СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Кислоты: состав, классификация, свойства"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении урока по теме "Кислоты: состав, классификация, свойства" обучающиеся научатся определять состав кислот, классифицировать их, определять валентность кислотного остатка, применять правила техники безопасности при работе с кислотами.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Кислоты: состав, классификация, свойства"»

Тема: Кислоты: состав, классификация, свойства

Тип урок: урок открытия новых знаний. Цели как деятельность учеников:

М/п: пользоваться разными источниками информации, вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: высказывать и обосновывать свою, точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Цель урока:

образовательная:

-формировать представление о кислотах;

-познакомить с составом кислот; -продолжить формирование умений составлять формулы химических соединений – кислот;

воспитательная:

  -воспитывать самостоятельность, трудолюбие, добросовестность;

развивающая:

   -развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать  

   выводы, находить  существенные признаки предметов и соединений, адекватность  

         самооценки.

Планируемые  результаты: 

  • учащиеся научатся: - определять состав кислот и их классификацию;  - определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот; - применять правила техники безопасности при работе с кислотами; - распознавать кислоты с помощью индикаторов; - работать в паре; - слушать собеседника; - выстраивать логическую цепочку рассуждений; - контролировать и оценивать свою работу.

  • учащиеся получат возможность научиться:

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - работать с разными источниками информации; - основам рефлексивного чтения; - работать с таблицами и схемами; - учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию…









Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

Формирование УУД и технология оценивания

Коррекционная работа

I. Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих.

Создание эмоционального настроя.

Повторение правил техники безопасности.

Проверка готовности к уроку.


личностные:

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


1. Химический диктант с взаимопроверкой:

Оксид калия, гидроксид бария, гидроксид алюминия, оксид железа, оксид водорода.


2.Беседа­ опрос:

– С какими классами соединений химических элементов, вы познакомились на предыдущих уроках?

- Оформите на доске схему «Классы неорганических соединений».

-Подберите к классам неорганических соединений примеры.

-Дайте названия следующим веществам и определите степени окисления элементов в веществах: Na OH, Al2O3, K2 O, Ca (OH)2, Н 2O.

познавательные:

-владеют приемами анализа и систематизации материала

-преобразуют информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему, формулы)

 

коммуникативные: 

-сотрудничают с учителем;

-формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение

метапредметные:

-умение делать самостоятельный выбор, осуществляя сравнение и классификацию, основания критериев для указанных логических операций

-коррекция зрительного слухового восприятия, внимания, памяти мышления

III. Постановка проблемы

Проводится с использованием презентации

-Распределить предложенные вещества на группы: HNO3, Н2SO4; Са (OН)2, P2O5, Ва О; Cu (OH); Ва O; К2 O.

-Все ли соединения химических элементов, вы смогли распределить на группы?

-Проанализируйте соcтав молекул веществ неизвестной вам группы веществ.

Выдвигают гипотезу: если знаем состав веществ, то сможем записать алгоритмы составления их формул и названий - Посмотрите на представленные формулы и скажите, что общего между ними. Н3PO4, Н2 CO3, Н Cl, НNO3 , Н2SiO3.

(Обучающиеся, открывают признаки составления формул и названия кислот и самостоятельно выводят определение кислоты)

Работа с учебником: изучают определение кислоты, материал параграфа 21, знакомятся с алгоритмом формул кислот - «Найди потерявшихся родственников» (Выбрать из предложенных формул веществ – формулы кислот) Н Cl; HNO3; Cu O; Na OH; Ca O; Н3 PO4, Мg (OН)2, Н Cl, Cu (OН)2 , Na2 O, Н2 SO4 .

(Обучающиеся, открывают признаки определения основность кислот и самостоятельно ее определяют).

регулятивные: - целеполагание, как постановка учебной задачи, - планируют, прогнозируют



познавательные: 

- систематизируют информацию

коммуникативные: 

- формируют собственное мнение;

- устанавливают и сравнивают разные точки зрения;

- принимают решение

-совершенствование пространственного анализа и изображения


IV. Открытие нового знания.


Работа с учебником:

Соответствие заряда кислотного остатка и число атома водорода (вводится понятие основность)

- Определите основность данных кислот: Н3PO4, Н2 CO3, Н Cl, НNO3 , Н2SiO3.

-Среди перечисленных кислот определите степень окисления кислотного остатка:

Соляная кислота, Серная кислота, Фосфорная кислота, Азотная кислота, Кремниевая кислота, Угольная кислота.

(Обучающиеся записывают формулы кислот, комментируют их состав и определяют степени окисления кислотных остатков).

-Напиите формулы кислородосодержащих кислот: азотная, серная, фосфорная, кремниевая.

(Обучающиеся составляют формулы кислот, определяют основность кислот, дают определение кислородосодержащие кислоты).

Динамическая пауза / Физминутка для глаз.


регулятивные:

- высказывают предположения на основе наблюдений;

- формулируют проблему урока;

- ищут пути решения проблемы;

познавательные:  - извлекают информацию, представленную в виде химических формул,

- классифицируют вещества

коммуникативные: 

- формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение

-усвоение навыков общения, освоения внутригрупповых и межличностных ролей, модели поведения и речевой деятельности;

-развитие зрительного внимания и кратковременной памяти





-увеличение качества перцептивных образов

VI. Закрепление нового материала

Работа для групп по карточкам:

1 группа – серная кислота

2 группа – азотная кислота

3 группа – фосфорная кислота.

План работы:

1) Написать формулу кислоты.

2) Определить основность.

3) Определить содержание кислорода.

4)Определить растворимая она или нет (используя таблицу растворимости).

5) Определить степень окисления кислотного остатка

6) Назвать оксид исходной кислоты.

- Как определить, какое вещество будет на вкус кислым, не используя орган вкуса?

(Обучающиеся предлагают использовать индикаторы. Работают с таблицей учебника «Окраска индикаторов», определяют какой индикатор удобнее использовать для распознавания кислот)

- Может ли пригодиться новое знание в быту? - А в химической лаборатории? (Обучающиеся предлагают решение проблемы (акцент делается на соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами в быту.)

- Лабораторный опыт: (Обучающиеся проводят опыт по обнаружению лимонной кислоты среди выданных веществ с помощью индикатора).

- А если в быту нет возможности пользоваться известными нам уже индикаторами?

(Предлагается следующая информация)

«Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели".

Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот»

коммуникативные:

- умеют выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий 



регулятивные:  

- самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия








(На основе прослушанной информации, выполненного задания ученики делают выводы о возможности использования природных индикаторов)

-избирательность зрительного внимания, (фокус) памяти, мыслительных операций, анализа-синтеза, признаков объектов, мотивации.

-развитие навыков использования аномального зрения и сохранных органов осязания, слуха, обаяния



- перцептивные действия в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности








Итог урока

Работа со схемой  «Кислоты»

 а) Работа со словарными  словами

б) Письменная работа в тетрадях

регулятивные: - соотносят цели и результаты своей деятельности;

- вырабатывают критерий оценки и определяют степень успешности своей работы

-интегрирование сенсорной информации в целостный образ

Домашнее задание

Д/з (по группам)

1. презентация – кластер «Классификация кислот»

2.сообщение о применении кислот

познавательные:

- свободно пользуются интернет ресурсами в учебных целях


Рефлексия

Делятся впечатлениями об уроке:

- что  узнали нового интересного на уроке?

- что  произвело  большее впечатление?


-развитие умения адекватной самооценки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!