СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к занятию «Дерево как источник творчества художника (резьба наличников старинного Симбирска)» по программе внеурочной деятельности «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Ульяновского-Симбирского края»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к занятию по программе внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к занятию «Дерево как источник творчества художника (резьба наличников старинного Симбирска)» по программе внеурочной деятельности «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Ульяновского-Симбирского края»»

Технологическая карта к занятию по программе внеурочной деятельности «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Ульяновского-Симбирского края»


Направление: художественно-эстетическое

Название программы: «Народные художественные промыслы как источник творчества художников Ульяновского-Симбирского края»

Тема занятия: «Дерево как источник творчества художника (резьба наличников старинного Симбирска)»

Класс: 3

Планируемые цели для педагога:

- показать роль природной пластики дерева в развитии воображения и фантазии художника (на основе коллекции изделий А.А. Пластова из бересклета);

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

- формировать отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, в творческом подходе при выполнении заданий.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель выполняемой работы на занятии с помощью педагога;

- уметь высказывать своё мнение на основе работы с материалом;

- формировать умение планировать свои действия и в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- добывать новые знания в ходе практической работы;

- использовать свой жизненный опыт для решения практических задач;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли,

- уметь слушать и понимать речь собеседника при работе в группе;

Планируемые предметные результаты:

- понимать эстетическое значение в жизни человека такого природного материала, как дерево;

-анализировать разнообразие форм декора деревянной резьбы;

- создавать вариации орнамента по памяти или с опорой на образец;

- проводить наблюдение над объектами природы Ульяновского-Симбирского края, видеть и объяснять образное содержание деревянной резьбы;

- сознательно развивать воображение при обращении к анализу форм изогнутых коряг.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Средства (оборудование): компьютер, экран, фотогалерея или выставка личных вещей художника А.А. Пластова, где представлены фигурка из бересклета и предмет с фрагментом резьбы, выполненной художником; найденные детьми и принесённые ими коряги, корни малины и др.


Содержание взаимодействия с обучающимися

п/п

Этапы занятия

Деятельность

музейного педагога

Деятельность

ученика

Формирование УУД

Вре-мя

1

Органи-заци-онный момент

Здравствуйте, ребята! Музей пришел к вам в гости.

Дети встают.

Личностные УУД:

- воспитывать уважением к взрослым.

1

2

Актуали-зация

опорных знаний

Ребята, посмотрите на фотографию этого человека с палитрой и кистью и ответьте на вопрос, знаком ли он Вам и о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Слайд 1 Фото художника А.А. Пластова

(Илл. 2.)

Ответы детей на вопросы:

Это художник Аркадий Пластов.

Он наш земляк, так как родился на территории Ульяновской области в селе Прислониха.

Значит, сегодня мы узнаем что-то новое из его биографии или творчества.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу;

Регулятивные УУД:

-осуществлять взаимоконтроль;

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других;

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- формировать принадлежность к территории, на которой ребенок живет

1

3.

Само-опреде-ление к деятель-ности.

Поста-новка

целей и задач

Сегодня мы с Вами посетим мастерскую художника Аркадия Пластова, уроженца Ульяновской области. Мастерская находится в его родном селе Прислонихе.

Попробуем, глядя на фотографию, представленную на слайде, определить о каком природном материале пойдет сегодня речь.

Слайд 2

Фото мастерской художника А.А. Пластова (Илл.3.)

Мастерская художника выполнена из дерева и её стены украшены большим количеством фигурок из дерева. Сегодня мы будет говорить о дереве и том, что художник из него делал


Слайд 3.

Фигурка из бересклета из мастерской Пластова (Илл.4)

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

-принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;


Коммуникативные УУД:

-уметь строить высказывания, понятные другим;

Личностные УУД:

- определить границы собственного знания и незнания о таком знакомом с детства материале, как дерево.

3

4.

Откры-тие

нового знания

Внимание школьников обращается на множество фигурок, которыми наполнена мастерская художника. Это животные и сказочные персонажи, выполненные из корней бересклета. Их Пластов находил во время своих прогулок в окрестностях родного села Прислонихи Ульяновской области. У вас тоже было задание к сегодняшнему занятию найти причудливо изогнутые коряги, ветки, корни. Давайте включим наше воображение и предположим что на что похоже.

На основе коллекции изделий А.А. Пластова из бересклета мы с Вами можем сделать вывод о том, как важна работа с природной пластикой дерева при дальнейшем обращении к народным художественным промыслам

Школьники, описывают словесно или изображают то, на что похожи корешки и причудливо изогнутые ветки, найденные ими.


Познавательные УУД:

-выявлять сходство и различие объектов,

- классифицировать по признакам объекты

Регулятивные УУД:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве


Коммуникативные УУД:

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный текст,

- строить высказывания, понятные для других

- проявлять активность во взаимодействии

Личностные УУД:

Развитие доброжелательнос-ти, готовность к сотрудничеству

5



С давних времен человек перенёс причудливые узоры из мира природы в свой быт. Геометрические и растительные орнаменты повторяются в украшениях наличников, перил крылечек и других элементов деревянных домов начала XX века, ещё сохранившихся в Ульяновске. В мастерской Пластова можно увидеть фрагменты резьбы, выполненной художником, которая раньше украшала ворота его дома. Одному из вас было дано задание найти в городе и запечатлеть на фотоаппарат узоры деревянной резьбы. Послушаем выступление.


Ответим на вопросы

- Какие сказочные фигуры входят в орнамент резьбы?

- Какие геометрические фигуры входят в украшение наличников?

Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов называется орнаментом. Он может быть геометрическим, или растительным, с повторяющимся рисунком изображенных на нём зверей или людей.

Слово записано на доске. Прочитаем его ещё раз сначала по очереди (определим место ударения, выделим ошибкоопасные места), потом хором, своими словами объясним, что такое орнамент.

Слайд 4,5

Фото с фрагментом резьбы на воротах дома А.А. Пластова.

Наличников из р.п Карсун

(Илл. 5-6)












Слайд 6,7 (деревянная резьба из р.п. Карсун) (Илл. 7-8)

Выступление ученика с демонстрации-ей фотогале-реи, который нашел в своем районе г. Ульяновска дома с деревянными резными наличниками.

(на доску прикрепляются фотографии с изображением наличников,



сфотографированные учеником)

Ответы обучающихся






















Запись на доске:

Орн`амент


Это рисунок, повторяющийся через одинаковое расстояние из листочков или геометрических фигур, фигур животных

Познавательные УУД

- освоить новое понятие «орнамент»;

- усовершенствовать логические операции: сравнение, установление аналогии, обобщение

Регулятивные УУД

- уметь корректировать ответ товарища, который дает определение слову «орнамент»;

Коммуникатив-ные УУД:

- умение заслушивать выступления других;

Личностные УУД

- воспитать умение уважать исследовательский труд другого человека

10



Задание: попробуйте нарисовать по памяти или опираясь на рисунок резьбы наличников с фотографий докладчика фрагмент орнамента резьбы на тетрадном листе.

Дети на листе в клетку чертят дорожку толщиной в 1 см и в её пределы вписывают орнамент.

Регулятивные УУД:

- развивать умение управлять своей деятельностью;

Познавательные УУД:

- уметь использовать знако-символические схемы для создания рисунка орнамента.

15

5.

Подведе-ние итогов.

Рефлек-сия

Учителем отмечаются наиболее удавшиеся рисунки орнаментов. Из них ребята делают импровизирован-ную выставку.

Ребята отвечают на вопросы. Что им больше всего понравилось на уроке:

-рассматривать причудливо изогнутые коряги;

- рассматривать узоры деревянной резьбы;

- узнать, как Аркадий Пластов относился к дереву и что он из него делал.

Ответы детей

Регулятивные УУД:

-уметь оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять взаимный контроль


5

Методический комментарий к занятию

1. Резьба для ворот, выполненная А.А. Пластовым, бережно снята и заменена потомками на аналогичную, оригинал хранится в мастерской художника.

2. Пластов научился приемам деревянной резьбы, будучи вольным слушателем в 1912 – 1913 годы курсов Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища.

3. На практике освоение полученных после творческих встреч знаний воплощается в зарисовках детьми узоров резьбы наличника сначала на бумаге, а потом на деревянной планке. В качестве предмета, который учащиеся будут украшать рисунком резьбы, выбирается обычная деревянная линейка, на которой орнамент, предложенный школьником, становится его авторской подписью. При этом за образец берётся узор наличников домов, сохранившихся в Ульяновске или Ульяновской области.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!