-познакомить с составом кислот; -продолжить формирование умений составлять формулы химических соединений – кислот;
-развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать
выводы, находить существенные признаки предметов и соединений, адекватность
самооценки.
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - работать с разными источниками информации; - основам рефлексивного чтения; - работать с таблицами и схемами; - учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию…
Этапы урока | Деятельность учителя и учеников | Формирование УУД и технология оценивания | Коррекционная работа |
I. Организационный момент | Приветствие. Выявление отсутствующих. Создание эмоционального настроя. Повторение правил техники безопасности. Проверка готовности к уроку. | личностные: - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Химический диктант с взаимопроверкой: Оксид калия, гидроксид бария, гидроксид алюминия, оксид железа, оксид водорода. 2.Беседа опрос: – С какими классами соединений химических элементов, вы познакомились на предыдущих уроках? - Оформите на доске схему «Классы неорганических соединений». -Подберите к классам неорганических соединений примеры. -Дайте названия следующим веществам и определите степени окисления элементов в веществах: Na OH, Al2O3, K2 O, Ca (OH)2, Н 2O. | познавательные: -владеют приемами анализа и систематизации материала -преобразуют информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему, формулы) коммуникативные: -сотрудничают с учителем; -формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение метапредметные: -умение делать самостоятельный выбор, осуществляя сравнение и классификацию, основания критериев для указанных логических операций | -коррекция зрительного слухового восприятия, внимания, памяти мышления |
III. Постановка проблемы | Проводится с использованием презентации -Распределить предложенные вещества на группы: HNO3, Н2SO4; Са (OН)2, P2O5, Ва О; Cu (OH); Ва O; К2 O. -Все ли соединения химических элементов, вы смогли распределить на группы? -Проанализируйте соcтав молекул веществ неизвестной вам группы веществ. Выдвигают гипотезу: если знаем состав веществ, то сможем записать алгоритмы составления их формул и названий - Посмотрите на представленные формулы и скажите, что общего между ними. Н3PO4, Н2 CO3, Н Cl, НNO3 , Н2SiO3. (Обучающиеся, открывают признаки составления формул и названия кислот и самостоятельно выводят определение кислоты) Работа с учебником: изучают определение кислоты, материал параграфа 21, знакомятся с алгоритмом формул кислот - «Найди потерявшихся родственников» (Выбрать из предложенных формул веществ – формулы кислот) Н Cl; HNO3; Cu O; Na OH; Ca O; Н3 PO4, Мg (OН)2, Н Cl, Cu (OН)2 , Na2 O, Н2 SO4 . (Обучающиеся, открывают признаки определения основность кислот и самостоятельно ее определяют). | регулятивные: - целеполагание, как постановка учебной задачи, - планируют, прогнозируют познавательные: - систематизируют информацию коммуникативные: - формируют собственное мнение; - устанавливают и сравнивают разные точки зрения; - принимают решение | -совершенствование пространственного анализа и изображения |
IV. Открытие нового знания. | Работа с учебником: Соответствие заряда кислотного остатка и число атома водорода (вводится понятие основность) - Определите основность данных кислот: Н3PO4, Н2 CO3, Н Cl, НNO3 , Н2SiO3. -Среди перечисленных кислот определите степень окисления кислотного остатка: Соляная кислота, Серная кислота, Фосфорная кислота, Азотная кислота, Кремниевая кислота, Угольная кислота. (Обучающиеся записывают формулы кислот, комментируют их состав и определяют степени окисления кислотных остатков). -Напиите формулы кислородосодержащих кислот: азотная, серная, фосфорная, кремниевая. (Обучающиеся составляют формулы кислот, определяют основность кислот, дают определение кислородосодержащие кислоты). Динамическая пауза / Физминутка для глаз. | регулятивные: - высказывают предположения на основе наблюдений; - формулируют проблему урока; - ищут пути решения проблемы; познавательные: - извлекают информацию, представленную в виде химических формул, - классифицируют вещества коммуникативные: - формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение | -усвоение навыков общения, освоения внутригрупповых и межличностных ролей, модели поведения и речевой деятельности; -развитие зрительного внимания и кратковременной памяти -увеличение качества перцептивных образов |
VI. Закрепление нового материала | Работа для групп по карточкам: 1 группа – серная кислота 2 группа – азотная кислота 3 группа – фосфорная кислота. План работы: 1) Написать формулу кислоты. 2) Определить основность. 3) Определить содержание кислорода. 4)Определить растворимая она или нет (используя таблицу растворимости). 5) Определить степень окисления кислотного остатка 6) Назвать оксид исходной кислоты. - Как определить, какое вещество будет на вкус кислым, не используя орган вкуса? (Обучающиеся предлагают использовать индикаторы. Работают с таблицей учебника «Окраска индикаторов», определяют какой индикатор удобнее использовать для распознавания кислот) - Может ли пригодиться новое знание в быту? - А в химической лаборатории? (Обучающиеся предлагают решение проблемы (акцент делается на соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами в быту.) - Лабораторный опыт: (Обучающиеся проводят опыт по обнаружению лимонной кислоты среди выданных веществ с помощью индикатора). - А если в быту нет возможности пользоваться известными нам уже индикаторами? (Предлагается следующая информация) «Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот» | коммуникативные: - умеют выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий регулятивные: - самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия (На основе прослушанной информации, выполненного задания ученики делают выводы о возможности использования природных индикаторов) | -избирательность зрительного внимания, (фокус) памяти, мыслительных операций, анализа-синтеза, признаков объектов, мотивации. -развитие навыков использования аномального зрения и сохранных органов осязания, слуха, обаяния - перцептивные действия в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности |
Итог урока | Работа со схемой «Кислоты» а) Работа со словарными словами б) Письменная работа в тетрадях | регулятивные: - соотносят цели и результаты своей деятельности; - вырабатывают критерий оценки и определяют степень успешности своей работы | -интегрирование сенсорной информации в целостный образ |
Домашнее задание | Д/з (по группам) 1. презентация – кластер «Классификация кислот» 2.сообщение о применении кислот | познавательные: - свободно пользуются интернет ресурсами в учебных целях | |
Рефлексия | Делятся впечатлениями об уроке: - что узнали нового интересного на уроке? - что произвело большее впечатление? | | -развитие умения адекватной самооценки |