША”.


Ответы учащихся.


Ответы учащихся.






- зеленый смайлик-на занятии все было понятно;

желтый - остались вопросы и неясности; красный – было трудно и непонятно.

Учащиеся рисуют смайлики.





Дети прощаются, уходят.


Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные:

уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и урівень усвоения знаний.




Познавательные:

закреплять навыки рефлексии.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.


Знаково-символические.










Коммуникативная:

уметь не бояться выказывать своё отношение к деятельности, говорить об этом в присутствии одноклассников и педагога.
















Слайд № 22






Слайд № 23


Список использованных источников:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальних классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991 г.;

  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, Литера, 2005 г.;

  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: ГНОМ и Д, 2006 г.;

















нег, мока, о лик, уба,

ка а, апоги, ко ка, орты.






Миша, едет, санки, на. рисует, солнышко, Саня.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №6

(МБОУ г. Иркутска СОШ №6)

664058, г. Иркутск, м-н Первомайский, 10 тел/факс: 36-38-32, irkschool6@yandex.ru


Отзыв

на открытое логопедическое занятие

Гамаюновой Юлии Михайловны, учителя-логопеда МБОУ г Иркутска СОШ №6.

Тема . Звуки и буквы с - ш.

Цель: дифференциация звуков с- ш изолированно, на уровне слова, словосочетаний и предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательныезадачи:

  • Закреплять навыки дифференциации звуков[с]-[ш] по артикуляционно-акустическим признакам;

  • Закреплятьзрительный образ букв с-ш.

Коррекционно-развивающиезадачи:

  • Продолжать развивать фонематический слух, зрительноевнимание;

  • Закреплять навыки звуко-слоговогоанализа и синтеза;

  • Закреплять навыки словообразования и словоизменения;

  • Закреплять навыки работы с деформированными предложениями;

  • Продолжать обогащать словарный запас;

  • Продолжать развивать навыки самоконтроля;

  • Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.


Воспитательные задачи:

  • Развивать положительнуюучебную мотивацию;



На занятии присутствовали 2 обучающихся по АООП НОО с ОВЗ ЗПР вариант 7.1 с речевым заключением : общее недоразвитие речи недоразвитие речи.

Просмотренное занятие отражает связь с программным содержанием коррекционной работы.

Четко определены цель, задачи и тема занятия. Занятие построено с учетом требований ФГОС, представлен конспект занятия.

Учитель- логопед имеет достаточный опыт работы с детьми , имеющими системное недоразвитие речи.

На занятии хорошо просматриваются виды и приемы работы по автоматизации поставленного звука у младших школьников с использованием игровой технологии. Все этапы занятия были продуманы и четко соблюдены. Один этап плавно вытекал из предыдущего. Все занятие было объединено общей целью и единым сюжетом.

Юлия Михайловна хорош владеет методиками развития речи и использует разнообразные формы работы в время занятия, а также использует игровую технологию с применением нейропсихологических упражнений. Занятие прошло на высоком эмоциональном подъеме. Учащиеся на протяжении всего занятия были заинтересованы, решали проблемные ситуации, так как занятие построено с учетом имеющихся знаний и навыков произношения звука и лексико- грамматических конструкций у детей. Смена видов деятельности позволяла ребятам свободно чувствовать на занятии. Наглядный и демонстрационный, раздаточный материал предлагался последовательно, и его было достаточно. Речь Юлии Михайловны доброжелательна, адресована каждому ученику. Учитель – логопед четко давал инструкции и добивался правильного ответа, осуществляя помощь и индивидуальны поход к каждому ученику.

Игровое упражнение « Назови ласково», как способ проверки непроизносимой согласной.

На занятии Юлия Михайловна использовала нетрадиционный способ чтения предложений . (Чтение наоборот), что позволяет обучающимся концентрировать внимание и развивает орфографическую зоркость.

Рефлексия позволила закрепить навык слышать звук и находить букву.

Поставленные цели и задачи проведенного занятия были реализованы.

Применение в коррекционной работе игровой технологии способствовало преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, двигательных и созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений, что дало возможность учителю- логопеду более качественно спланировать и провести занятие.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель-логопед Гамаюнова Юлия Михайловна умело, эффективно и результативно использовала технологию, что позволило детям успешно усвоить тему и способствовало достижению поставленной цели и задачи.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!