СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта конструирования урока по теме "метафора"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Цели как деятельность ученика:

– пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её.

– договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

– обосновывать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта конструирования урока по теме "метафора"»

Предмет: русский язык 
Класс: 6-ой
Авторы УМК: Л. М. Рыбченкова, О.М Александрова, А.Г. Нарушевич
Тема урока: Метафора

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Цели как деятельность ученика:

– пользоваться толковыми словарями, добывать информацию из разных источников (учебника, словарей), соотносить и осмысливать её.

– договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

– обосновывать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

– знакомятся с метафорой как со средством выразительности;

– уясняют, на основе чего, как сходства могут появляться метафоры;

– развивают творческие способности, устную и письменную речь.

Метапредметные:

Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; анализируют языковые единицы, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные – формируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий: контролируют, сличая способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – учитывают позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, участвуют в коллективном обсуждении проблем, умеют работать в парах и в группе, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1. Оргмомент. Мотивация



















Формулировка цели и постановка проблемного вопроса урока

– Здравствуйте, ребята! (слайд 2)

Солнце встало из-за тучки –

Протянуло к тебе ручки,

Обняло, поцеловало

И удачи пожелало!

И я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.

– Ребята! А не заметили ли вы чего-нибудь необычного в стихотворении, когда я говорила о солнце? Что оно сделало?

– ...

– "Солнце встало". Что означает это выражение?

(слайд 3)

– ...

– Соотнесите с действиями человека, встающего с постели. Какое значение у выражения "солнце встало"?

– Человек встаёт на ноги, а у солнца нет ног…

– А если погода ненастная? Как об этом говорят?

– ...

– "Идёт дождь". (слайд 4)

– Как это "идёт"? Может быть, у дождя есть ноги?!

– ...

– Дело, конечно, не в ногах, которых нет ни у солнца, ни у дождя, а в том, что языке есть особое явление, когда мы говорим о чём-то не в прямом, а в переносном значении. Оно называется метафорой. Знаете ли вы, что это такое?

Формулировка темы урока,

цели урока

– Чего мы пока не знаем? Что хотели бы узнать? Чему хотите научиться?!

– ...

Личностные результаты:

1.Интерес к изучению русского языка, к красоте художественного слова.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Определять цель урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

2. Пробное действие.




– Давайте проверим, можем ли мы различать прямое и переносное значение у слов и выражений (словосочетания из упражнения 97, распечатанные на карточках) (слайд 5).

Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком - в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов. (слайд 6)

Туча комаров  множество (слайд 7)

Лиса (о человеке хитрый

Мягкая зима  тёплая

Глухая ночь  глубокая, тихая, безмолвная

Острый ум  проницательный

Глубокие знания  прочные

Температура прыгает  резко изменяется

Время течёт  уходит, протекает

Самопроверка по эталону (на слайде 7, 8)

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, устанавливать закономерности.




Регулятивные УУД:

  1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



3. Открытие нового знания.

Формулировка определения метафоры, сравнение формулировки с тем, что дано в учебнике (стр. 54-55) и на слайде 9

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, устанавливать закономерности.




Регулятивные УУД:

  1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ЭТАП 3. Практикум (работа в группах): используя материалы упражнения 98, учащиеся каждой группы (их 5) подбирают словосочетания в зависимости от того, какой признак положен в основу переносного значения слова, и записывают их в одну из колонок таблицы. При необходимости пользуются толковыми словарями.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция (каждая группа докладывает полученные результаты, объясняя логику помещения слов в группу).

Смотрят демонстрируемые фотографии и рисунки (слайды 11-17). Сверяют полученные результаты с таблицей на слайде 10.



4. Развитие учебно-языковых и речевых умений




Сходство предметов или явлений

По форме

По цвету

По положению

По функциям

По внутренним свойствам, ощущениям, восприятию предметов

и явлений,

их оценке

Головка лука

Серебряный иней

Подошва горы

Часы идут

Чёрствый человек

Шляпка гвоздя

Золотой закат

Шляпка гвоздя

Дворник на автомобильном стекле

Острая боль

Хвост поезда



Хвост поезда



Мягкий климат

Игольное ушко







Золотое время

Горный хребет












Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.




РегулятивныеУУД:

  1. Искать пути решения проблемы.

  1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.










– Как вы думаете, где чаще всего и для чего используются метафоры?

Коммуникатив-ные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.










Работа с художественным текстом

(слайды 20, 21-22)




* * *
Там, где капустные грядки 
Красной водой поливает восход, 
Кленёночек маленький матке 
Зелёное вымя сосёт. (С. Есенин)










– Метафора часто лежит в основе такого произведения устного народного творчества, как загадка.

Чтение загадок, отгадывание и нахождение метафор (слайд 23).







– Отгадайте загадки (задание по рядам):

  • Стоят в поле сестрички –

  • Жёлтый глазок,

  • Белые реснички.

Ромашки

  • Где березняк рябой и редкий,

  • Где тает дымка лозняка,

  • Он, в серой курточке, на ветке

  • Сидит и держит червячка.

Воробей

  • Одеяло белое

  • Не руками сделано,

  • Не ткалось и не кроилось,

  • С неба на землю свалилось.

Снег




ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

5. Итог урока

Рефлексия

Коммуникатив-ные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.




– Кто помнит, какая картинка была на слайде, когда вам было дано задание в парах. Что было изображено?

– Репродукция картины Сальвадора Дали «Утекающее время» (слайд 25). В чём её смысл?! Какова связь с темой нашего урока?

– Надеюсь, что время на уроке прошло с пользой для вас, не утекло зря!? Закончите одну из фраз на слайде 26:




Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…







Оцените своё настроение при помощи картинки на этом же слайде (слайд 26):

- Мне всё удалось!

- Мне не всё удалось…

- У меня ничего не получилось.

6. Домашнее задание

Выберите одно из заданий:

  • Попробуйте привести примеры слов в переносном значении, подобные тем, что были в рубрике «Это интересно» (стр. 55 в учебнике, внизу).

  • Подберите и запишите небольшие тексты с метафорами.

  • Сочините загадку на основе метафоры или найдите такие загадки.







Межпредметные связи: работа с картиной Сальвадора Дали «Утекающее время», с художественными текстами: стихотворениями С. А. Есенина, С. Я. Маршака и народными загадками.



Приложение 1 (материалы упр. 97)

Работа в парах: учащиеся определяют, в каком случае выделенные слова использованы в прямом, а в каком - в переносном значении. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Записать сформулированные толкования переносного значения слов:

Грозовая туча – туча комаров, лиса (животное) – лиса (о человеке), мягкоекресло – мягкая зима, глухой человек – глухая ночь, острый нож – острыйум, глубокие ямы – глубокие знания, река течёт – время течёт, заяцпрыгает – температура прыгает.

Приложение 2 (материалы упр. 98):

прочитав метафоричные выражения,

определите, какие из них относятся к вашей группе,

аргументируя свой выбор.

Часы идут, головка лука, игольное ушко, горный хребет, дворник на автомобильном стекле, подошва горы, бездна горя, шляпка гвоздя, хвост поезда, чёрствый человек, чёрная зависть, мягкий климат, острая боль, серебряный иней, золотое время, золотой закат.

Приложение 3: «Это интересно»:

Человеку свойственно описывать мир в сравнении с собой. Поэтому в языке часто встречаются метафоры, основанные на сравнении предметов и явлений с частями тела, свойствами, чертами характера человека:

головка сыра, горлышко бутылки, ножка стула, нос корабля, спинка дивана, сердце страны, дверной глазок, злой ветер, добрый урожай, хмурый день, небо нахмурилось, ветер поёт, природа улыбается и т. д.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!