СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку "Устройства ввода информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок-лекция

Цели урока:

Учебная: создать условия для формирования знаний об устройствах ввода информации и основных принципах их работы.

Воспитательная: создать условия для формирования познавательного интереса к техническим средствам информатизации.

Развивающая: создать условия для развития логического мышления.

Методическая: реализация методики лекционного занятия с элементами деятельностного

подхода к обучению

Задачи урока:

  1. научить составлять классификацию устройств ввода информации;
  2. объяснить основные принципы работы устройств ввода информации;
  3. ознакомить с  параметрами работы манипуляторных устройств.

 

Межпредметные связи

Обеспечивающие

Обеспечиваемые

ПМ01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

Физика

Информатика

Оборудование занятия:

  • файл презентации урока;
  • раздаточный материал (рабочий лист)

 

Алгоритм проведения урока

Этап

Время, мин

Структурные

элементы

Деятельность 

преподавателя

студентов

1

2

Организационный момент

Приветствует студентов

Проверяет отсутствующих

Приветствуют преподавателя

Информируют об отсутствующих

2

3

Определение темы урока

Организует студентов к определению темы урока

Участвуют в обсуждении темы урока

3

7

Постановка цели  Планирование деятельности и определение задач урока

Организует обсуждение и корректировку.

Обобщает ответы

Актуализирует цель

урока

Формулируют цель, задачи урока

4

5

Актуализация опорных знаний

 

Организует обсуждение и корректировку видов устройств ввода информации

Определяют, о чем идет речь, используя имеющиеся знания

5

30

Изучение нового материала

Излагает новый материал. Организует деятельность студентов по составлению классификации устройств

Воспринимают информацию, конспектируют новый материал с использованием раздаточного материала. Участвуют в составлении схемы классификации устройств

6

3

Физкультминутка

Организует выполнение упражнений

Выполняют упражнение

7

30

Изучение нового материала и закрепление

 

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Выдает задание по составлению схемы работы устройства

Воспринимают и фиксируют речь преподавателя, задают уточняющие вопросы. Заполняют рабочий лист.

8

8

Итоги урока.

Рефлексия

Инициирует рефлексию учащихся по поводу изученной темы. Организует студентов к проведению анализа полученных знаний и умений при изучении материала урока

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы по достижении цели урока и реализации ожиданий.

9

2

Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Воспринимают информацию

 

Информационно – методическое обеспечение:

Рабочие тетради, доска, раздаточный материал, презентация к уроку.

Список использованных источников:

  1. Гребенюк Е.И.  Технические средства информатизации: учебник для студ. проф. образования / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 352с.
  2. Лавровская О.Б. Технические средства информатизации. Практикум: учебное пособие для студ. проф. образования / О.Б. Лавровская. – 2-е изд., стер. – М. :  Издательский центр «Академия», 2013. - 208с.

Интернет–ресурсы:

  1. http://www.citforum.ru/operating_system/unix/contens.html
  2. Портал русский MSDN [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://msdn.microsoft.com/ru-ru
  3. Сайт «Все для программиста» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.codenet.ru/

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку "Устройства ввода информации"»

План конспект урока

(Вопросы которые будут рассмотрены в ходе занятия)

Вопросы:

  1. виды устройств ввода информации.;

  2. принцип работы устройств ввода информации;

  3. параметры работы манипуляторных устройств

Организационный этап

Преподаватель: приветствует студентов, отмечает отсутствующих.

Студенты: приветствуют преподавателя, информируют об отсутствующих.

Преподаватель: организовывает внимание студентов.

Определение темы урока

Постановка цели 

Планирование деятельности и определение задач урока

Повторение и актуализация опорных знаний

Преподаватель: задает наводящие вопросы и записывает ответы студентов на доске.

На каком предмете вам рассказывали об устройствах ввода информации?

Какие устройства ввода вы знаете?

Студенты: отвечают на вопросы (эвристическая беседа)

Преподаватель: записывает и структурирует классификацию

Преподаватель:

Для обработки информации с помощью ПК пользователь должен ввести информацию в компьютер. Основными устройствами ввода данных и управления системой являются клавиатура, мышь, джойстик. Однако все большее распространение получают такие устройства ввода информации, как сканер, цифровая камера, дигитайзер. Клавиатура (Keyboard) является основным устройством ввода информации в ПК, хотя мышь все больше берет на себя выполнение функций управления.

Давайте посмотрим на доску и проанализируем:

Все устройства мы записали?

Клавиатура всегда одинаковая или встречаются разные?

На столах находится материал, который поможет вам составить классификацию устройств ввода информации.

Ребята: заполняют таблицу классификации устройств ввода используя структурированный материал

Первичное усвоение нового материала

Клавиатура

По конструктивному исполнению клавиатуры подразделяются на клавиатуры с пластмассовыми штырями, со щелчком, с микропереключателями и сенсорные.

Клавиатуры с пластмассовыми штырями выполняются таким образом, что под каждой клавишей находится пластмассовый штырь, установленный вертикально, нижний конец которого выполнен в виде штемпеля (клейма), изготовленного из композиции резины с металлом. Ниже этого резинового штемпеля находится пластина с контактными площадками, неподвижно установленная на корпусе панели. При нажатии клавиши штемпель соприкасается с контактными площадками, замыкается электрическая цепь, что воспринимается контроллером клавиатуры. Недостатком такой клавиатуры является высокая чувствительность клавиши к вибрации при нажатии, что приводит к многократному отображению символа на экране при печати с высокой скоростью.

Клавиатура со щелчком выполнена так, что при нажатии клавиши ее механическое сопротивление становится тем больше, чем глубже она нажимается. Для преодоления этого сопротивления необходимо затратить определенную силу, после чего клавиша нажимается легко. Нажатие и отпускание клавиши сопровождается щелчком, отсюда и название. Клавиатуры со щелчком позволяют обеспечить уверенность в том, что клавиша нажата, а это повышает скорость ввода информации.



Клавиатуры с микропереключателями имеют характеристики, аналогичные клавиатурам со щелчком. Но Микропереключатели, в том числе герконы (герметические контакты), характеризуются большей прочностью и длительным сроком службы.

Клавиатуры с герконами содержат переключатели клавишей с пружинными контактами из ферромагнитного материала, помещенными в герметизированный стеклянный баллон. Контакты приходят в соприкосновение (или размыкаются) под действием магнитного поля электромагнита, установленного снаружи баллона.

Основным элементом клавиатуры являются клавиши. Сигнал при нажатии клавиши регистрируется контроллером клавиатуры и передается в виде так называемого скэн-кода на материнскую плату. Скэн-код — это однобайтовое число, младшие 7 бит которого представляют идентификационный номер, присвоенный каждой клавише.

На материнской плате ПК для подключения клавиатуры также используется специальный контроллер.

Когда скэн-код поступает в контроллер клавиатуры, инициализируется аппаратное прерывание, процессор прекращает свою работу и выполняет процедуру, анализирующую скэн-код.

Скэн-код трансформируется в код символа (так называемые коды ASCII).

При этом обрабатывающая процедура сначала определяет установку клавишей и переключателей, чтобы правильно получить вводимый код (например, «ф» или «Ф»).

Затем введенный код помещается в буфер клавиатуры, представляющий собой область памяти, способную запомнить до 15 вводимых символов.

Контроллер клавиатуры выполняет функции самоконтроля в процессе загрузки системы. Процесс самоконтроля при загрузке отображается однократным миганием трех индикаторов клавиатуры.

Принцип действия сенсорной клавиатуры основан на усилении разности потенциалов, приложенной к чувствительному элементу. Количество этих элементов соответствует количеству клавишей. В качестве чувствительных элементов используются токопроводящие контактные площадки в виде, например, одного или двух прямоугольников, разделенных небольшим зазором. В момент касания пальцем контактных площадок статический потенциал усиливается специальной схемой, на выходе которой формируется сигнал, аналогичный сигналу, возникающему при нажатии клавиши обычной механической клавиатуры. Сенсорные клавиатуры самые долговечные, поскольку в них отсутствуют какие-либо механические элементы и информация о нажатии «клавиши» формируется только электроникой. Драйвер клавиатуры служит для отображения на экране набранного на клавиатуре и обычно является составной частью любой операционной системы.

Физкультминутка

Преподаватель:

Мышь

Мышь, как и клавиатура, является важнейшим средством ввода информации. Особенно возросла ее роль с появлением графических оболочек, поскольку мышь стала необходимой для эффективной работы на ПК с соответствующим программным обеспечением.

Важное преимущество графических оболочек — возможность инициализации многих команд без длительного ввода их с клавиатуры. Управление с помощью несложных процедур: выбор, щелчок (или двойной щелчок) на объекте в виде пиктограммы, символа или пункта меню — зачастую позволяет обходиться без использования клавиатуры.

Мышь как датчик перемещения была изобретена в 1968 г. Дугласом Энгельбартом. Но неотъемлемой составляющей компьютера Apple Macintosh она стала в конце 1970-х гг., поскольку именно этот компьютер был укомплектован полноцветным графическим интерфейсом, где пользователь отдавал команды, щелкая мышью по значкам-пиктограммам. Поскольку ПК получил такой интерфейс позже, мышь в составе ПК появилась только в середине 1980-х гг.

По принципу действия мыши подразделяются на оптико-механические и оптические.

Оптико-механическая мышь состоит из следующих основных элементов. В нижней плоскости корпуса мыши находится отверстие, которое открывается поворотом пластмассовой шайбы. Под шайбой находится шарик диаметром 1,5 — 2 см, изготовленный из металла с резиновым покрытием (рис. 6.2). В непосредственном контакте с шариком находятся валики. Причем только один из валиков служит для управления шариком, а два других валика регистрируют механические передвижения мыши. При перемещении мыши по коврику шарик приходит в движение и вращает соприкасающиеся с ним валики. Оси вращения валиков взаимно-перпендикулярны. На этих осях установлены диски с прорезями, которые вращаются между двумя пластмассовыми цоколями. На одном цоколе находится источник света, а на другом — фоточувствительный элемент (фотодиод, фоторезистор или фототранзистор). С помощью такого фотодатчика растрового типа точно определяется относительное перемещение мыши. С помощью двух растровых датчиков определяется направление перемещения мыши (по последовательности освещения фоточувствительных элементов) и скорость перемещения в зависимости от частоты импульсов Импульсы с выхода фоточувствительных элементов при помощи микроконтроллера преобразуются в совместимые с ПК данные и передаются на материнскую плату.

Оптическая мышь функционирует аналогично оптико-механической мыши, отличаясь тем, что ее перемещение регистрируется оптическим датчиком. Такой способ регистрации перемещения заключается в том, что оптическая мышь посылает луч на специальный коврик. Отраженный от коврика луч поступает на оптоэлектронное устройство, расположенное в корпусе мыши. Направление движения мыши определяется типом полученного сигнала. Преимуществами оптической мыши являются высокая точность определения позиционирования и надежность.

По принципу подключения к компьютеру мыши можно подразделить на проводные, связанные с компьютером электрическим кабелем («хвостатые» мыши), и бесконтактные (беспроводные, «бесхвостые»). Беспроводные мыши — это инфракрасные или радиомыши.

Инфракрасная мышь функционирует аналогично пульту дистанционного управления телевизора. Для этого рядом с компьютером или на самом компьютере устанавливается приемник инфракрасного излучения, который кабелем соединен с ПК. Движение мыши регистрируется рассмотренными выше механизмами и преобразуется в инфракрасный сигнал, который затем передается на приемник.; Преимущество использования инфракрасной мыши заключается в отсутствии дополнительного кабеля на рабочем столе. Однако для передачи инфракрасного сигнала пространство между передатчиком мыши и приемником компьютера не должно перекрываться, иначе мышь будет не в состоянии передать сигнал на ПК. Инфракрасные мыши работают от аккумулятора или обычной батарейки.

Радиомышь обеспечивает передачу информации от мыши с помощью радиосигнала. При этом нет необходимости в свободном пространстве между приемником и передатчиком. Радиомышь передает данные с помощью радиоволн на небольшой приемник, который подключен к разъему СОМ или PS/2. Расстояние от приемника до мыши может составлять до 1,5 м. Питание радиомыши осуществляется от батареек в ее корпусе.

Для нормального функционирования мыши необходимо обеспечить ее свободное перемещение по плоской поверхности, в качестве которой обычно применяются специальные коврики (Mouse Pad). Однако выпускаются мыши, свободно работающие на любой поверхности. Устройствами ввода сигнала мыши являются кнопки, расположенные на ней. В зависимости от модели мыши на ней имеется от двух до четырех кнопок.

Функциональное назначение кнопок мыши различно и зависит от выполняемого приложения. Помимо кнопок многие мыши оборудованы специальными устройствами для быстрой прокрутки (скроллинга) окон. Наиболее удобным и простым является скроллинг с помощью колес, которым обеспечиваются отдельные модели.

Трэкбол

Трэкбол (Trackball) по конструкции напоминает мышь, у которой шар расположен не внутри корпуса, а на верхней его части. Принцип действия и способ передачи данных трэкбола такой же, как у мыши. Обычно трэкбол использует оптико-механический принцип регистрации положения шарика. Большинство трэкбо-лов управляются через последовательный порт, причем назначение выводов аналогично разъему мыши. Основные отличия трэкбола от мыши в том, что трэкбол обладает стабильностью за счет тяжелого корпуса и не требует специальной площадки для движения. Для пользователей ПК типа Notebook и Laptop имеются встроенные или подключаемые трэкболы.

Джойстик

Джойстик — незаменимое устройство ввода в области компьютерных игр.

Создавался джойстик для использования на специальных военных тренажерах и обычно имитировал устройство управления какой-либо военной техникой.

Цифровые джойстики, как правило, применяются в игровых приставках и в игровых компьютерах.

Любой джойстик состоит из двух элементов: координатной части — ручки или руля, перемещение которой меняет положение виртуального объекта в пространстве, и функциональных кнопок. Число кнопок может быть от трех до восьми, и большинству из них, кроме главной кнопки «Огонь» или гашетки, можно в зависимости от игры присваивать разные значения: смена оружия, коробка скоростей и т.д.

Для ПК в качестве устройства ввода (управления) в основном применяются аналоговые джойстики. Использование цифрового джойстика требует установки в компьютер специальной карты или применения переходника с одного разъема на другой. Аналоговый джойстик имеет существенное преимущество перед цифровым. Цифровой джойстик реагирует в основном на положение управляющей ручки (влево, вправо, вверх, вниз) и статус кнопки «огонь». Аналоговые джойстики регистрируют минимальные движения ручки управления, что обеспечивает более точное управление.

Новые модели дорогих джойстиков имеют своеобразную «обратную связь»: при использовании их для «стрельбы» ручка дает эффект «отдачи», какая бывает у настоящего оружия. Некоторые модели обладают ощутимым сопротивлением, имитирующим управление настоящим летательным аппаратом и позволяющим более точно регулировать перемещение виртуального объекта. Лидерами рынка джойстиков в России являются фирмы Quick Shot и Genius.

 

Ребята: воспринимают и фиксируют речь преподавателя, задают уточняющие вопросы. Заполняют рабочий лист (Приложение А)

Итоги урока. Рефлексия.

Студенты: отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы по достижении цели урока и реализации ожиданий.

Д/З: Вашему предприятию необходимо обеспечить периферийными устройствами операторов ПК IT отдела. Определите оптимальный состав и вид устройств ввода информации. Дайте обоснование выбора.  (Конспект. Электронные материалы).

(Приложение А)

Рабочий лист

1 Клавиатура

 

Укажите порядок прохождения сигнала

 

 

 

 

2 Мышь

Укажите порядок прохождения сигнала.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!