Ейск, 2021 г.
Цель: Познакомить учащихся с понятием «Басня» и с произведением «Лебедь, Рак и Щука»
1.Образовательная: познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширив тем самым читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
2.Развивающая: способствовать развитию познавательной активности обучающихся, посредством работы над содержанием басни; умению выделять жанровые особенности басни; совершенствованию навыка чтения, отработки выразительности чтения, развитию мышления, наблюдательности, познавательной активности;
3.Воспитательная: способствовать воспитанию согласия, взаимопонимания, любознательности; средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова;
Личностные:1) формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний; 2) развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные:1) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 2) оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:1) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; 2) уметь отвечать на вопросы учителя и учащихся.
Коммуникативные:1) слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассников; 2) осознанно строить речевое высказывание; 3) использовать речь для регуляции своих действий.
Оборудование: учебник, презентация, тетрадь, ручка.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Ефимовна, сегодняшний урок у вас проведу я. -Первым делом гоним лень. -На уроке не зевать, -А работать и читать -Сегодня нас ждет очень интересный урок. Я желаю вам хорошей работы и замечательного настроения. | -Приветствие | Личностные (2) |
Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднения | -Ребята, творчество какого писателя мы изучали с вами на прошлом уроке? - С каким его произведением мы познакомились? - В чём отличие сказок А.С. Пушкина от других сказок? - А сегодня на уроке знакомство с произведением ещё одного замечательного писателя. Он писал свои произведения тоже в стихотворной форме, но это и не стихотворения и не сказки. | -А.С.Пушкина. -«Сказка о рыбаке и рыбке». -Они написаны в стихотворной форме. | Коммуникативные (1,2,3) Познавательные (2) |
Построение проекта выхода из затруднения | -Для того чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам разгадать кроссворд по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»: | | | | Р | Ы | Б | К | А | | | | | | | | С | Т | А | Р | У | Х | А | | | | | | | | С | Т | А | Р | И | К | | | | | | | Н | Е | В | О | Д | | З | О | Л | О | Т | А | Я | | | | | | 1) Кто исполнял желания? 2) Кто загадывал желания? 3) Кто ловил рыбу? 4) Чем старик ловил рыбу? 5) Какая старику попалась рыбка? - Какое слово у вас получилось? - Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево. АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ -А теперь скажите полным предложением, с каким произведением мы сегодня познакомимся? – Что вы знаете об этих животных? – Какими вы их себе представляете? – Составьте со словом «лебедь» ассоциативную группу. | -рыбка -старуха -старик -невод -золотая -Басня -Лебедь, рак и щука. -Сегодня мы познакомимся с басней «Лебедь, рак и щука». - Лебедь — птица. Щука — рыба. Рак — членистоногое. - Лебедь - он стремительный, упрямый. Рак - неповоротливый. Щука - упрямая, только свое дело знает. -Озеро, птица, пруд, любовь, балет, белый. | Личностные (1) Регулятивные (1) |
Реализация построенного проекта входа из затруднения | -Что же такое басня? -Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни. - На какой жанр литературы похожа басня? -Почему? -Чем басня отличается от сказки? -Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория (иносказание) какой-либо черты характера. Например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осёл ― глупости; кот, лиса ― хитрости. -Возможно, что кто-то уже знаком с ней и сможет назвать её автора. Кто автор басни «Лебедь, Рак и Щука»? -Откройте учебник с. 102. Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? -Давайте о нём прочитаем. -Что нового вы узнали из этой заметки? -Сейчас я прочитаю басню, ваша задача внимательно слушать, после чего ответить на вопросы. -В тексте басни встречаются непонятные слова. Объясните их значения. Лад – Мука – Поклажа – Воз – Ныне – | -На сказку. -Потому что животные разговаривают и действуют, как люди. -В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. -И.А Крылов. -Добрым, умным. -Чтение детьми по цепочке. -Что он начал работать уже с 11 лет. -Внимательно слушают. - мир, порядок. - страдание. - груз, багаж. - повозка. - теперь. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Теперь читать будите вы. Чтение начнем с речевой разминки. Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. -Сначала произносим медленно, немного быстрее, ещё быстрее. -Чтение басни с первого ряда и по цепочке. -Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? -Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? -Какими словами описано усердие персонажей? -Чего же им не хватило? -Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне. -Каким вы представляете лебедя? -Какими словами описывается образ рака в басне? -Каким он предстаёт перед нами? -Какое слово помогает увидеть образ щуки в басне? -Какой вы представляете щуку? -Если бы герои басни договорились и действовали слаженно, смогли бы они сдвинуть воз? -В каких словах заключена мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»? -Понравилась ли вам басня? | -Читают басню. -Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз. -«Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись…». -«Из кожи лезут вон». -Согласия. -Лебедь рвётся в облака. -Стремительный, упрямый, быстрый. -Рак пятится назад. -Неповоротливый, нерасторопный. -Щука тянет в воду. -Юркая, настойчиво выполняет свое дело. -Да. -«Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. » -Да. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Теперь вы поработайте самостоятельно, вам необходимо изобразить в тетради рисунки данных героев, какими они были представлены в басне. И под рисунком вам необходимо указать те характеристики, которые подходят данным персонажем. | -Рисуют рисунки. | Познавательные (1,2) Коммуникативные (1,2,3) Личностные(1) |
Включение в систему знаний и повторений | - Какую басню мы сегодня читали? - Кто автор этой басни? - Назовите героев басни. - В каких словах выражена основная мысль этой басни? Прочитайте. -Чему учит нас басня? | - «Лебедь, Рак и Щука». - И.А. Крылов. - Лебедь, Рак и Щука. - «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.» -Взаимопониманию, согласию, умению слушать других людей, договариваться, согласовывать свои действия. | Познавательные (2) Коммуникативные (1,2,3) |
Рефлексия | -А теперь давайте каждый из вас встанет и расскажет, что он сегодня узнал на уроке. 1. Сегодня я узнал(а)… 2. Было интересно… 3. Было трудно… | -Рассказывают, что интересного они узнали на уроке. | Регулятивные (2) |